Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

Они придерживаются концепции  истор.единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления соц-ных связей, передающихся от предков к потомкам. Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции.

Консерваторы выступают  сторонниками порядка, противостоящего  хаосу. В поддержании такого порядка  определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и  становится над ним. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также  неравенство, так как никакое  общество невозможно без иерархии. Равенство же должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять  свой долг.

Консерватизм – развивающееся  явление. К середине 70-х годов  ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям  Запада и неолиберализму. Консерваторы предложили общ-ву ясные духовные приоритеты трад-ного хар-ра: семья, нравственность, религия, порядок на основе ответственности гражданина и гос-ва. При этом сохраняется уважение к свободе отдельного индивида.

Неоконсерваторы выступают  за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Неоконсерваторы  являются сторонниками денационализации, делая ставку на личные возможности  и личную ответственность, ратуют за единство труда и капитала, за возможность  рабочим накапливать капитал.

Демократию неоконс-ры считают наиболее предпочтительным общ-ным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения в политику, видя в этом опасность для стабильности политической системы. Управление общ-вом, а следовательно, и порядок, может быть обеспечен только политической элитой. Она должна формироваться из наиболее достойных представителей из разных слоев населения, способных заниматься политикой благодаря своим склонностям и образованию. Остальные граждане должны лишь интересоваться ею и принимать участие в выборах.

Во внешней политике неоконсерваторы  выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая  держава. Такой цели должны быть подчинены  частные и групповые интересы. Для утверждения авторитета своей  страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в  том числе военные, средства, и  демонстрировать постоянную готовность к «чрезв.ситуации».

Впитав в себя принципы классического либерализма и  неолиберализма, неоконсерватизм сумел  органически соединить их с традиционными  ценностями (религия, семья, закон, порядок, самоуправление и др.) и тем самым  обеспечить себе устойчивые позиции  в современном мире, о чем свидетельствует  деятельность во многих странах влиятельных  политических партий консервативного  направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Либерализм и неолиберализм

Либерализм – политическое течение, которое формируется в  эпоху буржуазных революций ХVII– ХVIII вв. и ставит своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Базовым принципом либерализма  является индивидуальная свобода, права  и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента  социального контроля, ограничение  функций государства, возможность  установления социального порядка  на основах разума и свободы.

Основные идеи классического  либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам.

В экономической области  либералы отстаивали свободу предпринимательства  и конкуренции, которая дает каждому  шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство  государства в экономику и  протекционизм. Функции государства  должны сводиться к охране частной  собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство  должно быть «ночным сторожем».

В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан  перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права  и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти.

В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию  или не исповедовать никакой, свободу  мнения и слова, способность к  компромиссу и терпимости.

В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих  силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая  равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и  необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства  рассматривается поддержка социально  незащищенных слоев путем перераспределения  доходов и осуществления широких  социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия».

Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы  оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики  в ряде западных стран ухудшения  экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются  позиции неоконсерватизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Современная социал-демократия: теория и практика

Социалистическая идеология – теоретически обосновалась в 19 веке (Маркс, Энгельс, Ленин).

Основные идеи – капитализм дает предпосылки для социальной революции и переход к социализму. Построение социального справедливого общества без классовой борьбы в социальной революции и диктатуры пролетариата.

Социализм есть совокупность общественной и плановой экономики.

Принцип: от каждого по способности  – каждому по труду. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без уничтожения эксплуатации человека человеком.

Социализм – это переходный этап к коммунизму. Носители – социально  – коммунистические партии.

К 20 веку социализм преобразовался в СОЦИАЛДЕМОКРАТИЮ (это идеология  постепенного преобразования капиталистического общества на основе последовательной демократизации политики, экономики, социума  и других жизней, гражданского согласия).

Основные идеи – это социализм, последовательный процесс реформирования политической системы как капиталистической системы, реализация и обогащение демократических принципов социального партнерства – солидарности, справедливости, свободы.

Социализм есть совокупность смешанной экономики, рыночных отношений  и более высокого качества жизни.

Государственное регулирование  и перераспределение доходов  в обществе с рыночной экономикой, многообразие форм собственности –  гарант эффективной экономики и  благосостояния человека и общества.

Бернштейн, Каутский

  1. – общественная собственность
  2. – частная собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Международные отношения: сущность, структура, тенденции развития

Международные отношения - совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между основными субъектами мирового сообщества. Международные отношения имеют следующие виды: по предметному критерию, т.е. области, в которой они разворачиваются, выделяются:

1. политико-правовые отношения  - это отношения, связанные с  регулированием взаимоотношений  участников международного сообщества  правовыми нормами и правилами,  о которых эти участники договорились;  2. экономические и научно-технические  отношения - это отношения, которые  направлены на развитие материальноопосредованных взаимодействий между государствами, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров; 3. идеологические отношения - это духовные отношения граждан различных государств к природе и друг другу, отношения сознания людей;  4. военно-стратегические отношения - это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспред-ем военной силы; 5. культурные отношения - это отн-ия, в основе которых лежат процессы интернац-ции общ-ой жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие ср-тв массовой инф-ции.

   Все виды международных  отношений могут существовать  в различных формах, которые весьма  разнообразны:- политико-правовые: правовые, дипломатические, организационные  и т.д.;

   - экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;

   - военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т. д.

   По составу участников международные отношения могут быть: межгосударственными; межпартийными; отношениями между транснациональными корпорациями или международными организациями и т.д.

Международные отношения  находят свое реальное воплощение во внешнеполит. деятельности государств, партий и т.д. Сегодня на мировой арене появляются новые виды и уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Тенденции развития: 1 - рассредоточение власти. 2 - новое понимание роли ядерного оружия в системе нац.безопасности. 3 - это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения нац.безопасности отдельного гос-ва в условиях, когда она становится неотъемлемой частью  проблемы создания всеобщей без-сти.4 - это разработка полит.инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных конфликтов. Созд-ся центры по предупреждению военных конфликтов.5 - включение в круг задач обеспечения без-сти мирового сообщества, помимо военных, проблем иного характера. 6 - их демократизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Внешняя политика РБ: сущность, принципы и приоритеты

Внешняя политика РБ— сов-сть отношений с др.гос-ми и междунар-ми стр-ми.

Внешняя политика РБ основывается на  принципах, закреплённых в законе «Об утверждении Основных направлений  внутренней и внешней политики РБ»  от 14.11.2005.

Базовым принципом стратегии  РБ на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.  Ключевой приоритет внешней политики РБ – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей  в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми  странами СНГ – свидетельство  последовательной реализации Беларусью  своих интересов на постсоветском  пространстве. Беларусь уделяет серьезное  внимание участию в Евразийском  экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.  Активное участие РБ в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, РБ приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса. На качественно новый уровень вышли отношения РБ со странами Латинской Америки. Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Политологии"