Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

32. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.

  В самом общем виде  общественное движение можно  определить как “совместное стремление  людей к реализации общей цели”.  Общественное движение - это совместная  деятельность граждан, преследующих  общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной  структуры и фиксированного членства.

Характерные черты общественных движений: 
• многочисленность; • широкая социальная база; • нестабильность ориентации и состава; • стихийность и спонтанность действий.

  В становлении и  развитии общ. движ. можно выделить ряд стадий: 
1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идёт о возникновении определённого социального беспокойства по поводу той или иной нерешённой проблемы. 2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. 3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание людей. 4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы. 5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Возможен ряд вариантов развития событий: или окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению. 
Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Общественные организации- многочисленные объединения граждан на добровольной основе на базе общих социальных интересов и проблем, независимо от принадлежности к партии. Характерные черты общественных организаций: • Наличие разветвлённого аппарата; • Наличие чёткой структуры; • Устава;• Постоянного членства;• Централизованного руководства. Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: 
• участие в образовании государственных структур;• участие в обсуждении и принятии политических решений; • представление и защита интересов граждан; • осуществление социального контроля;• формирование общественного мнения и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Сущность, природа и функции политического лидерства.

Понятие “лидерство” происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий людьми. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. С понятием «политическое лидерство» связано понятие «политический лидер», но не совпадает с ним. Политический лидер – это человек,  который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способный изменять ход событий и направленность политической жизни, как в целом, так и в отдельные ее аспектах. 
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:  
1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;  
2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;  
3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается не видимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;  
4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций, к ним относятся: 1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция). 2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция). 3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция). 4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция). 5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция). 6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства

Политическое лидерство  – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом. Политический лидер – это авторитетный субъект политического процесса, личностное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.  Множество типологий объясняется множеством направлений деятельности лидеров, широким кругом решаемых задач. 

Лидерство (классификация  Вебера):  
- традиционное (право быть лидером)  
- рационально-легальное (опирается на общепризнанный правовой порядок, например выборы)  
- харизматическое (вера в исключительные способности лидера)  
Лидерство (классификация Лассуэлла):  
- организатор (управленец)  
- агитатор (оратор)  
- теоретик (интеллект)  
Лидерство (классификация Херманн):  
- лидер – знаменосец (собственное видение действительности)  
- лидер – торговец (как бы продает избирателям свои идеи)  
- лидер – пожарный (резкий)  
Лидерство (классификация Такера):  
- революционеры (отвергает существующую модель)  
- реформаторы (постепенное совершенствование)  
- консерваторы (сохранение)

Современные тенденции  в развитии политического лидерства.  
Первая тенденция - резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров.  Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах.  Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев.  
Пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера    .                             В каждой стране система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры, связана с целя ми и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии. В соответствии с этим можно выделить три основных системы подготовки кадров:   либерально-демократическая система, имеющая две разновидности: западную и восточную;  тоталитарная. Ее особенности: выше всего ценятся преданность и лояльность к вождю, политической системе и идеологии; теократическая. Такая система существует в странах, где господствующей идеологией является религия и власть осуществляется ее представителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы

 Политическое участие  – действия, посредством которых  рядовые члены любой политической  системы влияют, или пытаются  влиять на результаты ее деятельности. Политическим участие становится  тогда, когда индивид или группа  вовлекаются во властные полит. отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих полит. характер. Основная форма политического участия — выборы и, шире, избирательные кампании. Мотивы участия граждан в политике: 1.мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. 2. Познавательные мотивы. Политическая система дает человеку устойчивую картину мира. Соответственно, она и привлекает любознательные умы, особенно в детском и подростковом возрасте. Полит. знания дают им преимущество над сверстниками, хуже ориентированными в политике. 3. Мотив власти над людьми. 4. Идеологические мотивы - устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека с идеологическими ценностями полит. системы. 5.Мотивы преобразования мира, связанные с пониманием несовершенства мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его. 6. Традиционные мотивы. Люди участвуют в политике потому, что так принято в их местности, среди родственников, друзей. 7. Меркантильные мотивы - способ заработать, начиная от расклейки предвыборных листовок, кончая постом партийного функционера. 8. Ложные псевдомотивы. Это те квази-мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы — начиная от «За Родину, за Сталина!» до требований «отстоять ценности истинной демократии». *** Принято выделять «мобильные» (активные) и «иммобильные» (пассивные) формы политического участия (простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от полит. системы, участие в действиях, связанных с делегированием собственных полномочий, личное участие в деятельности политических организациях, посещение собраний и других мероприятий, выполнение постоянных конкретных политических функций в рамках...) Среди «иммобильных» (пассивных) форм политического участия выделяются четыре основные формы. Во-первых, это полная выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. Во-вторых, политическая выключенность как результат излишней бюрократи-зярованности самой господствующей политической системы, низкой эффективности обратной связи между этой политической системой и гражданским обществом в целом, разочарование людей в политических институтах, В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической системы, навязанной людям извне — например, в результате проигрыша войны и завоевания страны неприятелем. В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам. Политическое участие — многоуровневая система рекрутирования граждан в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней — политических лидеров.

 

 

 

36. Теории элит. Структура, функции и типология политических элит.

Теория элит — концепция  деления общества на определенные слои.  Концепция Праето: во все времена миром правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими  и социальными качествами меньшинство–элита. Теория элит Моски: доказывает неизбежное деление любого общества на 2 неравные по соц. положению и роли групп: класс управляющих и управляемых. «Железный закон олигархических тенденций» Михельса:суть состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации и формированию элиты, так как руководство ими не может осуществляться всеми членами организации. Ценностные теории элит изходят из того, что власть элиты явл продуктом прогрессивного развития общества, возникновения более сложных общественных потребностей и функции. Теория демократического элитизма:утверждают, что элитарность–условие эффективного функционирования любого общества. Она не противоречит и демократии.

Политическая элита –  лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством  бюрократического аппарата их выполнение. Согласно иерархической структуре, она делится на высшую, среднюю и низшую. Высшая элита принимает решение, значимые для всего гос-ва. К средней относят 5% населения, выделяющихся одновременно по 3 признакам–доходу, профессиональному статусу и образованию. Низшим слоем явл. административная(служащие-управленцы, гос.чиновники), предназначенная для исполнительной деятельности. В зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных и горизонтальных связей выделяют элиты: стабильная демократическая, плюралистическая, властная и дезинтегрированная. Оптимальной для общества явл стабильная демократическая элита, имеющая тесную связь с народом и высокую степень групповой кооперации.

Функции политической элиты: 1. Артикуляция и воплощение интересов  класса, ации и т.п. 2. Выработка полит программы, доктрины. 3. Определение миссии полит сис-мы и ее стратегии. 4. Субординация интересов различных соц групп. 5. Идеологическое обеспечение идеалов, ценностей класса. 6. Создание гос механизма воплощения полит замыслов. 7. Выдвижение полит лидеров и их поддержка. 8. Кадровое обеспечение гос аппарата.

 Способ отбора (рекрутирования) элиты: *Открытая (антрепренерская) элита; *закрытая элита (гильдии). Род деятельности: * Политическая; * экономическая; * военная; * бюрократическая; * культурно-информационная. Место в политической системе:* Правящая;* оппозиционная (контрэлита). Характер внутриэлитных отношений: * Объединенная (с высокой степенью интеграции): а) идеологически объединенная;  б) консенсусно объединенная; * разъединенная (с низкой степенью инте грации). Степень представительности* С высокой степенью представительности; * с низкой степенью представительности

Информация о работе Лекции по "Политологии"