Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

Ключевым слово – информация - передаваемые сообщения, сведения о  чем-либо. Соц.инф-ция — знания, сообщения о соц.жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общ-ных интересов и деятельности. Массовая инф-ция имеет ряд особенностей: это сбор, обработка и распро-ние инф-ции в массовом масштабе для неогран.круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный преимущественно в одном направлении поток инф-ции — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта инф-ция отличается регулярностью распр-ния. Ее содержание открыто для всех.

Общей для всех СМИ является информ-ная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специф.ф-ции вкл-ют выбор и комментирование инф-ции, ее оценку. На этой основе осущ-тся и др.ф-ции. Ф-ция полит.социализации заключается в приобщении людей к полит. ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна ф-ция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным полит. действиям.

Функц-ние СМИ обеспечивается пост.работой многих тысяч специалистов. Они объединены в спец-ных орган-ях и учреждениях (издательствах газет, радиовещат.корпорациях, телецентрах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и спец. техникой. Их деятельность регул-ся соотв-ми соц-ми нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РБ и в Законе РБ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ стали важным соци-ным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функ-ния власти в обществе, занимает значительное место в его полит. системе.  Развитие новых инф-ных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возм-сть создания всемирного единого инф-ного пространства.

В демократ.гос-вах(США, Канада, Великобритания, Австралия) разл. газеты, радиостанции, телевещат.корпорации имеют разных собственников, среди них и гос-во, и частные компании, и общ-но-полит.организации. Гос-во не только учреждает собств.СМИ, создает свои пресс-центры, но и уст-ет законы, гарант-щие свободу инф-ции, защ-щие ее от злоупотреблений. Негос-ные СМИ явл-ся важной частью гражд. общ-ва. Они обычно имеют разл.идейно-полит.ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общ-ное мнение, а полит.оппозиция имеет возм-сть крит-ть политику властей и излагать альтерн.программы. В авторитарных гос-вах (Марокко, Непал, Казахстан, Узбекистан, Куба, Китай) СМИ нах-ся под полным гос-ным контролем. Они исп-ся как инструмент пропаганды. Гос-во осущ-ет жесткую цензуру.

 

 

 

 

 

 

12 Основные направления развития политической системы РБ

В РБ происходит процесс существенной трансформации политической системы. Главные преобразования связаны  с превращением её в политическую систему открытого, плюралистического  типа. В настоящее время политико-правовые принципы и нормы сориентированы на международные демократические  стандарты. Конституция провозглашает  РБ унитарным демократическим социальным правовым государством.  Органы гос. власти РБ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и  судебной, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается многообразие политических институтов, идеологий  и мнений. Между тем идеология  политических партий, религиозных или  иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться  в качестве обязательной для граждан. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции  и законов РБ, содействуют выявлению  политической воли граждан, имеют право  участвовать в выборах. Запрещается  создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя  либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой  вражды. В РБ устанавливается принцип  верховенства права. Государство, все  его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции  и принятых в соответствии с ней  актов законодательства.  К наиболее важным правовым актам, регулирующим политические отношения , относят Конституцию страны, свод законов, указы, уставы партий и организаций. В сфере политического сознания и политической культуры идёт процесс, направленный на формирование политического мышления и демократического поведения граждан. Статья 33 Конституции РБ гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Вместе с тем в условиях возрастания значения СМИ в политической жизни общества, их влияния на ход политического процесса недопустима монополизация СМИ государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также запрещается цензура.

Предстоит немало сделать  в области совершенствования  политических отношений. Основной задачей  является снижение уровня политической конфронтации в обществе, обеспечение  гражданского согласия и выработка  демократических процедур урегулирования политических конфликтов. Нормой политических отношений должны стать отношения  консенсусного типа ( проведение дискуссий, переговоры, организация «круглых столов» и др.)

Современная политическая система  в РБ молода. Её развитие продолжается: устанавливается диалог и взаимопонимание  между различными политическими  институтами, совершенствуется законодательство, формируется политическая культура в условиях политического плюрализма и особенностей белорусского менталитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Политический режим как характеристика политической системы.

Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые  ставят перед собой находящиеся  у власти политические элиты и  политические партии; степень остроты  классовых и межнациональных  противоречий; наконец, уровень политической культуры, сложившейся в обществе. Также существенное влияние на вид  политического режима оказывает  исторические традиции страны или так  называемая общественно – политическая атмосфера. На вид политического  режима может оказывать воздействие  и международная обстановка.

Политический  режим – совокупность методов и средств в осуществлении государственной власти.

Политический  режим – способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

- характер и мера осуществления  власти;

- механизм формирования  власти;

- взаимоотношения общества  и власти;

- роль и значение негосударственных  и неполитических организаций  и структур;

- характер существующих  в обществе запретов;

- роль идеологии в жизни  общества;

- характер политического  лидерства;

- соотношение прав и  свобод граждан;

- положение средств массовой  информации;

- роль политических партий;

- соотношение между законодательной  и исполнительной властью;

- роль и значение органов  подавления;

- тип политического поведения.

В современном мире можно  выделить 140 – 160 режимов(Деспотический режим, Анархия, Тирания, Султанизм, Расовая квазидемократия, Военно-бюрократический режим и др.)

Классификация режимов(наиболее распространенная), согласно которой все режимы делятся на : 1)тоталитарные; 2)авторитарные; 3)демократические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Тоталиторизм: признаки и разновидности.

От лат. totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Основные  черты:1) Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. 2)Формирование власти идёт бюрократическим способам по закрытым от общества каналам. Власть недоступна для контроля со стороны общества. 3)Общество отчуждено от власти, но оно этого не осознает. 4)Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается. 5)Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. 6)Запрещено всё, кроме того, что приказано (разрешено). 7)Власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ, свободный доступ к информации отсутствует. Любое сопоставление с внешним миром опасно для тоталитарного общества, так как оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. 8)Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и др. 9)Происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые и управляющие. 10)Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. 11)Правящая партия стремится сформировать новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (её обожествление), ощущение слияния с властью, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Режимы Иосифа Сталина  в СССР, Бенито Муссолини в Италии и Адольфа Гитлера в Германии были тоталитарными.

Тоталитаризм подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Начало коммунизму (социализму) советского типа положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Он предполагает полное устранение частной собственности и всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Впервые фашизм он был установлен в Италии в 1922. Итальянский фашизм тяготел к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Национал-социализм возник и Германии в 1933г. Агрессивность направлена против других народов (ненависть национальная и расовая).Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

 

 

 

 

 

 

15. Авторитаризм: сущность и особенности проявления

Авторитаризм — форма  власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам  себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Признаки авторитарного  режима

– автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

– неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

– игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

– монополизация власти и  политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия  партиям со стороны населения);

– отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

– в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

– права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

– личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с  властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и  используются подчас в политических целях.

– oдним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)

При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.

Авторитарный режим —  Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному  по политическому признаку, а к  демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических  прав.

Информация о работе Лекции по "Политологии"