Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа
Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.
Введение
1. Статистика цен и инфляции
1.1 Понятие и сущность цен и инфляции
1.2 Задачи статистики цен
1.3 Система показателей статистики цен
2. Методы расчёта индексов цен и инфляции
2.1 Методы расчёта и анализа индексов цен
2.2 Методы оценки уровня и динамики инфляции
Заключение
Список литературы
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным клиентам за "верность";
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
- скидки при продаже подержанных товаров;
- экспортные
скидки иностранным
- скидки за
потери при усушке, утруске, сортировке,
за повышенное количество
- надбавка за индивидуальность заказа;
- надбавка за повышенное качество;
- надбавка за рассрочку платежа;
- надбавка за дополнительные услуги;
- наценки за упаковку, тару.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.
Свободная калькуляция
цены не означает ее полной стихийности
и необузданности. В большинстве
развитых стран мира на разных этапах
экономического развития проводилась
политика сочетания регулируемых и
свободных цен. Например, в Германии
и США только в 70-х годах были
отменены вертикально фиксированные
(основанные на твердых договорах
между промышленностью и
Снижение доли
фиксированных цен
5,5% - на товары и услуги первой необходимости;
18,6% - на все товары и
28% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.
По соглашению
в рамках ЕС в дальнейшем останутся
только две ставки - нормальная и
сниженная. Кроме того, от уплаты НДС
освобождаются мелкие предприятия,
некоторые виды благотворительной
деятельности, льготы по НДС имеют
предприятия, выпускающие продукцию
социального характера и
Кроме экономического
регулирования цен широко применяется
система административных (законодательных)
мер. Нарушители подвергаются судебному
наказанию в виде штрафа или тюремного
заключения. Например, в США законодательно
запрещены ценовые соглашения между
производителями, оптовой и розничной
торговлей, контролирование
Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный
спрос (в России это выпуск
не обеспеченных товарами
- рост уровня
издержек (например, рост цен на
сырье, переориентация
Рост заработной
платы и цен подталкивают друг
друга, и умеренная инфляция при
соответствующей политике государства
трансформируется в гиперинфляцию:
разрушаются нормальные экономические
отношения, производители и потребители
избавляются от денег, вкладывая
их в непроизводительные ценности,
переходят на бартерные расчеты,
сворачивается производство и накапливаются
товары в расчете на их удорожание,
растет спекулятивная деятельность,
обесцениваются накопления целого поколения
людей. Страдают от инфляции граждане
с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы
и предприниматели. Выигрывают фирмы,
имеющие возможность легко
1.2 ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ЦЕН
Тип экономики
накладывает отпечаток на решаемые
статистикой цен общие и
Требования рынка не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика
состояния (конъюнктуры) рынка.
2. Характеристика
цены как инструмента
3. Анализ цен
с позиции маркетингового
Второй классификацией - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С позиции
государства: изучение цены
2. С позиции
производителя, продавца: изучение
цен как инструмента
3. С позиции
покупателя: изучение цен как
фактора индексации доходов,
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию
цен, наблюдение за их
- анализ уровня цен, его дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений
цен различных товаров,
- оценку, анализ
и моделирование колебания,
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление и
моделирование факторов, влияющих
на уровень, вариацию и
- прогнозирование цен.
Статистика цен,
представляющая в условиях плановой
экономики функцию
1.3 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен (Приложение 1). Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
2. МЕТОДЫ РАСЧЁТА ИНДЕКСОВ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ
2.1 МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ ЦЕН