Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция

Описание работы

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

лекционный комплекс.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

 Несоответствия между  решением, принятым референдумом, и  Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом.

 

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте содержание понятия “республиканский референдум”.
  2. Какие виды референдумов различают в конституционном праве?
  3. Какие вопросы могут быть предметом республиканского референдума?
  4. Какие вопросы не могут быть предметом республиканского референдума?
  5. Назовите принципы проведения республиканского референдума.
  6. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие вопросы республиканского референдума.
  7. Кому принадлежит право назначения республиканского референдума?
  8. Кому принадлежит инициатива о назначении республиканского референдума?
  9. Охарактеризуйте вкратце порядок проведения республиканского референдума.

10.  В какие сроки  вступают в силу решения, принятые  республиканским референдумом и  какова юридическая сила этих  решений?

   

Литература:

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.

4 Комментарий Конституции  Республики Казахстан. - Алматы.2004.

 

Нормативные акты:

5 Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года “О выборах в Республике Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст.114.

6 Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года “О республиканском референдуме” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 22, ст. 131.

 

Тема 8 Конституционная система государственных органов

Республики  Казахстан

Цель: уяснить конституционные принципы организации и деятельности государственных органов РК.

План:

1 Понятие и система  государственных органов Республики Казахстан.

2 Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Казахстан.

 

1 вопрос

Орган государства –  это составная часть механизма  государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. При помощи государственного органа осуществляется государственная власть, реализуются функции, достигаются задачи и цели, стоящие перед государством.

Признаки государственного органа:

  1. Государственный орган обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему разрешать в пределах имеющихся у него прав конкретные правовые вопросы, принимать и издавать акты, обязательные в свою очередь для исполнения другими органами, должностными лицами и гражданами и контролировать их исполнение.
  2. Государственный орган образуется в установленном законом порядке.
  3. Органы государственной власти уполномочиваются для решения задач и функций государства.
  4. Государственный орган действует в установленном законом порядке.
  5. Каждый государственный орган является одним из элементов системы государственных органов РК.

В Конституции РК закреплено, что “государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов” (п. 4 ст. 3).

Органы представительной власти – это Парламент и местные  представительные органы (маслихаты).

Органы исполнительной власти – это Правительство, центральные  органы исполнительной власти – министерства, комитеты, ведомства и местные органы исполнительной власти – Акимы областей, городов, районов в городах, управления, департаменты, отделы.

Органы судебной власти – это Верховный Суд и местные  суды, учреждаемые законом.

В соответствии с Конституцией деятельность Конституционного Совета РК в сферу правосудия не включается, а что же касается прокуратуры, то конституционная норма о прокуратуре содержится в Разделе VII Конституции РК “Суды и правосудие” (ст. 83).

 

2 вопрос

Для государственной  власти как института конституционного права характерны следующие основные элементы:

- народ как источник  государственной власти;

- характер государственной  власти;

- цели и принципиальные  направления деятельности государственной  власти;

- структура государственной  власти;

- пути, методы и формы  осуществления государственной власти.

Система государственных  органов РК основывается на принципах, выражающих содержание их государственной  организации, её сущность. К таковым  относятся принципы:

- народовластия;

- народного суверенитета;

- единства системы государственных органов;

- разделения власти;

- самостоятельности государственных  организаций, их невмешательства  в дела друг друга;

- демократизма системы  органов государства.

Указанные принципы закреплены в Конституции РК, конституционных  законах РК «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламента Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и в других нормативных правовых актах.

 

Литература:

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.

4 Комментарий Конституции  Республики Казахстан. - Алматы.2004.

 

Тема 9 Конституционно-правовой статус Президента

 Республики  Казахстан

Цель: уяснить конституционно-правовой статус Президента РК. Уяснить значение терминов “контрассигнация”, “промульгация”.

План:

1 Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан, его роль и место в системе государственной власти. Акты Президента Республики Казахстан, их виды и юридическая сила.

2 Порядок выборов Президента  Республики Казахстан и отрешения его от должности.

3 Акты Президента Республики Казахстан, их виды и юридическая сила.

 

1 вопрос

Конституционно-правовой статус Президента РК закреплён в III Разделе и в других положениях Конституции РК 1995 г., а также в Конституционном законе РК «О Президенте Республики Казахстан» и в иных нормативных правовых актах.  Пункт 1 ст. 2 Конституции РК устанавливает, что Республика Казахстан является … государством с президентской формой правления. Это означает, что в иерархии государственных органов Президент РК занимает особое положение.

В юридической литературе терминология «президентская форма  правления» почти не употребляется, поскольку форма правления –  система организации высших органов  государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования и сроки их деятельности (полномочий). Соответственно, под категорией (дефиницией) «форма правления» понимают монархическую и республиканскую формы правления. В свою очередь, республики подразделяются на парламентские и президентские. Если то или иное государство является президентской республикой, то обычно в этом случае употребляют термин «президентская система правления». 

Президент РК является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Президент Республики –  символ и гарант единства народа и  государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и  ответственность органов власти перед народом.

  Особенности президентской  формы правления в Казахстане определяет то, что в системе разделения власти Президент занимает правовое положение «над ветвями власти» и как указывалось, обеспечивает их согласованное функционирование и ответственность органов власти перед народом. Может в соответствии с конституционными процедурами не только отправлять в отставку Правительство, но и распускать Парламент страны. Назначает судей областных и нижестоящих судов, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики. В определённых случаях издаёт указы, имеющие силу законов, и законы РК.

Всё это означает, что  Президент РК не интегрирован, не «вмонтирован»  в полном объёме ни в одну из ветвей государственной власти. В то же время полномочия Президента РК позволяют  ему вторгаться в сферу и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти.

2 вопрос

Президент РК избирается в соответствии с конституционным  законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на семь лет.

Президентом РК может  быть избран гражданин РК по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий  государственным языком и проживающий  в Казахстане последние пятнадцати лет.

Очередные выборы Президента РК проводятся в первое воскресенье  декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента РК.

Выдвижение кандидатов в Президенты начинается за три месяца и заканчивается за два месяца до выборов.

Регистрация кандидатов в Президенты начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до выборов, если иное не установлено при назначении выборов.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной  избирательной комиссией РК.

Кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, считается  избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом  РК более двух раз подряд. Данное ограничение не распространяется на Первого Президента.

Президент РК вступает в  должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан».

Конституционные полномочия Президента РК указаны в ст. 44 и в других положениях Конституции РК.

Президент РК несёт ответственность  за действия, совершённые при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может  быть за это отрешён от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трёх четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечёт за собой признание обвинения против Президента РК отклонённым. Отклонение обвинения Президента РК в совершении государственной измены на любой его стадии влечёт за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы