Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

В качестве субъектов местного управления и самоуправления могут  выступать: население административно-территориальных  единиц, отдельные граждане, государственные  органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.

В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном  уровне. Как показывает опыт, центральные  правительства приходят к пониманию  того, что во многих случаях местные  нужды могут быть более рационально  удовлетворены органами самоуправления, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.

Местное самоуправление - это  самоорганизация на базовом уровне - там, где население может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного самоуправления тесно  связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними в осуществлении  властных функций, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В  той мере, в какой они реализуют  переданные им полномочия, они подконтрольны  государству.

Деятельность органов  местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных  лиц, граждан, общественных объединений  соответствующей территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Место и роль судебной власти в государственном механизме.

 

Суд – это орган, который  применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение  общеобязательных правил, установленных  государством.

   Если законодательная  власть осуществляется парламентом,  исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная  власть осуществляется не каким-либо  единственным судом, а всей  системой судов в совокупности.

Система судов строится на принципах территориальности и  специализации. Она состоит из:

  • Конституционного Суда;
  • системы общих судов;
  • системы хозяйственных судов.

 

   Деятельность судов  по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновным лицам, реализация законов судом, осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов – это и есть правосудие.

 

Судебная власть в РБ принадлежит  только судам, образованным в установленном  порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

 

Суды защищают гарантированные  Конституцией РБ и актами законодательства РБ:

  • личные права и свободы;
  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

 

Деятельность судов основывается на принципах: законности; состязательности и равенства сторон в процессе; открытости и гласности судебного  разбирательства; свободного доступа  к правосудию; обязательности судебных актов для всех организаций и  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Институты государственной власти в Республике Беларусь

1. Национальное собрание  Республики Беларусь: процедуры  избрания, структура, полномочия

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом в государстве. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства. Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей.  В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Беларусь, сроки действия полномочий Парламента – 4 года. В случае военного времени сроки действия могут быть продлены на основании соответствующего закона.

Общее понятие  правительства

правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинстве  стран мира обозначается понятием совет  министров, кабинет министров. То есть это – группа людей, которые управляют  повседневными делами страны.

Итак, в наиболее распространенном понимании правительство – это  коллегиальный орган наиболее универсальной  компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Правительство Республики Беларусь – Совет Министров Республики Беларусь

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан  выступает Президент.

Беларусь. Cуд – это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством.

Если законодательная  власть осуществляется парламентом, Национальным Собранием РБ, исполнительная –  правительством, Советом Министров  РБ, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Генезис, понятие и функции политических партий

 Партии - организации, выражающие классовые интересы больших групп людей.

Партии - "часть" - группа люей, соперничающих внутри власти и за власть в обществе.

Выделяют 3 подхода:

1. Партия - група людей базирующихся на общности идеологии.

2. Партия - организация.

3. Партия - представитель  классовых интересов.

Политическая партия - добровольный союз, связанный идеологиче-ской общностью, стремящаяся к обладанию властью либо к участию осуществления политической программы. Реализация политической про-граммы в интересах одной из общественных групп.

Функции партий.

1. Выявление и формирование, обоснование интересов больших  обще-ственных групп, представителем является партия.

2. Активизирует и интегрирует  большие группы людей.

3. Разрабатывают идеологии  партийных доктрин.

4. Участие в образовании  политических систем, их принципов,  со-ставных элементов.

5. Участие в борьбе за  власть в государстве, создание  программы их деятельности.

6. Участие в осуществлении  государственной власти.

7. Формирование общественного  мнения в свою защиту.

8. Политичекое образование общества.

9. Подготовка кадров, женских  и молодежных организаций.

Институциализация партии.

Это правовое регулирование  деятельности партии в современной  по-литической системе:

1) Конституционное санкционированное  положение партии в общест-венной жизни. Чехословакия 1920 г. Регулирование целей, постав-ленных партией.

2) Условие деятельности  партий в политической системе  - политиче-ские партии не должны угрожать государству, и базироваться на принципах свободного демократического устройства.

3) Участие партий в выборных  механизмах, получение финансовых  лимитов, доступ в СМИ, определение  способов расчета.

4) Определение способа  действий государственных органов  власти.

5) Финансирование деятельности  партий государством, что является  общепринятой практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.  Партийные системы и их характеристика

Партия – политическое объединение граждан связанных  между собой на добровольной основе, основанную на общей идеологии и ориентированной на завоевание политической власти

Типы:

– Однопартийная (Куба, Северная Корея)

– Двухпартийная (Великобритания, США)

– Многопартийная (Япония, Италия)

Признаки существования  партий:

Идеология

Устойчивый электорат

Организационная структура

Программа и устав

Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность, в соответствии с которой деятельность политических партий формально не ограничивается. Однако конкретная структура многопартийных систем —   партийный   уклад — существенно меняется от страны к стране.

Особый феномен представляет собой двухпартийный уклад, который характерен для политической системы США. Существенной чертой данной партийной системы является то, что она автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах. Однако при этом обе партии — Республиканская и Демократическая — мало чем отличаются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд на власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.

Следовательно, по своей природе  этот двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически —  это постоянная коалиция, монополизировавшая политическую власть.

Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило, принцип однопартийности, под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (даже не количество находящихся на легальном положении), а законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей. На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства.

Тоталитарному режиму также свойственна своя партийная система. Здесь действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. Однако в отличие от авторитарного режима эта партия стоит над государством, осуществляет в обществе доминирующую роль. Аппарат партии, как правило, срастается с аппаратом государства, что ведет к утрате различий между партийной и государственной деятельностью. Возникновению подобных систем, как правило, предшествует кризис демократических методов осуществления власти. В настоящее время такие системы сходят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества и общественного мнения тех стран, где они существовали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь: причины и особенности

В настоящее время государства, входившие в состав СССР, вступили в новый этап своей истории, характеризующийся усложнением социальной структуры общества и усилением дифференциации политических сил. Это находит свое выражение и в формировании партийных систем. Ныне на политической арене суверенных республик действует в общей сложности несколько сотен партий и тысячи полит-клубов и организаций местного значения. Они представляют практически весь современный политический спектр. Особенностью данного этапа формирования многопартийности является то, что отдельные партии или их объединения быстро приобретают широкую популярность, а затем столь же быстро ее теряют. Это означает, что процесс становления партийных систем находится лишь в начальной стадии, ведущие политические партии далеко еще не сформировались и не утвердились.

На Беларуси к началу избирательной  кампании 1995 г. по выборам в Верховный  Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения. Действующие в настоящее время партии представляют, скорее, конгломерат разнородных по своим названиям идейно-политических группировок, а не систему политических объединений; которой были бы представлены реальные социальные силы. Значительная часть из них возникла не как следствие политической консолидации социально-экономических сил, а как результат организационного объединения приверженцев определенных идейно-политических воззрений. Многие из так называемых партий с трудом смогли преодолеть необходимый для регистрации численный барьер в 500 человек. В сущности, почти все зарегистрированные в качестве партий объединения в лучшем случае являются протопартиями, а не вполне сформировавшимися политическими партиями в собственном смысле этого понятия.

Вообще же следует иметь  в виду, что формирование партийной  системы — это длительный процесс, который будет осуществляться на протяжении десятилетий. Он сопряжен с социальной дифференциацией общества, с формированием у основных социальных групп и общества в целом демократических типов политического дознания и политической культуры. Несомненно, что для стабильности политической жизни, эффективного развития общества наиболее предпочтительными являются варианты политической системы, в которой доминировали бы две или три партии. Для многонациональных государств обилие политических партий вообще не желательно, так как оно стимулирует сепаратизм, ведет к разрушению целостности этих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Лекции по "Политологии"