Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Роль выборов в политическом процессе

Выборы — важнейший  компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с  помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной  системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные  кандидаты наделяются властными  полномочиями. Выборы используются в  различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах  и т.д

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и  играют в ее различных моделях  неравноценную роль. Сравнительно низка  значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии  граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей  государства сильно ограничены, что  снижает и политическую значимость самих выборов.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная  форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника  власти. Они служат также важнейшим  каналом представления в органах  власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право  участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах  и для большинства граждан  они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или  сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед  народом, изменять политический курс и  т.д.

В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:

– формирование органов публичной  власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;

– выражение и представительство  интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;

– включение граждан в  политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства  граждан является единственной формой реального участия в политике;

– легитимация власти как  признание гражданами ее законности и права управлять, а также  согласие подчиняться;

– формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с  максимальной вероятностью) лучших представителей общества;

– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим  разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого  периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется  в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе  необходимого числа подписей граждан  в случае самостоятельного выдвижения, митингах и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Избирательное право

Термин «избирательное право» имеет два значения:  -   в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;  - в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина. Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы:  - Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. -Прямое и косвенное избирательное право  - Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. - Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.  - Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

- Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

АБСЕНТЕИЗМ — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Абсентеизм выступает своеобразным проявлением политической свободы личности, в то время как тотальная политическая активность  свидетельствует о псевдоучастии (участии без возможности выбора), автократическом харатере существующего политического режима. В отличие от аполитичности (когда человек просто не видит ценности своего участия в политике), абсентеизм как осознанное неучастие в политической жизни представляет собой демонстрацию отношения к власти, политическому режиму. Таким образом, абсентеизм может свидетельствовать об отчуждении человека от власти, выступать показателем утраты доверия населения к политической системе, потери интереса к политической деятельности. Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять серьезную угрозу легитимности власти, приводя либо к полной политической апатии, либо к экстремизму. С целью снижения уровня аполитичного абсентеизма в ряде государств введены такие формы участия в политической жизни, как голосование по доверенности, по почте или интернету (Эстония). Борьба с абсентеизмом возможна также путем введения обязательного вотума — юридической обязанности избирателей принять участие в голосовании (Италия, Австралия, Бельгия, Греция, Турция, Аргентина, Египет), посредством стимулирования избирательной активности, а также путем использования метода поощрений (так, в Андорре пришедшие на избирательный участок граждане получают стакан вина или небольшое денежное вознаграждение).

 

 

 

 

 

39. Мажоритарная избирательная система и её разновидности

Мажоритарная избирательная  система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

В разных странах  действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи  между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители  более сильного политического течения  в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних  партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в  странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система  имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные  округа формируются таким образом, что при сохранении формального  равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной  из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число  концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается  сделать это таким образом, чтобы  «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два  округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв»  их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов  не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в  том, чтобы сделать голос более  консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности  больше избирательных округов с  меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при  равном количестве избирателей, проживающих  в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной  системы еще больше усиливаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Пропорциональная избирательная система

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки полит.сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распр-ся между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает кол-во депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропор.избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются много стран: Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорц. система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся полит.системы и др.обстоятельств. Хотя все пропорц.системы имеют своей целью достижение пропорц. представительства, реализуется эта цель в разной мере.

Так как пропорц.избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких»  списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расп-ния в списке.

При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

В условиях многопартийности пропорц.система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку полит.сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

1) возникают сложности  в формировании правительства,  так как многопартийные коалиции  включают в себя партии с  разными целями и задачами. Им  достаточно трудно выработать  единую, четкую и твердую программу.  Правительства, созданные на такой  основе, отличаются нестабильностью. 

2) пропорц. система приводит к тому, что представительство в органах гос-ной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

3) при пропорц.системе, из-за того, что голосование осущ-ся не за конкр.кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

4) поскольку при данной  системе голосование идет за  политические партии, депутаты зависимы  от своего партийного руководства,  что может отрицательно сказаться  на обсуждении и принятии важных  документов.

 

 

 

41. Референдумы (сущность, виды, достоинства, недостатки)

Информация о работе Лекции по "Политологии"