Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций
Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Иммануил Кант (1727-1804)(либерализм; отстаивает принцип автономности личности, сторонник договорных теорий гос-ва): Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.
Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)(идеал - конституционная монархия): Свобода личности и ее права реализуются прежде всего через право на собственность.
6. Эволюция политической мысли в Беларуси
Если в основу периодизации истории политической мысли Беларуси положить основные этапы социально-экономического и политического развития белорусского общества, то можно выделить 7 периодов:
Средневековье (11-15 вв.) – складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевская Русь, ВКЛ), период противоречивых религиозных процессов.
Возрождение и Реформация (15-16 вв.) – переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль.
Контрреформация (нач. 17-сер.18 вв.) – складывается система среднего образования, а в 1579 г. появляется 1-ый в Восточной Европе университет. С конца 17 в. использование старобелорусского языка прекращается, социально-политические идеи излагаются на латинском, польском и русском языках.
Просвещение (2-ая пол. 18 в.) – на белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. Принимается одна из 1-ых в мире – Конституция 3 мая 1791 г., но РП утрачивает суверенитет и территориальную целостность.
Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795 – 1918гг.) – Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Конец 19 – начало 20вв. появляются программные документы Белорусской социалистической Грамады, материалы “Нашай долі” и “Нашай Нівы”.
Советская Белоруссия (1919-1991 гг.) – появляются белорусские вузы и научные учреждения (БГУ-1921; Институт белорусской культуры-1928, преобразованный в Академию наук БССР).
Современный период (90-е годы 20 – нач. 21вв.) проблемы этого периода – суверенитет, независимость и государственное строительство в Беларуси, политическое лидерство, формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства. Политическая власть РБ находится в развитии и постоянно совершенствуется.
7. Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции
Власть – взаимоотношение между субъектами, в процессе которого один из них подчиняется воле другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и интересы, в рамках права. Как социальный институт, она необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы и её структурных компонентов.
Понятие “власть” зародилось
в период античности в городах-государствах
Древней Греции. Возникновение и
функционирование института власти
было связано с необходимостью регулирования
асимметричности
Особенностью политической власти является, во-первых, то, что она предполагает общественное разделение между группами, осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе.
Сущность власти непосредственно
связана с функционированием
механизма власти, наличием оснований
и ресурсов власти, с политическим
господством и проблемой
Признаки политической власти:
- легальность (власть должна действовать в пределах норм и законов);
- легитимность (оправдание власти);
- многообразие ресурсов;
- моноцентричность ( наличие единого центра принятия решения);
- публичность (обращение
ко всем гражданам от имени
всего общества с помощью
Основные черты:
- Суверенность – независимость, неделимость власти.
- Наличие воли, т.е. наличие
осознанной политической цели, и
готовность последовательно
- Авторитет – общепризнанное
влияние субъекта политической
власти во всех сферах
- Принуждение- насилие как средство осуществления политической власти и упорядочения социальных отношений.
Функции:
- поддержание целостности и стабильности общества;
- регулирование и
- руководство и управление
жизнедеятельностью
- поддержание общественного
порядка на основе
- обеспечение конституционных прав и свобод граждан;
- предотвращение, выявление,
локализация и разрешение
8. Субъекты власти и её ресурсы
Субъект – это воплощение активного, направляющего начала власти, т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект.
Им может быть: индивид,
организация, социальная
Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, знать состояние и настроение подчинённых, обладать авторитетом.
Ресурсы политической власти - средства, которые используются для обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное распределение ресурсов - важнейшая причина подчинения одних людей другим. Ресурсы служат одним из важнейших оснований власти: они могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и т.д.
К ресурсам можно отнести:
- богатство (экономические ресурсы власти) – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления (развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания);
- знания (культурно-информационные ресурсы) – информация и средства её получения (институты образования и науки, СМИ). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации;
- сила (административно-политический ресурс) – органы охраны порядка, органы национальной безопасности, судебные органы, армия, прокуратура, тюрьмы и др.
9. Легитимность и эффективность
политической власти.
Политическая власть - это реальная способность
одних социальных групп проводить свою
волю в политике и правовых нормах.
Функционирование политической власти
осуществляется на основе принципов эффективности
и легитимности.
Эффективность власти - это гарантированное
проведение в жизнь властных распоряжений
в максимально короткие сроки с меньшими
издержками.
Критериями эффективности являются:
1. Достаточность оснований власти и эффективное
использование ее ресурсов
2. Рациональность вертикального и горизонтального
строения власти
3. Действенный контроль за выполнением
властных распоряжений
4. Организационно-техническое и кадровое
обеспечение учета и анализа властных
приказов (каждый должен стоять на своем
месте).
5. Наличие действенной системы санкций,
применяемых к объекту власти в случае
неповиновения его приказам.
6. Эффективная система самоконтроля власти
(главное место занимает авторитет).
Эффективность власти во многом зависит
от ее легитимности. Легитимность означает
признание обществом законности существующих
институтов власти и правомерности принимаемых
ими решений. В узком смысле понятие легитимности
характеризует законность власти.
Легитимность может
Свойства поддержания легитимности власти:
1. Изменение законодательства в соответствии
с новыми требованиями
2. Стремление использовать традиции при
проведении политики и законодательстве
3. Поддержание в обществе законности и
правопорядка.
4. Показателями легитимности являются:
5. Уровень принуждения
6. Наличие попыток свержения правительства
7. Сила гражданского повиновения
8. Результаты выборов и референдумов
9. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.
В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти: 1) идеологический: власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности – идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности – специфические политические структуры; 3) персональный: в основе – одобрение данного властвующего лица; источник легитимности – личный авторитет правителя.
10. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.
Сущность:
По своей сути политическая
система характеризует
11 СМИ в политической системе общества
СМИ - средства создания, тиражирования и распространения информ. сообщений в массовой аудитории. К ним относят период. печатные издания (газеты, журналы), ср-ва передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (тв) инф-ции.
В политологии ср-ва массовой инф-ции определяются как сово-сть каналов распр-ния инф-ции, адресованной неограниченному кругу лиц, соц. групп, гос-ств, с целью оперативного информирования их отн-но событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специф. Соц-ных ф-ций.