Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций
Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
37. Роль выборов в политическом процессе
Выборы — важнейший
компонент современной
Выборы как неотъемлемый
элемент демократии несут на себе
отпечаток ее различных форм и
играют в ее различных моделях
неравноценную роль. Сравнительно низка
значимость выборов в политических
системах, базирующихся на прямых формах
демократии, непосредственном участии
граждан в подготовке и принятии
важнейших государственных
В условиях современных демократий
выборы — их стержневой механизм, главная
форма проявления суверенитета народа,
его политической роли как источника
власти. Они служат также важнейшим
каналом представления в
В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:
– формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;
– выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;
– включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;
– легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;
– формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;
– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах и т.д.
38. Избирательное право
Термин «избирательное право» имеет два значения: - в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане; - в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина. Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы: - Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. -Прямое и косвенное избирательное право - Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. - Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. - Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.
- Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.
АБСЕНТЕИЗМ — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Абсентеизм выступает своеобразным проявлением политической свободы личности, в то время как тотальная политическая активность свидетельствует о псевдоучастии (участии без возможности выбора), автократическом харатере существующего политического режима. В отличие от аполитичности (когда человек просто не видит ценности своего участия в политике), абсентеизм как осознанное неучастие в политической жизни представляет собой демонстрацию отношения к власти, политическому режиму. Таким образом, абсентеизм может свидетельствовать об отчуждении человека от власти, выступать показателем утраты доверия населения к политической системе, потери интереса к политической деятельности. Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять серьезную угрозу легитимности власти, приводя либо к полной политической апатии, либо к экстремизму. С целью снижения уровня аполитичного абсентеизма в ряде государств введены такие формы участия в политической жизни, как голосование по доверенности, по почте или интернету (Эстония). Борьба с абсентеизмом возможна также путем введения обязательного вотума — юридической обязанности избирателей принять участие в голосовании (Италия, Австралия, Бельгия, Греция, Турция, Аргентина, Египет), посредством стимулирования избирательной активности, а также путем использования метода поощрений (так, в Андорре пришедшие на избирательный участок граждане получают стакан вина или небольшое денежное вознаграждение).
39. Мажоритарная избирательная система и её разновидности
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности.
При мажоритарной системе, как правило,
существуют непосредственные связи
между кандидатом и избирателями.
На выборах побеждают
Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест
Сущность «избирательной геометрии»
состоит в том, что избирательные
округа формируются таким образом,
что при сохранении формального
равенства в них заранее
Это является основой «избирательной
географии». Ее цель заключается в
том, чтобы сделать голос более
консервативного сельского
40. Пропорциональная избирательная система
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки полит.сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распр-ся между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает кол-во депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропор.избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются много стран: Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.
Пропорц. система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся полит.системы и др.обстоятельств. Хотя все пропорц.системы имеют своей целью достижение пропорц. представительства, реализуется эта цель в разной мере.
Так как пропорц.избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расп-ния в списке.
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
В условиях многопартийности пропорц.система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку полит.сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
1) возникают сложности
в формировании правительства,
так как многопартийные
2) пропорц. система приводит к тому, что представительство в органах гос-ной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.
3) при пропорц.системе, из-за того, что голосование осущ-ся не за конкр.кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
4) поскольку при данной
системе голосование идет за
политические партии, депутаты зависимы
от своего партийного
41. Референдумы (сущность, виды, достоинства, недостатки)