Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, курс лекций
Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Сложившаяся после распада
СССР российская политическая система,
по мнению ряда политологов, представляет
собой разновидность «
16. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии
Демократии – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:
Основные черты:
1. гарантированный доступ
групп к политическим
2. всеобщее избирательное
право, позволяющее гражданам
принимать участие в
3. контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
4. согласие большинства
общества относительно
5. разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
6. признание решающей роли
большинства при учете
Недостатки:
1) Для того, чтобы демократия
работала, необходим заинтересованный
в ней разумный и
2) Демократическое устройство
не всегда является эффективным
и отвечающим интересам
Предпосылками эффективной демократии являются следующие (достоинства):
1) Высокий уровень
индустриального и
2) Наличие высокого уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;
3) Высокий уровень
урбанизации (развития городов
и городской среды) –
4) Развитие массовых коммуникаций – именно они информируют граждан о полит. событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;
5) Рыночная экономика,
основанная на праве частной
собственности и свободной
6) Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса – т.е. экономически самост.(имеющих незав. от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих опред. уровнем дохода, образования и политической культуры.
7) Наличие определенного
уровня гражданской политической
культуры, в которой сознательная
и высокая политическая
17. Генезис, признаки
и функции государства
Происхождение государства. В вопросе
о генезисе гос. существуют разные точки
зрения: теологическая концепция
объясняет происхождение гос. Божьей волей; патриархальная теория
доказывает, что гос. — это результат исторического
развития семьи, а абсолютная власть монарха
— это продолжение власти отца в семье
(патриарха) ; договорная теория
исходит из того, что гос. возникло в результате
договора между людьми; классовая теория
происхождение гос. объясняет возникновением
частной собственности и делением общества
на классы.
Признаки государства. Гос. как политический институт обладает рядом признаков:
1. Публичная власть гос. – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.
2. Суверенитет, т.е.
3. Монопольное право на применение насилия. (армия, полиция, суд, прокуратура).
4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.
5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования гос. бюджета, материального обеспечения гос. политики.
6. Только гос. обладает
международной
7. Только гос. имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.
8. Только гос. имеет государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.
Функции государства.
1. Полит. функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.
2. Экономическая функция
регулирует экономические
3. Социальная функция
4. Культурно-воспитательная
функция гос. имеет целью
5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.
6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
18. Монархия как форма правления и ее разновидности
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе гос. — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Отличительные признаки монархии:
1.Единоличным главой гос. является монарх, который получает власть по наследству;
2.Монарх юридически
Виды монархий
1.Абсолютная монархия (неограниченная) — гос. , в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота гос. власти (Саудовская Аравия).
2.Ограниченная монархия — гос. , в котором помимо монарха существуют и иные органы гос. власти не подотчётные ему, а гос. власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится:
2.1.Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
2.2.Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
2.2.1.Дуалистическая монархия — гос. , в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
2.2.2.Парламентарная монархия — гос. , в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
19.Республика как форма правления и её разновидности
Респу́блика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение
Современной республике присущи следующие признаки:
1.Существование единоличного
главы государства —
2.Выборность на определённый
срок главы государства,
3.Юридическая ответственность
главы государства. Например, согласно
Конституции Российской
4.В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
5.Высшая государственная
власть основана на принципе
разделения властей, чётком
Классификация
республик связана с тем,
Парламентская республика
Президентская республика
Смешанная республика (полупрезидентская)
20. Формы территориального устройства государств
С точки зрения
наиболее общих особенностей
территориально-
В унитарном государстве органы государства – составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. С точки зрения концентрации властных полномочий: централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания). В децентрализованных государствах – автономизация отдельных областей и территорий, наличие там собственных парламентов и исполнительных структур.
Федерация – форма свободного
объединения отдельных
Конфедерация – союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза.
Разновидности конфедерации: 1) кондоминимумы; 2) ассоциированные государства; 3) договорные союзы.
21. Сущность и принципы правового гос-ва.
Прав. гос-во - форма осуществления народовластия,
полит. организация граждан, функционирующая
на основе права, инструмент защиты и обеспечения
прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Формирование прав. гос.ва – гарантия
поступательного развития и углубления
демократии, кот. может существовать только
при господстве з-на, что связывает воедино
все меры в области развития и применения
права, придает им общую направленность. Признаки правового
государства:
Приоритет правовой личности, равная ответственность
и обязанность государства перед гражданами
и гражданами перед гос-вом: 1 Верховенство
гуманистических законов (запрещено все,
что не разрешено законом); 2 Сферы отношений
между гос-вом и личностью и общ-вом регулируются
не только з-ном, но и нормами демократического
самоуправления граждан; 3 Разделение
властей, общественный контроль за их
функционированием; 4 Социальная основа
– это зрелое гражданское общество.
Принципы правового
государства.
Принцип приоритета
права.
Приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной
и государственной жизни с позиций права,
закона; б) соединение общечеловеческих
нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных
ценностей права (нормативность, равенство
всех перед законом) с организационно-территориальным
делением общества и легитимной
публичной властной силой; в) необходимость
идеологически-правового обоснования
любых решений государственных и общественных
органов; г) наличие в государстве
необходимых для выражения и действия
права форм и процедур (конституции и законов,
системы материальных и процессуальных
гарантий и т.д.).
2. Принцип
правовой защищенности человека и гражданина.
Абсолютность (тотальность) этого принципа
состоит в том, что все взаимоотношения
индивида с государством (его органами,
должностными лицами) должны строиться
только на правовой основе. Если
они выходят за пределы действия права,
со стороны государства это может обернуться
произволом, внеправовым насилием,
игнорированием нужд человека.
3. Принцип
единства права и закона. В правовом
государстве любой нормативно-правовой
акт должен не только по форме и наименованию,
но и по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен отражать естественно-правовые
начала, соответствовать международно-правовым
нормам о правах человека и гражданина,
быть принятым легитимным органом
государственной власти, законно избранным
или назначенным.
4. Принцип
правового разграничения деятельности
различных ветвей государственной власти.
Власть в государстве может олицетворять
один человек (монарх, диктатор,
харизматический лидер), она может принадлежать
группе. В данном случае для властвующих
неважно, каким путем она им досталась
(революция, гражданская война, переворот,
по наследству и т.п.). Но для правового
государства характерным является демократический
способ приобретения власти, наделение
ею только в соответствии с правом, законом.