Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

Иммануил Кант (1727-1804)(либерализм; отстаивает принцип автономности личности, сторонник договорных теорий гос-ва): Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.

Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)(идеал - конституционная монархия): Свобода личности и ее права реализуются прежде всего через право на собственность.

 

 

 

 

6. Эволюция политической мысли в Беларуси

Если в основу периодизации истории политической мысли Беларуси положить основные этапы социально-экономического и политического развития белорусского общества, то можно выделить 7 периодов:

Средневековье (11-15 вв.) – складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевская Русь, ВКЛ), период противоречивых религиозных процессов.

Возрождение и Реформация (15-16 вв.) – переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль.

Контрреформация (нач. 17-сер.18 вв.) – складывается система среднего образования, а в 1579 г. появляется 1-ый в Восточной Европе университет. С конца 17 в. использование старобелорусского языка прекращается, социально-политические идеи излагаются на латинском, польском и русском языках.

Просвещение (2-ая пол. 18 в.) – на белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. Принимается одна из 1-ых в мире – Конституция 3 мая 1791 г., но РП утрачивает суверенитет и территориальную целостность.

Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795 – 1918гг.) – Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Конец 19 – начало 20вв. появляются программные документы Белорусской социалистической Грамады, материалы “Нашай долі” и “Нашай Нівы”.

Советская Белоруссия (1919-1991 гг.) – появляются белорусские вузы и научные учреждения (БГУ-1921; Институт белорусской культуры-1928, преобразованный в Академию наук БССР).

Современный период (90-е годы 20 – нач. 21вв.) проблемы этого периода – суверенитет, независимость и государственное строительство в Беларуси, политическое лидерство, формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства. Политическая власть РБ находится в развитии и постоянно совершенствуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции

Власть – взаимоотношение между субъектами, в процессе которого один из них подчиняется воле другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и интересы, в рамках права. Как социальный институт, она необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы и её структурных компонентов.

Понятие “власть” зародилось в период античности в городах-государствах Древней Греции. Возникновение и  функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования  асимметричности взаимоотношений  граждан, реализации их интересов и  воли в рамках определённых обществ. Со временем в сознании людей формировалось  представление о власти как способности, возможности и умении её субъектов  осуществлять свою волю, оказывать  решающее воздействие на поведение  и деятельность других людей.

Особенностью политической власти является, во-первых, то, что она предполагает общественное разделение между группами, осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе.

Сущность власти непосредственно  связана с функционированием  механизма власти, наличием оснований  и ресурсов власти, с политическим господством и проблемой насилия.

Признаки политической власти:

- легальность (власть должна  действовать в пределах норм  и законов);

- легитимность (оправдание  власти);

- многообразие ресурсов;

- моноцентричность ( наличие единого центра принятия решения);

- публичность (обращение  ко всем гражданам от имени  всего общества с помощью права).

Основные  черты: 

- Суверенность – независимость,  неделимость власти.

- Наличие воли, т.е. наличие  осознанной политической цели, и  готовность последовательно реализовать.

- Авторитет – общепризнанное  влияние субъекта политической  власти во всех сферах общественной  жизни.

- Принуждение- насилие как средство осуществления политической власти и упорядочения социальных отношений.

Функции:

- поддержание целостности  и стабильности общества;

- регулирование и удовлетворение  индивидуальных, групповых и общих  интересов;

- руководство и управление  жизнедеятельностью государства;

- поддержание общественного  порядка на основе конституционного  регламента;

- обеспечение конституционных  прав и свобод граждан;

- предотвращение, выявление,  локализация и разрешение различных  конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Субъекты власти и её ресурсы

Субъект – это воплощение активного, направляющего начала власти, т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект.

 Им может быть: индивид,  организация, социальная общность, государство, политические партии, гражданские объединения, политические  элиты и лидеры.

Для реализации властных отношений  субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и  воля к власти. Помимо этого, субъект  власти должен быть компетентным, знать  состояние и настроение подчинённых, обладать авторитетом.

Ресурсы политической власти - средства, которые используются для  обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное  распределение ресурсов - важнейшая  причина подчинения одних людей  другим. Ресурсы служат одним из важнейших оснований власти: они  могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и т.д.

К ресурсам можно отнести:

- богатство (экономические ресурсы власти) – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления (развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания);

- знания (культурно-информационные ресурсы) – информация и средства её получения (институты образования и науки, СМИ). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации;

- сила (административно-политический ресурс) – органы охраны порядка, органы национальной безопасности, судебные органы, армия, прокуратура, тюрьмы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Легитимность и эффективность политической власти. 
 Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.  
 Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.  
 Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.  
 Критериями эффективности являются:  
1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов  
2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти  
3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений  
4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).  
5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.  
6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).  
 Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так  и в борьбе за господство определенных политических сил.  
 Свойства поддержания легитимности власти:  
1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями  
2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве  
3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.  
4. Показателями легитимности являются:  
5. Уровень принуждения  
6. Наличие попыток свержения правительства  
7. Сила гражданского повиновения  
8. Результаты выборов и референдумов  
9. Наличие демонстраций, митингов, пикетов. 

В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти: 1) идеологический: власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности – идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности – специфические политические структуры; 3) персональный: в основе – одобрение данного властвующего лица; источник легитимности – личный авторитет правителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных  и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни  страны.

Сущность:

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания  организации публичной государственной  власти в масштабах общества, отображая  базовые предпосылки и факторы  воспроизводства отношений государства  и социума в целом.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества.

Функции:

1) Регулирующая, касающаяся управления  поведением групп и индивидов  (ведение норм, действие администрации  и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять  и перераспределять ресурсы, блага,  услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. 

Структура:

1. Политическое сообщество людей,  включающее большие социальные  группы - несущие социальные компоненты  системы, правящие элиты, группу  госслужащих, различные слои избирательного  корпуса, военных и т.д.,

2. Совокупность политических институтов  и организаций, составляющих структуры  системы: государство, все ступени  правления от высших органов  власти до местных, политические  партии, общественно-политические и  неполитические организации, преследующие  политические цели.

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы,  традиции, обычаи и другие регуляторы  политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы  политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная  подсистема (средства информации).

Типы:

1) либеральные демократии с опорой  на либерализм в принятии государственных  решений;

2) коммунистические системы с  приоритетом равенства социальных  благ и пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

3) традиционные политические системы,  управляемые олигархиями с весьма  неравномерным распределением социальных  и экономических благ;

4) становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы,  цель которых - сохранение социального  и экономического неравенства,  но более действенными средствами.

                      

 

 

 

 

 

 

 

11 СМИ в политической системе общества

СМИ - средства создания, тиражирования  и распространения информ. сообщений в массовой аудитории. К ним относят период. печатные издания (газеты, журналы), ср-ва передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (тв) инф-ции.

В политологии ср-ва массовой инф-ции определяются как сово-сть каналов распр-ния инф-ции, адресованной неограниченному кругу лиц, соц. групп, гос-ств, с целью оперативного информирования их отн-но событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специф. Соц-ных ф-ций.

Информация о работе Лекции по "Политологии"