Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция
Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.
Вопрос об отрешении
Президента РК от должности не может
быть возбуждён в период рассмотрения
им вопроса о досрочном
3 вопрос
Президент РК на основе и во исполнение Конституции и законов издаёт указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.
В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент РК издаёт законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики.
Издание Президентом
РК законов РК производится в случае
делегированного
Президент РК подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение пятнадцати рабочих дней, обнародует закон (промульгация) либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.
Кроме того, Конституция РК, как и конституции ряда зарубежных государств, закрепил институт контрасигнатуры (контрассигнации). Контрасигнатура (контрассигнация) – скрепление акта главы государства подписью премьер-министра или ответственного министра, на которого лежит юридическая ответственность за законность данного акта. Контрасигнатура предусматривает, по крайней мере, два условия: 1) без подписи премьер-министра или ответственного министра акт главы государства недействителен и 2) юридическую и политическую ответственность за законность акта главы государства несёт скрепивший его премьер-министр или ответственный министр. Контрасигнатура применяется в ряде зарубежных стран и объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных тяжких преступлений, если речь идёт о президенте).
В частности, пункт 3 статьи 45 Конституции Республики устанавливает, что акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.
Контрольные вопросы:
Литература:
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.
4 Комментарий Конституции Республики Казахстан. - Алматы.2004.
Нормативные акты:
5 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)
6 Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года “О выборах в Республике Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст.114.
7 Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года “О Президенте Республики Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст.172.
Тема 10 Конституционно-правовой статус Парламента
Республики Казахстан
Цель: уяснить правовое положение Парламента РК в механизме государства, а также дефиниции “бикамерализм”, “континуитет”, “дисконтинуитет”. Уяснить различия либо сходство между конституционными и органическими законами.
План:
1 Место и роль Парламента Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти.
2 Структура, порядок формирования и компетенция Палат Парламента Республики Казахстан.
3 Законодательный процесс в Парламенте Республики Казахстан. Акты Парламента Республики Казахстан, их виды и юридическая сила.
4 Роспуск Парламента Республики Казахстан.
1 вопрос
Термин «парламент» происходит от французского слова «parler» - «говорить» и употребляется как собственное наименование для обозначения представительных учреждений.
В соответствии с п.1 ст. 49 Конституции РК Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. В данном случае отсутствует указание о том, что Парламент РК является единственным законодательным органом РК. Как было отмечено выше, в предусмотренных Конституцией РК случаях законодательствовать может Президент РК в форме делегированного законодательства, а также в форме издания указов, имеющих силу законов.
Конституция 1995 года
четко очерчивает круг
Поэтому роль Парламента РК в условиях президентской формы правления сводится в основном только к законотворческой деятельности, т.е. Парламент страны может заниматься только принятием законов, а контролировать исполнение законов Правительством и другими госорганами Парламент практически не может в виду отсутствия у него контрольных полномочий.
2 вопрос
Полномочия Парламента РК начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва.
Полномочия Парламента РК могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (в случаях, указанных в ст. 63 Конституции РК).
Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе (принцип бикамерализма и принцип континуитета).
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.
Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.
Избрание девяносто восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.
Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока их полномочий.
Внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.
Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.
Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана.
Конституционная компетенция Парламента на совместном заседании Палат, компетенция в раздельном заседании Палат путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, исключительные ведения Сената, исключительные ведения Мажилиса, компетенция каждой из Палат без участия другой Палаты установлены соответственно в ст. ст. 53, 54, 55, 56, 57 Конституции РК.
3 вопрос
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.
Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Внесенные Сенатом не
менее чем двумя третями
Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.
Парламент принимает
имеющие обязательную силу на всей территории Республики законодательные
акты в форме законов Республики Казахстан,
в том числе конституционных, постановлений
Парламента. Сенат и Мажилис по вопросам
своей компетенции принимают постановления.
Парламент и его Палаты вправе по вопросам
своей компетенции принимать обращения,
декларации, заявления иные акты, не носящие
законодательного характера. Их принятие
осуществляется с соблюдением условий
и требований, установленных регламентами
Парламента и его Палат.
При принятии Парламентом законодательных
и иных актов в совместном заседании Сената
и Мажилиса голосование проводится раздельно по Палатам.
Законы Республики, постановления Парламента
и его Палат не должны противоречить Конституции
Республики. Постановления Парламента
и его Палат не должны противоречить законам.
Порядок разработки, представления, обсуждения,
введения в действие и опубликования законодательных
и иных нормативных правовых актов Республики
регламентируется специальным законом
и регламентами Парламента и его Палат.
4 вопрос
Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.
Парламент не может
быть распущен в период
Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы