Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:41, лекция
Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.
2) Приобретение гражданства в результате приёма в гражданство РК называется натурализацией (фр. naturalization от лат. naturalis – подлинный, законный). Натурализацию по-другому называют укоренением. Натурализация – принятие в гражданство данного государства иностранца по его заявлению. Обычно для принятия гражданства таким способом необходимо соблюсти ряд условий (цензов): ценз осёдлости, знание языка данной страны, средства к существованию, безупречная репутация и т.д. Условия приёма в гражданство РК указаны в ст. 16 Закона РК “О гражданстве Республики Казахстан”.
3) В данном случае
имеют в виду следующие
4) Иные основания, предусмотренные Законом “О гражданстве Республики Казахстан”, имеют в виду приобретение гражданства РК по основания, указанным в ст. ст. 13, 14, 22, 23, 25 и др. Статья 13 Закона РК “О гражданстве” определяет принцип “территориальности” в гражданстве РК.
Контрольные вопросы:
6. Как решает вопрос ограничения прав и свобод человека и гражданина Конституция РК?
7 Какие существуют гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РК?
8 Что такое гражданство?
Литература:
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
3 Баишев Ж. Конституционное
право Республики Казахстан:
4 Комментарий Конституции Республики Казахстан. - Алматы.2004.
Нормативные акты:
5 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)
6 Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года “О гражданстве Республики Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст.636; Вести Казахстана, 1995, 4 октября.
7 Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., № 4, ст. 84.
8 Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года “О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Советы Казахстана, 1995, 18 марта.
9 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года “О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан” (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9-10, ст.68.
Тема 5 Конституционные основы организации и деятельности общественных объединений в Республике Казахстан
Цель: уяснить правовое положение политических партий, профсоюзов и иных объединений граждан в Республике Казахстан.
План:
1 Общественные объединения в Республике Казахстан: общая характеристика.
2 Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных объединений граждан.
1 вопрос
Правовое положение общественных объединений в РК регулируется Конституцией, Законами РК “Об общественных объединениях”, “О политических партиях”, “О профессиональных союзах” и другими нормативными правовыми актами.
Общественными объединениями в
Республике Казахстан признаются политические
партии, профессиональные союзы и другие
объединения граждан, созданные на добровольной
основе для достижения ими общих целей,
не противоречащих законодательству.
Общественные объединения являются некоммерческими организациями.
Законодательство Республики Казахстан
об общественных объединениях основывается
на Конституции Республики Казахстан
и состоит из Закона “Об общественных
объединениях” и других законодательных
актов, не противоречащих им.
Действие Закона “Об общественных объединениях”
распространяется на все общественные
объединения, созданные по инициативе
граждан, за исключением религиозных объединений,
органов территориального местного самоуправления
и общественной самодеятельности, порядок
создания и деятельность которых определяются
иными законодательными актами.
Действие Закона “Об общественных
объединениях” распространяется на
деятельность созданных и действующих
на территории Республики Казахстан
структурных подразделений (филиалов
и представительств) иностранных
и международных некоммерческих
неправительственных объединений, за
исключением религиозных.
Если международным актом, ратифицированным
Республикой Казахстан, установлены иные
правила, чем содержащиеся в Законе “Об
общественных объединениях”, применяются
правила международного акта.
Особенности, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией и ликвидацией политических
партий, профессиональных союзов и других
отдельных видов общественных объединений,
могут регулироваться иными законодательными
актами. Деятельность указанных общественных
объединений, не урегулированная иными
законодательными актами, регламентируется
Законом “Об общественных объединениях”.
Государство обеспечивает соблюдение
прав и законных интересов общественных объединений.
Не допускается слияние общественных
и государственных институтов, незаконное
вмешательство государства в дела общественных
объединений и общественных объединений
в дела государства, возложение на общественные
объединения функций государственных
органов и государственное финансирование
общественных объединений.
Общественные объединения могут сотрудничать
и взаимодействовать с государственными
органами, заключая с ними соглашения,
и могут по договорам с государственными
органами выполнять для них определенные
работы, предусмотренные
На работников аппаратов общественных
объединений, работающих по найму, распространяется
законодательство Республики Казахстан
о труде, социальной защите и социальном
страховании.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательными актами случаях могут решаться государственными органами по согласованию с общественными объединениями.
Общественные объединения
Запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или действия
которых направлены на насильственное
изменение конституционного строя, нарушение
целостности Республики Казахстан, подрыв
безопасности государства, разжигание
социальной, расовой, национальной, религиозной,
сословной и родовой розни, а также создание
не предусмотренных законодательством
военизированных формирований.
На территории Республики Казахстан запрещается
создание общественных объединений по
типу военизированных формирований, имеющих
военизированную структуру, форму, специальные
знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые
условия внутренней дисциплины и управления,
оружие, в том числе имитационное.
Не допускается создание и деятельность
общественных объединений, посягающих
на здоровье и нравственные устои граждан,
а также деятельность незарегистрированных
общественных объединений.
2 вопрос
Основные принципы организации и деятельности политических партий и профсоюзов закреплены в Конституции РК.
Политической партией признается добровольное
объединение граждан Республики Казахстан,
выражающее политическую волю граждан,
различных социальных групп, в целях представления
их интересов в представительных и исполнительных
органах государственной власти, местного
самоуправления и участия в их формировании.
Политическая партия не вправе выступать
от имени народа.
Государство обеспечивает соблюдение
прав и законных интересов политических партий.
Не допускается незаконное вмешательство
государства в дела политических партий
и политических партий в дела государства.
Не допускается также возложение на политические
партии функций государственных органов.
Запрещается требовать от граждан в любой
форме, в том числе и в официальных документах,
указания партийной принадлежности.
Депутаты Парламента, государственные
служащие не вправе занимать оплачиваемые
должности в политических партиях.
Государственные служащие при исполнении
должностных обязанностей руководствуются
требованиями законодательства Республики
Казахстан и не связаны решениями политических
партий и их органов.
На лиц, работающих в постоянно действующих
органах политических партий, распространяется
законодательство Республики Казахстан
о труде, социальной защите и социальном
страховании.
Политическая партия создается по инициативе
группы граждан Республики Казахстан
численностью не менее одной тысячи человек,
созывающих учредительный съезд (конференцию)
политической партии и представляющих
две трети областей, города республиканского значения и
столицы.
Списки инициативной группы граждан по
созданию политической партии представляются
в регистрирующий орган по установленной им форме.
Для подготовки и проведения учредительного
съезда (конференции) может быть образован
организационный комитет в составе не
менее десяти человек.
На учредительном съезде (конференции)
принимаются решения о создании политической
партии, ее названии, уставе, программе
и формируются ее руководящие органы.
Политическая партия осуществляет уставную
деятельность после прохождения государственной
регистрации.
Членом политической партии может быть
гражданин Республики Казахстан, достигший
восемнадцатилетнего возраста.
Членство иностранцев, лиц без гражданства,
а также коллективное членство в политической партии не
Военнослужащие, работники органов национальной
безопасности, правоохранительных органов
и судьи не должны состоять в политической
партии, выступать в поддержку какой-либо политической
Членство в политической партии является
добровольным, индивидуальным и
Прием в политическую партию осуществляется
на основании письменного заявления.
Членство в политической партии не
может быть ограничено по признакам профессиональной,
социальной, расовой, родовой, национальной
или религиозной принадлежности, а также
в зависимости от пола и имущественного положения.
Члены политической партии имеют право
избирать и быть избранными в руководящие
органы политической партии, получать
информацию о деятельности политической
партии и её руководящих органов.
Основанием прекращения членства в политической
партии являются смерть, выход из партии,
исключение из партии, вступление в другую
партию.
Государственная регистрация
политической партии
Документы, необходимые для государственной
регистрации политической партии, представляются
в регистрирующий орган не позднее чем
через два месяца со дня проведения учредительного
съезда (конференции) политической партии.
В течение шести месяцев со дня государственной
регистрации политическая партия обязана
провести учетную регистрацию своих структурных
подразделений (филиалов и представительств)
в территориальных органах юстиции.
Невыполнение данного пункта влечет
отмену государственной регистрации политической
партии в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан.
Регистрация и перерегистрация политической
партии, а также учетная регистрация ее
структурных подразделений (филиалов
и представительств) осуществляются в
порядке и сроки, предусмотренных законодательством
Республики Казахстан о государственной
регистрации юридических лиц.
Для государственной регистрации политической
партии в ее составе должно быть не менее
сорока тысяч членов партии, представляющих
структурные подразделения (филиалы и
представительства) партии во всех областях,
городе республиканского значения и столице.
Государственная
регистрация политической
1) заявление по форме, установленной регистрирующим органом;
2) устав и программа политической партии
в двух экземплярах, подписанные руководителем политической
3) протокол учредительного съезда (конференции)
политической партии;
4) списки членов политической партии по
форме, установленной регистрирующим
органом, и в соответствии с требованиями Закона “О
политических партиях”;
5) документ об уплате сбора за государственную
регистрацию юридического лица.
Срок государственной регистрации прерывается
по основаниям, предусмотренным законодательством
Республики Казахстан о государственной
регистрации юридических лиц.
Деятельность политической партии
может быть приостановлена по решению
суда на срок от трех до шести месяцев в случаях:
1) нарушения Конституции и законодательства
Республики Казахстан;
2) систематического осуществления деятельности,
противоречащей уставу политической партии;
3) публичного призыва и выступлений руководителей
политической партии, направленных на
насильственное изменение конституционного
строя Республики Казахстан, нарушение
целостности Республики Казахстан и ее
суверенитета, захват либо удержание власти,
подрыв национальной безопасности государства,
создание незаконных военизированных
формирований, а также разжигание социальной,
национальной, расовой, религиозной, сословной
или родовой розни.
В период приостановления деятельности
политической партии руководителям и
членам партии запрещается выступать
от ее имени в средствах массовой информации,
организовывать и проводить собрания,
митинги и иные публичные выступления,
а также приостанавливаются расходные
операции по банковским счетам политической
партии, за исключением расчетов по трудовым
договорам, возмещению убытков, причиненных
в результате ее деятельности, и уплате
штрафов.
Если в течение установленного срока
приостановления деятельности политической
партии нарушения будут устранены, то
политическая партия возобновляет свою
Факт устранения политической партией
выявленных нарушений устанавливается
судом, вынесшим решение о приостановлении
деятельности политической партии.
Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы