Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций
Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
1. Политология: предмет, структура, методы и функции
Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.Говоря о структуре политологии, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики.
Функции политологии
–Гносеологическая. Политология
позволяет получать новые знания
и формализовывать
–Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
–Теоретико-методологическая.
Политология разрабатывает
–Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
–Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
–Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
–Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии
Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти. Древнейшие политические учения возникли в странах Дальнего Востока: Египте, Индии, Китае и др. Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Общей особенностью этих идей является обоснование божественного происхождения и характера политической власти, а также обоснование социального, политического и правового неравенства различных сословий общества. Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально-политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования.
Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:
Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.
Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
Период рефлексии. 1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки под руководством Френсиса Лейбера. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии.
В 1989 году политология была введена как учебная дисциплина в российской высшей школе.
Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.
3. Политика как общественное явление. Многообразие определений политики
Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей — «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».
Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.
В реальной жизни политика
всегда связана с групповыми интересами
и потребностями людей, является
ареной столкновения разнообразных, часто
противоречивых и меняющихся интересов
социальных групп, классов, наций, государств,
групп государств. Урегулировать
эти интересы и противоречия невозможно
только с помощью убеждения, нравственности
и разума, важную роль здесь призвана
сыграть государственная
Многообразие определений политики:
Первые определения политики появились в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики.
Итак, в общем виде политика – процесс разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур для данного общества решений.
4. Политическая мысль периода Античности и средних веков
Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Деятели: Сократ, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель.
Платон(427 — 347 гг. до н.э.): Работы: "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, делил людей на три сословия (Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека): 1)разумное – присуще философам-мудрецам; 2)аффективное (эмоциональное) - воинам; 3)вожделеющее (чувственное, жаждущее богатства) – земледельцам и ремесленникам; Высшая добродетель – умеренность, мера. Управлять гос-вом должны философы-мудрецы (воины должны заботиться о безопасности гос-ва; земледельцы и ремесленники обязаны трудиться). Его этические воззрения были ориентированы на общество, а не на индивида, предназначение человека - служить гос-ву. В ранних работах: идеальная форма гос. устр. – правление аристократии и монархии, наихудшая – дем-тия и тирания; в поздних: идеальная – сочетание мон-хии и дем-тии.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – родоначальник полит.науки. Работы: "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона склонялся к диалектическому материализму; защищал необходимость частной собств., рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю, — управление общ-вом через гос-во (особый аппарат), а также управление самим гос-вом. Гос-во он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Выделил в полит. устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную. Выделил три правильные и три неправильные гос. формы:1)правильные – монархия (полит. власть одного), аристократия(правление немногих), полития (правление многих) .2)неправильные – тирания (деспотическая власть одного), олигархия(власть богатых), демократия(власть большинства). Правильные гос. формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Наиб. прав. формой гос. правления он считал политику, в кот. сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу, полития — это ограниченная до разумных пределов дем-тия. В отл-е от Платона ставил на первое место человека, а не гос-во, и утверждал, что человек есть существо общ-ное.
Др. Рим:Цицерон /106-43 гг. до н.э(идея правового гос-ва).: считал римскую респ-ку идеалом гос. ус-ва, в кот. сочет-ся эл-ты монархии /консулы/, арист-тии /сенат/ и дем-тии /комиции/. Период Средневековья (конец V — середина XVII в.) — хар. зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на дух. жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на гос. управление. Притязания церкви на участие в гос. власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345—407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), кот. исп. библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225—1274). Он был убежденным сторонником контроля церкви над гос-вом, наукой и искусством, бож-ности феод. права, отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религ. взглядам. Божьей воле он приписывал сущ-ние монархии на земле, сторонником которой был сам. Выступал против еретических движений XI —XII вв.
5. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени
Возрождение(14-16вв.): гуманизм, разложение феодализма и становление капитализма, отход от католической церкви .
Новое время(17-18вв.): укрепление капитализма, буржуазные революции.
Основные доктрины политической мысли: 1) теория народного суверенитета возникла и разв-сь в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общ-го договора
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от гос-го признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей.
3) теория разделения властей:
а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.
Никколо Макиавелли (1469-1527)( цель оправдывает средства, принцип полит.реализма): отдает предпочтение республике, а не монархии; безнрав-сть
Жан Боден: суверенитет принадлежит не народу, а монарху; Монарх - «источник права и закона», сам он повинуется законам и должен уважать свободу и собственность граждан. Таким образом идея суверенитета была сформулирована Боденом как способ противостояния единой корол.власти притязаниями папства на власть, а также раздорами аристократии, гражд.войнами и крест-ми восстаниями.
Т. Мор и Т. Кампанелла («утопический социализм»)
Томас Гоббс (1588-1679)(один из основоп-ков
теории общественного договора): Политика
и ее носитель – государство, по его мнению,
учреждаются людьми путем договоренности
между собой, когда индивиды доверяют
единому лицу верховную власть над собой.(монархия,демократия,
Дж. Локк (1632-1704): В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности, закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности.
Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)(либерализм; теория разделения властей): «разрешено все, что не запрещено законом». Свобода и равенство – фундамент. св-ва чел. природы и источники права. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на закон-ную, испол-ную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Жан-Жак Руссо (1712-1778)(радикал-демократ; тех, кто сопротивляется общей воле, все общ-во должно заставить подчиняться ей): Для эффективного действия общей воли(3 условия): социальное равенство, фундаментальное политическое единство, прямая форма демократии.