Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

Референдум (Р) - прямое всенародное голосование, предусмотренное законодательством или затребованное исполнительной или законодательной властью, по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Р. проводятся по вопросам важного политического значения.

Основные виды:

Обязательный Р. -  это всенародное голосование, проводится  автоматически в обстоятельствах, определенных в конституции или законодательстве. Результаты такого голосования имеют обязательную силу. Обязательные референдумы могут быть предусмотрены для принятия решения по заранее предопределенным вопросам большой национальной значимости, такие как, присоединение к международным соглашениям, передача власти международным органам. Обязательные референдумы могут также проводиться в заранее предопределенных ситуациях. Например, в президентских системах, где в случае разногласия между президентом и законодательным органом инструментом разрешения спорных вопросов может быть референдум.

Факультативный Р.- всенародное голосование, проводимое по формальному затребованию, которое может исходить от исполнительной власти, ряда членов законодательного собрания и тп Результаты голосования могут быть или не быть обязательными для исполнения. Видом факультативных Р. являются аннулирующие Р. Аннулирующий Р.- всенародное голосование за поддержку или отмену закона или постановления, принятого и обнародованного законодательным органом и уже вступившего в действие (собираются подписи для его проведения).

Достоинства:

  1. Р. Может помочь привлечь интерес избирателей к политике и демократии.
  2. Помогают правительству решать  политические проблемы.
  3. Посредством Р. Правительства получают народное одобрение на глобальные перемены.

Недостатки:

  1. ослабляют представительную демократию, снижая роль  и важность выбранных представителей.
  2. возможность для выбранных представителей избежать принятия непопулярного решения по спорному вопросу.
  3. избиратели не всегда обладают осведомленностью или информацией, которая необходима для принятия компетентных решений по актуальному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Избирательная система и избирательная практика в РБ

Под избирательной системой в РБ следует понимать принципы выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции РБ :«граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного, тайного голосования.».

Под избирательным правом понимают систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в представительные органы государства.

Избирательный процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а так же органов местного управления и самоуправления.

Стадии  избирательного процесса:

  1. Назначение выборов
  2. Установление избирательных округов
  3. Установление избирательных участков
  4. Создание избирательных органов (комиссий)
  5. Регистрация избирателей
  6. Выдвижение депутатов
  7. Агитационная компания
  8. Голосование
  9. Подсчет голосов и установление итогов голосования
  10. Возможность проведения второго тура или новых выборов
  11. Окончательное опубликование результатов выборов

Избирательная практика:

Выборы  Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства — для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание  депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Политическая культура: сущность, структура и функции.

Политическая культура – это совокупность нормативно-ценностных ориентиров, которые разделяются большинством граждан. Термин «политическая культура» был введён в XVIII в. немецким философом просветителем И. Г. Гердером.

В ее структуру  входят:

  1. Политические знания (совокупность политических знаний, взглядов, концепций, способов политического мышления, укоренившихся представлений о разных аспектах политической жизни общества).
  2. Модели политического поведения (т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности, ценности, цели, идеалы).
  3. Нравственные ценностные ориентации (т.е. чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах; отношение субъекта к политическим явлениям и соответствующие стереотипы поведения, определённые укоренившиеся формы, способы участия в политическом процессе на основе полученных знаний о политике и объективных законах развития общества).

Функции политической культуры:

  1. Познавательная (Вооружает людей знаниями о политической действительности).
  2. Воспитательная (Формирует политическое сознание, умение осмысливать происходящее в сфере политики).
  3. Коммуникативная (Обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений, с политическими традициями и историей).
  4. Нормативно-ценностная (Закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, ценность которых подтверждена действующим законодательством).
  5. Итегративная (Является основной для объединения народа страны на патриотической основе).
  6. Защитная (охранительная) (Призвана сохранить политические традиции и ценность, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, тем самым укреплять стабильность политической системы).
  7. Идентификационная (Политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определённой группе общества и определить приемлемые для себя способы участия в отстаивании интересов данной общности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   44. Политическая социализация личности: сущность, этапы и типы.

Полит. Соц-ция - процесс усвоения индивидами или их группами ценностей и норм полит. культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно вып-ть полит. роли и функции и обеспечивать сохранение самого общ-ва и полит. системы.

        В  полит.развитии личности важную роль играют агенты полит.соц-ции. К непосредственным агентам полит.соц-ции относятся полит. институты и организации (партии, движения), полит. элиты и лидеры, группы интересов. К числу агентов полит. социализации относятся и неполит. факторы: семья, группы сверстников, система образования, общественные организации, СМИ. На процесс полит.соц-ции влияют также соц-эконом-кие условия, образ жизни человека, национальные традиции и т. д.

        Процесс политической социализации различается по типам:

1) гармонический тип хар-ся не только принятием личностью сущ-щих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к гос-ву, полит.системе в целом. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью.

2) плюралистический тип  предполагает толерантность по  отношению к ценностям и убеждениям  др. людей, нормы полит. поведения которых признаются равноправными;

3) гегемонистский тип  характерен для общества закрытого  типа. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым полит. системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует;

4) конфликтный тип хар-ся борьбой между различными полит. группировками общества, в основе которой лежат разл., но вместе с тем взаимосвязанные интересы.

       Выделяются  различные типы полит.социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые полит. установки.

Этапы:   На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики. Второй этап – персонализация: восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем – этапе идеализации – важнейшим полит. фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к полит. системе. Четвертый (институциональный), хар-ся переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

 Важнейшие функции: 1) определяет полит. цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через полит. участие; 2) формирует представления о приемлемых способах полит. поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и полит. системе; 4) вырабатывает определенное отношение к полит. символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” полит. жизни.

 

 

 

45. Политическая идеология: понятие и функции.

        Политическая  идеология представляет собой  одну из наиболее влиятельных  форм политического сознания, воздействующую  на содержание властных отношений.

       Тем не  менее, политическая идеология  обладает ясно выраженной спецификой  – это более или менее систематизированная  совокупность идей, концепций, взглядов, в которых социальные субъекты  оценивают систему властных (политических) отношений и свое место в  ней, средства, способы ее изменения  (сохранения).

       Основными  функциями политической идеологии  являются: овладение общественным  сознанием; внедрение в него  собственных критериев оценки  прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа  в глазах общественного мнения  предлагаемых ею целей и задач  политического развития. При этом  политическая идеология призвана  не столько распространять, пропагандировать  свои цели и идеалы, сколько  добиваться целенаправленных действий  граждан во исполнение поставленных ею задач.

        С  точки зрения политических функций  идеология стремится сплотить, интегрировать  общество либо на основе интересов  какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей,  не опирающихся на конкретные  слои населения (например, идеология  анархизма, фашизма).

    Еще функции  политической идеологии:

    1) Важнейшей функцией  политической идеологии является  легитимация власти определенных  политических сил и режимов.

    2) Идеологии выполняют  мобилизующую и интеграционную  функции, объединяющие людей в  социальное целое. Они поднимают,  направляют социальные слои и  классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за  свои интересы.

     3)Идеологии  несут в себе критическую функцию.  Они обладают критическим зарядом  осмысления действительности и  ниспровержения иных идеологических  кумиров.

     4)Когнитивная  функция политической идеологии  связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

     5)Конструктивная  функция политической идеологии  проявляется наиболее четко при  принятии политической программы  действий, которая реализуется на  практике.

     6)Политическая  идеология выполняет нормативную  функцию. В ней фиксируется  определенный политико-идеологический  императив, с которым сверяются  практические проекты, содержатся  политические ориентиры-нормы, которых  следует придерживаться.

     7)Выполняют  и компенсаторную функцию, вселяя  надежду на благополучное изменение  социального бытия, как бы компенсируя  социальную неудовлетворенность,  дискомфорт в наличном бытии.

     8)Политические  идеологии обладают большим потенциалом,  с помощью которого можно манипулировать  общественным сознанием.

 

46. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм – полит.идеология и практика, ориентирующаяся на сохр.  исторически слож-ся форм гос-ной и общ-ной жизни, воплощ. в религии, гос-ве, семье, собств-ти.

Возникновение К как полит.  идеологии связ. с эпохой Просвещения и Великой французской революцией, бросившей вызов «старому порядку». К стал своеобр. реакцией на угрозу традиц.ценностям и образу жизни.

Одним из центральных положений  консерватизма, из которого вытекают и  многие другие, является представление  о том, что человеческий разум  ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального  процесса и определения места  человека в этом процессе.

Информация о работе Лекции по "Политологии"