Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Работа содержит 1 файл

Шпора по политологии редактир под заочн..docx

— 147.99 Кб (Скачать)

Сложившаяся после распада  СССР российская политическая система, по мнению ряда политологов, представляет собой разновидность «электоральной и делегативной псевдодемократии с элементами бюрократического авторитаризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии

Демократии – это власть народа, осуществляемая самим народом  и для народа. В истории политики немало демократических форм организации  общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский  Рим, городские демократии средних  веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы  демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно  отличаются от них.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:

Основные черты:

1. гарантированный доступ  групп к политическим институтам.

2. всеобщее избирательное  право, позволяющее гражданам  принимать участие в формировании  представительных институтов.

3. контроль представительных  институтов за деятельностью  правительства.

4. согласие большинства  общества относительно политических  норм и процедур.

5. разрешение возникающих  конфликтов мирным путем.

6. признание решающей роли  большинства при учете интересов  меньшинства.

Недостатки:

1) Для того, чтобы демократия  работала, необходим заинтересованный  в  ней разумный и ответственный   индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе   несовершенны;

2) Демократическое устройство  не  всегда является эффективным  и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая  демократия хуже воспринимается  обществом, чем сильный и устойчивый  авторитарный режим – именно  он, зачастую лучше обеспечивает  стабильность и гарантирует благосостояние  граждан. 

   Предпосылками эффективной демократии являются следующие (достоинства):

    1) Высокий уровень  индустриального  и экономического  развития страны  в целом –  мировой опыт показывает, что  демократия и слаборазвитость  несовместимы;

    2) Наличие высокого  уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;

    3) Высокий уровень  урбанизации  (развития городов  и городской  среды) – очевидно, что жители  городов больше  тяготеют и  лучше приспособлены  к демократии, нежели более консервативное  сельское население; 

    4) Развитие массовых  коммуникаций – именно они информируют граждан о полит. событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;

    5) Рыночная экономика,  основанная  на праве частной  собственности и свободной конкуренции.  Общеизвестно: в мировой истории  нет примера демократических  государств с нерыночной (т.е.  планово – государственной) экономикой.

    6) Наличие многочисленного  и влиятельного  среднего класса  – т.е. экономически  самост.(имеющих незав. от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих опред. уровнем дохода, образования и политической культуры.

    7) Наличие определенного  уровня  гражданской политической  культуры, в которой сознательная  и высокая политическая активность  личности сочетается с подчинением  закону и воле большинства.

 

 

17. Генезис, признаки и функции государства 
Происхождение государства. В вопросе о генезисе гос. существуют разные точки зрения: теологическая концепция объясняет происхождение гос. Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что гос. — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха) ; договорная теория исходит из того, что гос. возникло в результате договора между людьми; классовая теория происхождение гос. объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы.

Признаки государства. Гос. как политический институт обладает рядом признаков:

1. Публичная власть гос.  – это система органов и  учреждений, с помощью которых  оно управляет обществом.

2. Суверенитет, т.е. верховенство  гос. власти на территории страны  и независимость.

3. Монопольное право на  применение насилия. (армия, полиция, суд, прокуратура).

4. Монопольное право на  издание законов, обязательных  для всего населения.

5. Монопольное право на  взимание налогов необходимых  для формирования гос. бюджета, материального обеспечения гос. политики.

6. Только гос. обладает  международной правосубъктностью, что означает: только гос. имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; заключать международные соглашения; использовать вооруженные силы страны за рубежом.

7. Только гос. имеет  право устанавливать состояние  гражданства или подданства.

8. Только гос. имеет  государственную символику и  атрибутику: герб, гимн, флаг.

Функции государства.

1. Полит. функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция  регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция осуществляет  гос. программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, продовольственных, образования, здравоохранения и т.д.

4. Культурно-воспитательная  функция гос. имеет целью воспитание  общества, формирования менталитета  граждан, поддержки и развития  культуры.

5. Обеспечение законности  и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение  прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Монархия как форма правления и ее разновидности

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе гос. — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1.Единоличным главой гос.  является монарх, который получает  власть по наследству;

2.Монарх юридически безответственен  (отстранить монарха от власти  невозможно).

Виды монархий

1.Абсолютная монархия (неограниченная) — гос. , в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота гос. власти (Саудовская Аравия).

2.Ограниченная  монархия — гос. , в котором помимо монарха существуют и иные органы гос. власти не подотчётные ему, а гос. власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится:

2.1.Сословно-представительная  монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

2.2.Конституционная  монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

2.2.1.Дуалистическая  монархия — гос. , в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

2.2.2.Парламентарная  монархия — гос. , в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Республика как форма правления и её разновидности

Респу́блика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение

      Современной  республике присущи следующие  признаки:

1.Существование единоличного  главы государства — президента, парламента и кабинета министров.  Парламент представляет законодательную  власть. Задача президента — возглавлять  исполнительную власть, но это  характерно не для всех типов  республик.

2.Выборность на определённый  срок главы государства, парламента  и ряда других верховных органов  государственной власти. Все выборные  органы и должности должны  избираться на определённый срок.

3.Юридическая ответственность  главы государства. Например, согласно  Конституции Российской Федерации,  у парламента есть право отрешения  от должности президента за  тяжкие преступления против государства.

4.В случаях, предусмотренных  конституцией, правом выступления  от имени государства обладает  президент.

5.Высшая государственная  власть основана на принципе  разделения властей, чётком разграничении  полномочий (характерно не для  всех республик)

      Классификация  республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется  государственная власть и кто  из субъектов государственно-правовых  отношений (президент или парламент)  наделён большим количеством  полномочий. По этому принципу  республики классифицируются по  трем формам правления:

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика (полупрезидентская)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Формы территориального устройства государств

    С точки зрения  наиболее общих особенностей  территориально-административного  устройства, государства подразделяют  на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

В унитарном государстве  органы государства – составные  части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции  и системы законов. С точки зрения концентрации властных полномочий: централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания). В децентрализованных государствах – автономизация отдельных областей и территорий, наличие там собственных парламентов и исполнительных структур.

 

Федерация – форма свободного объединения отдельных государств (регионов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с  центральной властью. С точки зрения своего внутреннего строения, федерация отличается наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан; конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий Центра и субъектов федерации; обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне; верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации; наличием третейского суда, разрешающего споры властей разного уровня; наличием института   межправительственного сотрудничества. Отдельные субъекты федерации формируются на основе национальных (Бельгия), территориальных (Германия) или смешанных (Россия) общностей граждан.

 

Конфедерация – союз самостоятельных  государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления  совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически  полностью сохраняют свой внешний  и внутренний суверенитет, обладая  правом свободного одностороннего выхода из состава союза.

 

Разновидности конфедерации: 1) кондоминимумы; 2) ассоциированные государства; 3) договорные союзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Сущность и принципы правового гос-ва.

Прав. гос-во - форма осуществления народовластия, полит. организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование прав. гос.ва – гарантия поступательного развития и углубления демократии, кот. может существовать только при господстве з-на, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Признаки правового государства: 
Приоритет правовой личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и гражданами перед гос-вом: 1 Верховенство гуманистических законов (запрещено все, что не разрешено законом); 2 Сферы отношений между гос-вом и личностью и общ-вом регулируются не только з-ном, но и нормами демократического самоуправления граждан; 3 Разделение властей, общественный контроль за их функционированием; 4 Социальная основа – это зрелое гражданское общество. 
Принципы правового государства. 
Принцип приоритета права.  
Приоритет права означает:  
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.). 
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.  
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека. 
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.  
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе. В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Информация о работе Лекции по "Политологии"