Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

1. Политология: предмет, структура, методы и функции

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности  людей, связанной с властными  отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими  институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между  людьми, обществом и государством.

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.Говоря о структуре политологии, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики.

  1. Общенаучные методы: Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция, Абстрагирование, Обобщение, Сравнение, Обобщение, Конкретизация, Системный, Комплексный, Моделирования, Аналогии, Типологизация.
  2. Методы общей политологии: Структурно-функциональный анализ, Исторический, Инструментальный, Нормативный.
  3. Методы прикладной политологии: Контент-анализ, Политический мониторинг, Политическое прогнозирование сценариев, Оценка расстановки политических сил, Оценка, Упреждение, Управление рисками, Разработка и принятие политического решения.

Функции политологии

–Гносеологическая. Политология  позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

–Аксиологическая. Политология  формирует систему ценностей, позволяет  давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

–Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

–Социализирующая. Позволяет  людям разобраться в сути политических процессов.

–Мотивационная. Политология  может формировать мотивы и действия людей.

–Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

–Прогностическая. Политология  прогнозирует политические процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Возникновение политической мысли связано с развитием  общественных отношений, социальной дифференциацией  общества, становлением государства  как особой организации власти. Древнейшие политические учения  возникли в  странах Дальнего Востока: Египте, Индии, Китае и др. Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Общей особенностью этих идей является обоснование божественного происхождения и характера политической власти, а также обоснование социального, политического и правового неравенства различных сословий общества. Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально-политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования.

Историю развития политологии  можно условно разделить на 3 периода:

Философский. Возникает в  Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также  много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии  научными методами. Большое влияние  на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология  бурно развивается. В 20-30 годы центром  политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

Период рефлексии. 1945 г. —  продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный  коллоквиум политологов, где рассматривались  вопросы политической науки, был  определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано  ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.

Как учебная дисциплина, политология  заявила о себе в 1857 году, когда  в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и  политической науки под руководством Френсиса Лейбера. В 1872 году во Франции  была открыта приватная школа  политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный  симпозиум по политической науке, проведённый  в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология»  и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей  дисциплины в рамках системы высшего  образования.

В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана  и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии.

В 1989 году политология была введена как учебная дисциплина в российской высшей школе.

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политика как общественное явление. Многообразие определений политики

Древнегреческий философ  Аристотель понимал политику как  форму общности людей — «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».

Политика действительно  призвана обеспечивать целостность  и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение  интеграции общества, научить людей  жить вместе.

В реальной жизни политика всегда связана с групповыми интересами и потребностями людей, является ареной столкновения разнообразных, часто  противоречивых и меняющихся интересов  социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать  эти интересы и противоречия невозможно только с помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.

 

Многообразие определений  политики:

Первые определения политики появились в Древней Греции. Тогда  же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений  политики.

  1. Определенный общественный процесс, взаимоотношения между группами, сообществами и обществами, а также внутри этих объединений людей по поводу различных проблем и прежде всего по поводу власти.
  2. Определенный набор согласованных и взаимно приемлемых процедур выработки решений, обязательных для групп и сообществ внутри страны и между государствами на международной арене.
  3. Процесс урегулирования конфликтных ситуаций.
  4. Метод достижения решений определенного типа – в интересах всего общества, а не его отдельных групп; в принятии решений по тем или иным проблемам общественной жизни принимают участие и многие социальные институты, находящиеся вне сферы политики: рынок, судебная система и т.д.
  5. Обнародование программы действий в той или иной сфере жизни; для их реализации необходимо, чтобы намеченные цели пользовались общественной поддержкой.

Итак, в общем виде политика – процесс разрешения тех или  иных конфликтов в группах, сообществах  и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур для данного общества решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политическая  мысль периода Античности и  средних веков

Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Деятели: Сократ, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель.

Платон(427 — 347 гг. до н.э.): Работы: "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма,  делил людей на три сословия (Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека): 1)разумное – присуще философам-мудрецам;  2)аффективное (эмоциональное) - воинам; 3)вожделеющее (чувственное, жаждущее богатства) – земледельцам и ремесленникам; Высшая добродетель – умеренность, мера. Управлять гос-вом должны  философы-мудрецы (воины должны заботиться о безопасности гос-ва; земледельцы и ремесленники обязаны трудиться). Его этические воззрения были ориентированы на общество, а не на индивида, предназначение человека  - служить гос-ву. В ранних работах: идеальная форма гос. устр. – правление аристократии и монархии, наихудшая – дем-тия и тирания; в поздних: идеальная – сочетание мон-хии и дем-тии. 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – родоначальник полит.науки. Работы: "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона склонялся к диалектическому материализму; защищал необходимость частной собств., рабовладения, моногамной семьи.  Политика, по Аристотелю, — управление общ-вом через гос-во (особый аппарат), а также управление самим гос-вом. Гос-во он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Выделил в полит. устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную. Выделил три правильные и три неправильные гос. формы:1)правильные – монархия (полит. власть одного), аристократия(правление немногих), полития (правление многих) .2)неправильные – тирания (деспотическая власть одного), олигархия(власть богатых), демократия(власть большинства). Правильные гос. формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Наиб. прав. формой гос. правления он считал политику, в кот. сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу,  полития — это ограниченная до разумных пределов дем-тия. В отл-е от Платона ставил на первое место человека, а не гос-во, и утверждал, что человек есть существо общ-ное.

Др. Рим:Цицерон /106-43 гг. до н.э(идея правового гос-ва).: считал римскую респ-ку идеалом гос. ус-ва, в кот. сочет-ся эл-ты монархии /консулы/, арист-тии /сенат/ и дем-тии /комиции/. Период Средневековья (конец V — середина XVII в.) — хар. зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на дух.  жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на гос. управление. Притязания церкви на участие в гос. власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345—407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), кот. исп. библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225—1274). Он был убежденным сторонником контроля церкви над гос-вом, наукой и искусством, бож-ности феод. права, отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религ. взглядам. Божьей воле он приписывал  сущ-ние монархии на земле, сторонником которой был сам. Выступал против еретических движений XI —XII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Политическая  мысль в Западной Европе эпохи  Возрождения и Нового времени

Возрождение(14-16вв.): гуманизм, разложение феодализма и становление  капитализма, отход от католической церкви .

Новое время(17-18вв.): укрепление капитализма, буржуазные революции.

Основные доктрины политической мысли: 1) теория народного суверенитета возникла и разв-сь в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общ-го договора

2) теория правового государства:

а) учение о естественных правах личности, которые не зависят  от гос-го признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и  его органов с законами, правом, стоящим над государством;

г) связь с доктриной  разделения властей.

3) теория разделения властей:

а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной  деятельности только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может  изменить законы; суд — независимый.

Никколо Макиавелли (1469-1527)( цель оправдывает средства, принцип полит.реализма): отдает предпочтение республике, а не монархии; безнрав-сть

Жан Боден: суверенитет принадлежит не народу, а монарху; Монарх -  «источник права и закона», сам он повинуется законам и должен уважать свободу и собственность граждан. Таким образом идея суверенитета была сформулирована Боденом как способ противостояния единой корол.власти притязаниями папства на власть, а также раздорами аристократии, гражд.войнами и крест-ми восстаниями.

Т. Мор и Т. Кампанелла («утопический социализм»)

Томас Гоббс (1588-1679)(один из основоп-ков теории общественного договора): Политика и ее носитель – государство, по его мнению, учреждаются людьми путем договоренности между собой, когда индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой.(монархия,демократия,аристократия).

Дж. Локк (1632-1704): В государстве  никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности, закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы  личности.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)(либерализм; теория разделения властей): «разрешено все, что не запрещено законом». Свобода  и равенство – фундамент. св-ва чел. природы и источники права. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на закон-ную, испол-ную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)(радикал-демократ; тех, кто сопротивляется общей воле, все общ-во должно заставить подчиняться ей): Для эффективного действия общей воли(3 условия): социальное равенство, фундаментальное политическое единство, прямая форма демократии.

Информация о работе Лекции по "Политологии"