Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция
Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.
Контрольные вопросы:
Литература:
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.
4 Комментарий Конституции Республики Казахстан. - Алматы.2004.
Нормативные акты:
5 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)
6 Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года “О выборах в Республике Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст.114.
7 Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года “О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 2, ст.124.
Тема 11 Конституционно-правовой статус депутата Парламента
Республики Казахстан
Цель: ознакомиться с деятельностью депутатов Парламента Республики Казахстан.
План:
1 Понятие народного представительства
2 Правовое положение депутата Парламента Республики Казахстан
1 вопрос.
Народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей.
С понятием «народное представительство» связаны и система отношений народного представительства, т.е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т.д.
Пункт 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстан одним из основополагающих принципов деятельности Республики провозглашает решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Следовательно, можно сделать вывод, что голосованием на республиканском референдуме или в Парламенте не исчерпывается форма осуществления власти народа.
Поэтому статья 3 Конституции Республики, закрепляя, что единственным источником государственной власти является народ, устанавливает, что народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Таким образом, народ осуществляет власть не только посредством референдума, но и свободных выборов и делегированием своей власти государственным органам.
Обычно референдум и выборы в конституционном праве относят к непосредственной демократии. Сюда же примыкают и собрания (сходы) граждан. Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Кроме того, в конституционном праве выделяют представительную демократию. Под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории.
Статья 33 Конституции устанавливает, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым, данная конституционная норма закрепляет формы участия граждан как путем непосредственной, так и путем представительной демократии. Граждане Республики Казахстан могут участвовать в управлении делами государства непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Как было рассмотрено выше, республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.
Формой непосредственной демократии являются и свободные выборы. В Республике Казахстан выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем самым, в Республике Казахстан прямо и непосредственно избираются гражданами Президент Республики, девяносто восемь депутатов Мажилиса Парламента, депутаты маслихатов и члены иных органов местного самоуправления. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Избираемый прямо
и непосредственно народом,
В свою очередь, одними из лиц, которые выступают в качестве народных представителей, являются депутаты Парламента Республики. Правовое положение депутатов Парламента рассмотрим в следующем вопросе.
2 вопрос.
Депутат (от лат. deputatus – посланный) - лицо, избранное либо назначенное в высший законодательный или местный представительный орган государства или местного самоуправления. Депутат может представлять интересы избирателей своего избирательного округа (в социалистических странах) или интересы всего народа (в большинстве демократических государствах). Правовой статус депутата устанавливается конституцией, конституционными (органическими) и другими специальными законами.
В Республике Казахстан различают депутатов Парламента и депутатов маслихата. В свою очередь, депутаты Парламента подразделяются на депутатов Сената Парламента и депутатов Мажилиса Парламента, срок полномочий которых составляет шесть и пять лет соответственно. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат (ст. 50 Конституции).
Ранее пункт 1 статьи 52 Конституции Республики устанавливал, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Это означало, что депутат Парламента обладал свободным мандатом. В конституционном праве свободный мандат – это правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан императивным мандатом, т.е. депутат не связан наказами или поручением избирателей и не обязан отчитываться перед ними о своей деятельности. Соответственно, избиратели не могут досрочно прекратить полномочия депутата путём его отзыва. При свободном мандате считается, что депутат является представителем не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Принцип свободного мандата применяется во многих государствах.
В Республике Казахстан принцип свободного мандата означал, что депутат Парламента не был связан наказом или поручением избирателей, и голосовал в Парламенте по своему убеждению, т.е. депутат Парламента не был связан каким-либо императивным мандатом. Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» исключил институт свободного мандата.
Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. При этом к депутатам Сената Парламента предъявляются более строгие требования (цензы), чем к депутатам Мажилиса. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трёх лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет (п.4 ст.51 Конституции). Тем самым, в Республике Казахстан цензы гражданства и оседлости являются одинаковыми и для депутата Сената, и для депутата Мажилиса.
Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссией Республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят народу Казахстана следующую присягу: «Клянусь верно служить народу Казахстана, укреплять целостность и независимость Республики Казахстан, строго подчиняться ее Конституции и законам, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности депутата». Принятие присяги осуществляется Президентом и проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда, экс-президентов Республики (ст.24 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»).
Конституция Республики и Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» устанавливают ограничения в отношении деятельности депутата Парламента: Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.
Статья 25 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» определяет полномочия депутата Парламента. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат Парламента вправе:
1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
2) вносить предложения
и замечания по повестке дня
сессии, порядку рассмотрения и
существу обсуждаемых вопросов;
3) высказывать свое
мнение по кандидатурам
4) вносить в Бюро
Палат предложения по вопросам,
предлагаемым для рассмотрения
на совместных и раздельных
заседаниях Палат Парламента, а
в случае непринятия его
5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
6) вносить предложения
о заслушивании на сессии
7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;
10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;
11) знакомить депутатов
Парламента с обращениями
12) знакомиться с текстами
выступлений депутатов в
Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы