Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция
Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.
Ведомством является
комитет центрального исполнительного органа Республики.
Ведомство может иметь свои территориальные
подразделения.
Ведомство образуется, реорганизуется
и упраздняется Правительством Республики
по представлению руководителя соответствующего
центрального исполнительного органа.
Руководитель ведомства назначается
на должность и освобождается от должности
руководителем соответствующего центрального исполнительного
Ведомство в пределах компетенции центрального
исполнительного органа Республики осуществляет
контрольное и (или) реализационные функции.
Формой акта, издаваемого ведомством,
является приказ руководителя ведомства.
Отмена либо приостановление полностью
или в части действия актов ведомства
осуществляется руководителем центрального
исполнительного органа, в структуру которого
входит ведомство.
Структура ведомства утверждается ответственным
секретарем соответствующего центрального
исполнительного органа. Компетенция
и порядок взаимодействия ведомства с
иными государственными органами определяются
руководителем центрального исполнительного
органа, в структуру которого входит данное
ведомство.
В состав Правительства входят члены Правительства - Премьер-министр республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики.
Правительство республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом республики. Правительство исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства республики. Сложение полномочий перед вновь избранным Президентом республики осуществляется путем подачи Правительством письменного заявления, адресованного вновь избранному главе государства и подписанного членами Правительства. Заявление о сложении полномочий подается после официального вступления в должность вновь избранного главы государства. Сложение полномочий Правительства означает прекращение полномочий его членов.
Правительство и любой его член вправе заявить Президенту республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. Подают в отставку или подлежат освобождению от занимаемой должности также члены Правительства, не согласные с проводимой Правительством политикой или не проводящие ее.
Правительство заявляет Президенту республики о своей отставке при выражении Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки.
Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей.
Президент вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства.
Перед вновь избранным
Мажилисом Парламента Премьер-Министр
Республики ставит вопрос о доверии
Правительству путем письменного обращения, адресованного
в Мажилис Парламента.
В случае выражения Мажилисом доверия
Правительство продолжает исполнять свои
обязанности, если иное не будет решено
Президентом Республики.
Члены Правительства Республики не вправе:
-быть депутатами
-занимать иные оплачиваемые должности,
кроме преподавательской, научной или иной творческой
-осуществлять
-входить в состав руководящего органа
или наблюдательного совета коммерческой
организации, за исключением коммерческих
организаций с участием государства в
уставном капитале в случаях, установленных
решениями Правительства.
2 вопрос
Правительство Республики:
-разрабатывает основные направления
государственной социально-экономической
политики, стратегические и тактические
меры по ее осуществлению;
-разрабатывает
-разрабатывает и реализует индикативные
планы социально-экономического и
-в порядке, определяемом Президентом
Республики, участвует в разработке республиканского
бюджета и его изменениях, представляет
Парламенту республиканский бюджет и
отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение
-разрабатывает и осуществляет меры по
укреплению финансовой системы Республики;
обеспечивает государственный контроль
за соблюдением законности при образовании
и использовании государственных валютных,
финансовых и материальных ресурсов;
-осуществляет структурную и инвестиционную
политику;
-вырабатывает и реализует государственную
политику ценообразования; устанавливает
номенклатуру продукции, товаров и услуг,
на которые применяются регулируемые
государством цены;
-организует управление государственной
собственностью, вырабатывает и осуществляет
меры по ее использованию, обеспечивает
защиту права государственной
-определяет систему и условия оплаты
труда, социальной защищенности граждан,
государственного социального обеспечения
и социального страхования;
-разрабатывает и реализует основные
направления государственной региональной
политики; обеспечивает решение межрегиональных
проблем и вопросов социально-экономического
развития регионов;
-определяет и реализует государственную
политику по развитию науки и техники,
внедрению новых технологий, культуры,
образования, здравоохранения, туризма и
-разрабатывает и осуществляет мероприятия
по обеспечению рационального использования
и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды;
-обеспечивает реализацию правовой политики;
разрабатывает и реализует меры по охране
и защите прав и свобод граждан, обеспечению
законности и правопорядка, безопасности
и обороноспособности Республики, территориальной
целостности и охраны государственных
границ Республики;
-принимает решения о проведении переговоров
и подписании межправительственных соглашений;
обеспечивает развитие взаимоотношений
Республики с иностранными государствами,
международными и региональными организациями;
разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической
политики; принимает меры по развитию
внешней торговли; осуществляет сотрудничество
и взаимодействие с международными финансовыми
организациями;
-образует и упраздняет консультативно-совещательные
органы при Правительстве;
-выполняет иные функции, возложенные
на него Конституцией, законами и актами
Президента.
3 вопрос
Во-первых. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса. Законопроекты, внесенные Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-министра, которым проект закона может быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.
Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Вместе с тем Правительство может готовить проекты нормативных актов Президента.
Во-вторых. Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. На основе и во исполнение Конституции республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов Правительство издает:
- нормативные постановления.
- индивидуальные постановления.
Премьер-министр республики
издает распоряжения. Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам административно-
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики и могут быть отменены Президентом и Правительством республики Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
Контрольные вопросы:
Литература:
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.
4 Комментарий Конституции Республики Казахстан. - Алматы.2004.
Нормативные акты:
5 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)
6 Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года “О Правительстве Республики Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст.145.
Тема 13 Конституционный контроль в Республике Казахстан
Цель: уяснить, входит ли в прерогативу Конституционного Совета РК проверка конституционности действий госорганов и (или) должностных лиц, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
План:
1 Понятие, виды и
органы конституционного
2 Правовой статус Конституционного Совета РК: состав, порядок формирования, сроки полномочий его членов.
3 Компетенция Конституционного Совета. Конституционное производство.
1 вопрос
В самом общем виде
конституционный контроль представляет
собой установленную законодате
На современном этапе сложилось многообразие органов конституционного контроля. Обобщая их, можно выделить судебный контроль и внесудебный (административный) контроль. Первоначально контроль возлагался на общие суды, а затем стали создаваться специальные органы: конституционные суды, комитеты конституционного надзора, конституционные советы.
Поэтому в современном
мире существуют три варианта организации
института конституционного контроля.
В одних странах его
В Казахстане институт конституционного контроля был впервые введён Законом от 22 сентября 1989 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» в форме Комитета конституционного надзора Казахской ССР.
16 декабря 1991 г. Конституционным
законом РК «О государственной
независимости Республики
2 вопрос
Правовой основой деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан являются Конституция и конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г., определяющие состав, порядок формирования, требования к кандидатам в члены Конституционною Совета, статус членов Конституционного Совета.
Конституционный Совет -
это самостоятельный и
Конституционный Совет
при осуществлении своих
Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты Республики.
Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается Президентом Республики. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются Президентом, по два члена назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.
Срок полномочий членов Конституционного Совета — шесть лет. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.
К членам Конституционного Совета предъявляются следующие требования:
-они должны быть
гражданами Республики
-быть не моложе тридцати лет;
- проживать на территории Казахстана;
- иметь высшее юридическое образование;
Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы