Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция

Описание работы

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

лекционный комплекс.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

3 Какова роль суда в РК по защите конституционных прав, свобод и интересов человека и гражданина?

4 Что означает понятие “право на судебную защиту”?

5 Ваше отношение к появившейся в литературе точке зрения о том, что суды в условиях правового государства не относятся к числу правоохранительных органов.

6 Назовите систему судебных инстанций, складывающихся или сложившихся в настоящее время в РК.

7 Охарактеризуйте правовой статус судей РК.

8 Какие существуют гарантии независимости судей РК?

9 Какими принципами должен руководствоваться судья при применении закона согласно Конституции РК?

10 Каким образом должен поступить суд, если усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина?

11Какова юридическая сила судебных актов в РК?

12 Являются ли нормативные постановления Верховного Суда источником конституционного права РК?

 

Литература:

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.

4 Комментарий Конституции  Республики Казахстан. - Алматы.2004.

 

Нормативные акты:

5 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)

6 Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года “О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 2000, 30 декабря.

7 Закон Республики Казахстан от 28 мая 2001 года “О Высшем судебном совете Республики Казахстан” // Казахстанская правда, 2001, 2 июня.

 

Тема 15 Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан

Цель: уяснить понятие местного государственного управления. Уяснить, почему органы местного самоуправления, когда они будут созданы, не будут входить в систему госорганов РК.

План:

1 Понятие местного государственного управления в Республике Казахстан.

2 Правовое положение местных представительных органов Республики Казахстан.

3 Правовой статус местных исполнительных органов Республики Казахстан.

4 Конституционные основы местного самоуправления в Республике Казахстан.

 

1 вопрос

Местное государственное  управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной Законом «О местном государственном управлении» и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территорий. Местное государственное управление в РК состоит из местных представительных органов и местных исполнительных органов. Оно является составной частью государства и руководствуется едиными для республики принципами государственной деятельности. Под местными представительными органами понимают областных, районных, городских и районных в городе маслихатов, а под местными исполнительными органами понимают областных, города республиканского значения и столицы, районных, городских, районных в городе акимов и акиматов.

Органы местного самоуправления не являются государственными органами, не входят в систему госорганов и  не подпадают под понятие «местное государственное управление», поэтому, хотя конституционные положения (ст. 89) о местном самоуправлении находятся в том же, VIII Разделе Конституции РК, что и маслихаты и акимы, этот раздел называется «Местное государственное управление и самоуправление».

 

2 вопрос

Порядок формирования, компетенция местных представительных органов регулируются Конституцией РК, Законом РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другими нормативными правовыми актами.

Представительным органом  населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе) является маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20-ти лет. Гражданин республики может быть депутатом только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председателя ревизионной комиссии, организационного отдела, советников (консультантов), консультанта-организатора, референтов. Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он избирается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. Порядок внесения предложений об избрании секретаря маслихата и освобождения его от должности определяется регламентом маслихата. Добровольное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки секретарь вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления. При отсутствии секретаря маслихата его полномочия по распоряжению председателя сессии маслихата временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий данного маслихата. Секретарь маслихата:

- организует подготовку  сессии маслихата;

- оказывает содействие  депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязанностей для участия в работе маслихата;

-контролирует рассмотрение запросов депутатов руководителями структурных подразделений местной администрации;

- возглавляет аппарат  маслихата, руководит его деятельностью, назначает на должность и освобождает от должности его служащих;

-регулярно представляет в маслихат и председателю его сессии информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

-организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления;

-выполняет по решению маслихата либо поручениям председателя его сессии иные функции.

Первая сессия вновь  избранного маслихата созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее, чем в 30-дневный срок со дня регистрации депутатов маслихата в составе не менее 3/4 от числа депутатов, установленного для данного маслихата. Сессии бывают очередными и внеочередными.

Очередная сессия маслихата  созывается председателем сессии маслихата не реже четырех раз в год. Внеочередная сессия маслихата созывается председателем сессии маслихата по собственной инициативе или по предложению не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима, не позднее чем в 5-дневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послужившие основанием для их созыва. Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа депутатов. Сессия маслихата проводится в форме пленарных заседаний. Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению акима, исключительно в интересах сохранения охраняемых законом государственных секретов.

Досрочно полномочия депутата маслихата прекращаются в случаях:

-избрания или назначения  депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;

-признания депутата  судом недееспособным;

- прекращения полномочий  маслихата;

-смерти депутата;                                                         -

-утраты им гражданства  Казахстана;

-вступления в отношении депутата в силу обвинительного приговора суда;

-выезда на постоянное  местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;

-отставки;

-систематического невыполнения  депутатом своих обязанностей.

Для осуществления полномочий депутат наделяется правами и несет обязанности.

Депутат вправе:

-избирать и быть  избранным председателем сессии, секретарем маслихата, в постоянные комиссии и иные органы маслихата;

-предлагать вопросы  для рассмотрения на сессии  маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;

-выступать с запросами  к должностным лицам местного  исполнительного органа и с обращениями к руководителям иных организаций;

-проводить встречи,  собрания с избирателями округа, а также с органами местного самоуправления и организациями;

-осуществлять иные  действия, предусмотренные законодательством и регламентом маслихата.

Депутат обязан:                                          

-участвовать в работе маслихата и его органов, в состав которого он избран;

-поддерживать постоянную  связь с избирателями, регулярно информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов и исполнении его решений, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;

-рассматривать поступившие  к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан.

В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему средней заработной платы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного бюджета.

Полномочия маслихата  прекращаются по истечении срока полномочий, установленного Конституцией Республики Казахстан.

Досрочно полномочия маслихата прекращаются Президентом Республики, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске.

 

3 вопрос

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему государственного управления на местах, в административно-территориальных единицах входят представители местных исполнительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, поселков.

Акимы областей, городов  республиканского значения и столицы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать Акимов от должностей.

По инициативе не менее  одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия Акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие Акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим Акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

К ведению местных  исполнительных органов Конституция относит:

-разработка планов, экономических  и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

-управление коммунальной  собственностью;

-назначение на должность  и освобождение от должности  руководителей местных исполнительных органов. Решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

-осуществление в интересах  местного государственного управления  иных полномочий, возлагаемых на  местные исполнительные органы законодательством.

К компетенции акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территориальных единиц входит:

- внесение  на  рассмотрение  соответствующего  акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

- осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы