Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция

Описание работы

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

лекционный комплекс.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

13) осуществлять другие  полномочия в соответствии с  настоящим Конституционным законом (Конституционным законом «О Парламенте и статусе его депутатов» - прим. У.С.), регламентами Парламента и его Палат. 

Депутаты Парламента обязаны принимать участие в  его работе. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания (п.2 ст.52 Конституции). Эти меры взыскания указаны в статье 33 Конституционного закона «О Парламенте и статусе его депутатов».

В конституционном праве  предусматривается институт интерпелляции. Интерпелляция – в ряде зарубежных стран обращение группы депутатов к правительству или отдельному министру с требованием дать объяснение (ответ) по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. Правовыми последствиями интерпелляции могут быть: отставка правительства либо соответствующего министра или роспуск парламента (его нижней палаты).  Интерпелляция может выступать как коллективный депутатский запрос.

Что же касается конституционного права Республики Казахстан, то в  нем предусмотрен институт депутатского запроса, который имеет наибольшее распространение как институт в конституционном праве. В соответствии со статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте и статусе его депутатов» депутатский запрос является официально обращённый на совместном и раздельном заседании Палат Парламента требование депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-Министру и членам Правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, председателю и членам счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращённый к Генеральному прокурору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования. Рассмотрение запросов, обращённых к председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытом заседании Палат.

Запрос может быть внесён в письменной форме и подлежит оглашению на сессии Парламента.

Должностные лица, к которым  обращён запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в срок не более месяца и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить своё отношение к ответу на запрос.

По ответу на запрос и  результатам его обсуждения принимается  постановление Парламента или его  соответствующей Палаты. Запрос и  ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Депутаты вправе на совместном и раздельном заседании Палат обращаться с устными вопросами к Премьер-Министру и членам Правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, председателю и членам Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ответ на вопрос даётся на данном заседании, а при необходимости дополнительной подготовки к ответу – в трёхдневный срок.

Однако данный Конституционный  закон не предусматривает обращение депутата Парламента Республики Казахстан с запросом к Председателю Верховного Суда Республики. Тем не менее, депутатский запрос выступает как одна из важных форм парламентского контроля.

Конституционному праву  известен и такой институт, как индемнитет. Индемнитет (англ. indemnity, от лат. indemnitas – безущербность) имеет два значения. Первое значение индемнитета означает неответственность депутата парламента за высказывания, вопросы и запросы, голосование, вхождение в состав того или иного комитета, комиссии и др. органов парламента, а также за иные действия при осуществлении депутатского мандата. Депутатский индемнитет действует не только в течение срока полномочий депутата, но и после его окончания. Индемнитет не распространяется на случаи оскорбления, клеветы или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. Однако привлечение к ответственности за такие действия возможно после лишения депутатской неприкосновенности. Индемнитет следует отличать от депутатского иммунитета.

Второе значение индемнитета - вознаграждение депутатов за парламентскую деятельность, которая складывается из жалованья, покрытий расходов на резиденцию, поездки, использование средств связи и т.д.

Можно сказать, что индемнитет выступает как своего рода гарантия осуществления депутатских полномочий. Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте и статусе его депутатов» гарантии осуществления полномочий депутата Парламента определяет следующим образом: «Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан» (ст.31).

 Кроме того, в конституционном  праве распространен институт депутатского иммунитета. Депутатский иммунитет – одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке,  привлечён к уголовной ответственности без согласия представительного органа, в который он избран. Иммунитетом депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Исключение составляют случаи, если депутат застигнут на месте преступления. Таким образом, депутатский иммунитет – это не освобождение депутата от юридической ответственности вообще, а особый предусмотренный законом порядок реализации этой ответственности, который должен оградить депутата от необоснованных преследований и, прежде всего, мести тех органов и должностных лиц, незаконные и неблаговидные действия которых стали объектом критики со стороны депутата.

В Республики Казахстан  также предусмотрен депутатский иммунитет. В частности, пункт 4 статьи 52 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечён к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и иных предусмотренных Конституцией и конституционным законом случаях. Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Конституции досрочно прекращаются полномочия тех депутатов Мажилиса, которые инициировали вопрос обвинения Президента Республики в совершении государственной измены при исполнении им своих обязанностей. Это одна треть депутатов Мажилиса Парламента. Полномочия депутатов Мажилиса Парламента, избранных Ассамблеей народа Казахстана, могут быть досрочно прекращены по ее решению.

Полномочия назначенных  депутатов Сената Парламента могут  быть досрочно прекращены по решению  Президента Республики.

Полномочия депутатов  Сената Парламента, избранных на совместном заседании выборщиков в лице депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики, могут быть досрочно прекращены по решению выборщиков.

Депутат Парламента лишается своего мандата при:

1) его выезде на  постоянное место жительства  за пределы Казахстана;

2) вступлении в законную  силу в отношении его обвинительного  приговора суда;

3) утрате гражданства  Республики Казахстан.

Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении  его из политической партии, от  которой в соответствии с конституционным  законом он избран;

2) прекращении деятельности  политической партии, от которой  в соответствии с конституционным  законом он избран.

Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случае роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента (п.5 ст.52 Конституции; ст.24 Конституционного закона «О Парламенте и статусе его депутатов»). 

 

Контрольные вопросы:

1. Что из себя представляет народное представительство?

2. Что из себя представляет  непосредственная демократия?

3. Что из себя представляет  представительная демократия?

4.Раскройте содержание правового положения депутата Парламента Республики Казахстан.

5.В чем отличие друг от друга правового положения депутата Сената Парламента и депутата Мажилиса Парламента?

6. Назовите полномочия  депутата Парламента.

 

 

Тема 12 Конституционно-правовой статус Правительства

 Республики  Казахстан

Цель: уяснить значение термина “инвеститура”, а также уяснить, “венчает” ли Правительство РК всю систему исполнительных органов государства.

План:

1 Правительство как высший орган исполнительной власти. Порядок образования и состав Правительства Республики Казахстан.

2 Компетенция Правительства Республики Казахстан.

3 Нормотворческая деятельность  Правительства Республики Казахстан.

 

1 вопрос

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство является высшим органом исполнительной власти Республики Казахстан. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. Порядок образования, место и полномочия Правительства регулируются Конституций и Конституционным законом Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г.

Правительство ответственно перед Президентом, а также подотчетно Парламенту

Полномочиями Правительства  осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти. Правительство направляет работу министерств и других ведомств, которые тоже входят в единую систему исполнительной власти.

Правительство образуется Президентом республики в порядке, предусмотренном ст. 44, 65 и другими положениями Конституции РК 1995 г. Президент подбирает кандидатуру в Премьер-министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Мажилиса Парламента для получения согласия. По представлению Премьер-министра, в десятидневный срок после его назначения Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность его заместителей, руководителей Аппарата Правительства, министров, председателей государственных комитетов. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана.

Структуру Правительства  образуют министерства и иные центральные исполнительные органы.

Министерство является центральным исполнительным органом  Республики, осуществляющим руководство  соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию. 
      Министерство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики. 
      Министерство полномочно в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения по вопросам, не отнесенным к компетенции Правительства Республики. 
       Структура министерства утверждается ответственным секретарем министерства. 
      Структурными подразделениями министерства являются ведомства, департаменты и управления. 
      Совокупность департаментов и управлений министерства является аппаратом министерства. 
      Коллегия министерства является консультативно-совещательным органом при министре. Численный и персональный состав коллегии утверждается министром из числа руководителей структурных подразделений министерства. 
      Решения, принимаемые министерством, оформляются приказами министра.

Центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства, является агентство Республики Казахстан, образуемое, реорганизуемое и упраздняемое Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики. 
       Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции. 
      Структура агентства утверждается ответственным секретарем агентства и состоит, как правило, из департаментов и управлений. 
      Совокупность департаментов и управлений агентства является аппаратом агентства. 
       При председателе агентства образуется коллегия, являющаяся консультативно-совещательным органом. Численный и персональный состав коллегии утверждается председателем агентства. 
       Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы