Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Гражданское общество: условия возникновения и общая хар-ка

Гражданское общество - это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством.   

 Структура гражданского  общества охватывает: cемью; cферу воспитания и негосударственного образования; собственность и предпринимательство; общественные объединения и организации; политические партии и движения; негосударственные средства массовой информации; церковь.

В соотношении с гражданским  обществом роль государства состоит  в том, что оно призвано согласовывать  и примирять интересы членов общества. Гражданское общество возникает  в процессе и в результате отделения  государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений.

 Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства ; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса.

Главное условие активной жизни гражданского общества - это  социальная свобода, демократическое  социальное управление, существование  общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально оценивать  хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать  шаги по их по их разрешению . И наконец, основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций :на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур ;на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления ;гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству;гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам(оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан); гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями.(оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Глава гос-ва и его роль в стр-ре высших органов власти. Инс-т през-ва

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти,  (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Италия) .

В зависимости от существующей в государствах с республиканской  формой правления модели президентской  власти различают президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти. В государствах с парламентарной формой правления президент не располагает реальной властью, он осуществляет свои полномочия по согласованию с правительством. Особенности статуса президента в президентской республике: президент избирается населением независимо от парламента; президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства; правительство президента не несет политической ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может отправить правительство в отставку. Президент, в свою очередь, не имеет права распускать парламент и назначать досрочные выборы. (Классическую модель президентской республики представляют США.) Особенности статуса президента в парламентарной республике: президент избирается парламентом или избирательной коллегией с участием парламента; президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства; правительство несет политическую ответственность перед парламентом.(К числу стран с парламентарной формой правления относятся Германия, Италия и др.)Особенности статуса президента в полупрезидентской республике: президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов; президент является главой государства. Исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства; правительство назначается президентом, однако оно должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента.(Полупрезидентская форма правления существует во Франции, в Финляндии, Исландии, Ирландии, России).

В условиях формирования социального  правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе  организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная новизна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, предопределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликвидации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.

 

 

 

 

 

 

24. Парламент: общая характеристика и функции

Парл. – высший законод. орган гос-ва, в кот. заседают избранные народом представители. Впервые парл. был образован в 13 в. в Англии. ( сущ-ет сегодня в больш-ве стран). В Великобрит., Франции, Италии– парл., в США и странах Лат. Америки – конгресс, в Финляндии и Польше – сейм, в Швеции – ригсдаг, в Норвегии – стортинг, в ФРГ – бундестаг, в России – Федер-ое собрание и т.д.

 Осн. ф-ии парл.  – законодательная и представительная. Законод.  ф-ия – деятельность по принятию законов. Под представ. ф-ей понимается то, что избранные в парл. депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей, а также деятельность парл.  как форума, на кот. открыто и публично обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Парл. – это тот орган, где ведутся дебаты, сопоставляются различные точки зрения, где представители  оппозиции имеют возможность  еще до принятия решения представить  свое мнение и начать дискуссию.

Встречаются различные классиф-ии парл., но чаще всего – по их структуре. Совр. парл.  состоят из одной или двух палат, их может быть и больше. Также сущ.  ряд моделей парл., согласно кот.  парл.  может обладать правом вотума недоверия правительству (право отправлять прав-во в отставку, пример Великобритания) или же быть лишенным его, в тоже время исполнительная власть может быть в полномочиях распустить парл. и наоборот. По одной из моделей парл. играет декоративную роль в стране («консультативные парл.», пример СССР, Куба).

Двухпалатный парл. обычно состоит из нижней (палата представителей или палата депутатов) и верхней  палаты (сенат). Депутаты нижней палаты избираются гражданами путем голосования. Верхняя палата формируется разными  путями: через назначение главой государства (Канада), наследование (Великобритания), избрание (Италия, Франция и др.)

С конца 1996 года из двух палат  состоит парл. РБ – Национальное Собрание (до этого работал однопалатный Верховный Совет). Палата представителей в составе  110 депутатов (для эфф-ой работы парл. не должен быть многочисленным) избирается населением. Совет Респ. является палатой территориального представительства. В него входят по 8 представителей из каждой области и города Минска, избранных тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов.  8 членов Совета Респ. назначаются Президентом РБ.

Не всегда на заседании  присутствуют все депутаты. Поэтому  возникает проблема кворума.  Кворум – заранее установленное кол-во деп-тов, полномочное принимать решения (обычно 2/3).

Т.к. в парл. присутствуют представители с разными интересами, то депутаты объединяются во фракции. Это организованные группы депутатов, принадлежащих чаще всего к одной  партии и проводящих в парл.  определенную политическую линию. В руководящие  органы палаты входят ее председатель (руководит работой парл., иначе  – спикер),  заместители, секретари.

Депутаты имеют парл-ие привилегии: иммунитет (парл-ую неприкосновенность) и индемнитет, т.е. не несут ответственность за выступление в парламенте и те меры, кот.поддерживали в голосовании.  

25. Правительство: порядок формирования и полномочия

Дать определение этому  понятию не просто, т.к. в отличие  от парл. (см. вопр. №27), кот. в любой стране представляет одно и то же, понятие «прав-во» неоднозначно. Прав-во – высший орган исполнит. власти (группа людей, кот. управляют повседневными делами страны).  В некот. странах явл-ся чем-то большим, чем исполнит. власть, может  выполн. также ф-ии законод. и судебн. власти.

Прав-во – коллегиальный  орган, кот. проводит в жизнь определенный полит-ий курс, осущ. распорядительную и исполнит. власти в стране.  Прав-во чаще всего наз-ют Советом Министров (РБ) или кабинетом министров, Госуд. советом (Швеция, Норвегия, Финл.), Федер. советом (Швейцария).

В состав прав-ва входит несколько министров, кот. возглавляет премьер-министр (иначе – канцлер). Также могут входить государственные министры, «министры без портфеля» (должностные лица, выполн-ие поручения главы гос-ва), статс-секретари.

Порядок формирования прав-ва определяется формой правления гос. Выделяют два основных способа: парламентский и внепарламентский.

Парл-ий способ имеет неск. разновидностей. Самая изв-ая – английская модель, согласно кот. лидер партии, победившей на парл-их выборах, форм-ет прав-во. В президентских респ-ах прав-во форм-ся президентом, независимо от соотношения представительства партий в палатах парл-та. Наряду с партийными прав-ми могут формироваться и беспартийные. В некот. странах, чтобы приступить к исполнению обязанностей и стать легитимным, прав-во должно получить поддержку парл-го большинства, кот. проявл-ся в виде вотума доверия составу прав-ва, лидеру прав-ва и их программе. В других странах прим-ся принцип «негативного парламентаризма», это знач., что прав-во не получает вотум доверия, а сущ. пока не будет предъявлен вотум недоверия.

Согласно своей главной  ф-ии прав-во осущ. общее руководство страной и управляет всеми делами внутри нее, а также занимается внешнеполит-ми проблемами гос-ва. К числу полномочий относятся: разработка программы экон-го и соц-го развития общ.; подготовка проекта госбюджета, в случае утверждения, обеспечение его исполнения; руководство отдельными отраслями хоз-ва, наукой, культурой, образованием, соц-ой сферой; ведение международных переговоров и заключение договоров. Прав-во может выполн. все эти ф-ии только во взаимод. с парл. Также прав-во обладает правом законод-ой инициативы, т.е. может вносить в парл. предложения о разработке тех или иных законов, парл., в свою очередь, должен их внимательно рассмотреть и вынести свое решение. Для выполнения своих ф-ий прл-т должен осущ. Последовательную политику, демонстрируя единую волю и единые действия, разногласия внутри кабинета не должны проявляться на его деятельности. Такого единства легко достичь, если прав-во форм-ся из представителей одной партии, а пост его главы занимает лидер этой партии. Если одна партия не в состоянии сформ-ть прав-во, то создается коалиционное прав-во, в кот. две или более партий договариваются о распределении полномочий. Очень важно в таком случае достичь согласия между представителями партий, иначе, это может привести к развалу исполнит. органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Местное управление и самоуправление.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Согласно статье 117 Конституции  Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

  • местные Советы депутатов;
  • исполнительные и распорядительные органы;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • местные референдумы;
  • собрания;

Местное самоуправление в РБ – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Информация о работе Лекции по "Политологии"