Эволюция теорий фирмы и корпорации в экономической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоящая в том, что бы рассмотреть историю развития теорий фирмы, является логической частью моего диссертационного исследования «Совершенствование стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов», т.к. экономическая теория, особенно новая институциональная экономическая теория, внесла наибольший вклад в становление стратегического управления как научной дисциплины, представители которой активно используют язык и логику доказательств различных экономических теорий фирмы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие фирмы 5
1. Развитие теории фирмы в экономической науке 7
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Эволюция теории фирмы (политэкономия).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ  ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ 

Кафедра макроэкономики

Специальность «Экономика и управление народным хозяйством» - 08.00.05 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «Эволюция теорий фирмы и корпорации в экономической науке»

по дисциплине: «Политическая экономия» 
 

Аспирант     Д.В. Молчанов
  (личная  подпись)    
Руководитель  диссертационного исследования     к.э.н., профессор, М.С. Мокий
  (личная  подпись)    
Проверил      
  (личная  подпись)    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011

 

Содержание 

 

Введение

     Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

     Различные школы экономической науки по-разному  трактуют определение фирмы как  категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

     Сегодня все большее значение приобретает  неоинституционалистский подход к  определению фирмы. Мотивацией для построения неоинституциональной теории фирмы была неудовлетворенность многих крупных экономистов, успешно работавших в рамках старой парадигмы, нереалистичностью той ветви экономической теории, которую называют мэйнстрим или неоклассика. В течение многих десятилетий неоклассическая экономическая теория рассматривала фирму как «черный ящик», потребляющий на входе факторы производства и выдающий на выходе продукты. Соотношение между факторами и продуктами описывалось с помощью производственной функции, которая содержательно считалась определяемой принятыми технологиями. Производственная функция моделировала исключительно эффекты замены одних факторов на другие. Сами факторы производства носили абстрактно-унифицированный характер, не позволяя выявить специфические конкурентные достоинства или недостатки фирмы. Качество управления и организации фирмы считались выраженными в неявном виде через производственную функцию. Однако в связи с отсутствием исходных принципов для такого учета, как правило, предполагалось, что все фирмы в конкурентной отрасли имеют одинаковые производственные функции, что являлось следствием предположения о бесплатной (в информационном, организационном, правовом и всех других смыслах) передаче технологий от одних фирм к другим. Различие интересов собственников и менеджеров, которое четко понимал еще Адам Смит, не являлось предметом моделирования. Сама фирма воспринималась как сторона экономики, связанная с формированием предложения, аналогично тому, как на другой стороне индивиды, или домохозяйства, формировали спрос. Рыночное поведение фирмы давно интересовало теоретиков экономики, тем не менее, до 1970-х гг. они рассматривали организацию производства и распределения лишь сквозь призму механизма цен. К сожалению, такой подход пока доминирует в большинстве современных учебников по микроэкономике.

     Однако  в последние 30 лет трактовка фирмы в экономической науке претерпела существенные изменения вследствие как смещения акцентов экономической теории фирмы, так и быстрого прогресса научных исследований в области стратегического управления. Под «теорией фирмы» ныне понимается теория, изучающая природу, границы и внутреннюю организацию фирмы, т. е. размеры, форму и содержимое упомянутого выше «черного ящика». Сегодня научные интерпретации фирмы стали гораздо более реалистичными благодаря развитию теории стратегического управления, предмет которой состоит в выявлении источников и механизмов создания уникальных конкурентных преимуществ, обеспечивающих недоступные соперникам ренты. Именно эта теория призвана дать ответ на важнейший для менеджмента фирм (и практически не изученный экономической наукой) вопрос: «Почему одни фирмы имеют лучшие экономические результаты, чем другие фирмы в той же отрасли и в тех же институциональных условиях?».

     Цель  данной работы состоящая в том, что  бы рассмотреть историю развития теорий фирмы, является логической частью моего диссертационного исследования «Совершенствование стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов», т.к. экономическая теория, особенно новая институциональная экономическая теория, внесла наибольший вклад в становление стратегического управления как научной дисциплины, представители которой активно используют язык и логику доказательств различных экономических теорий фирмы.  

 

1. Понятие фирмы

      Термин  «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками:

    1. использование подневольного труда;
    2. традиционный характер деятельности;
    3. второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.

      Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

      К функциям фирмы относят:

      1) ресурсную - предполагает концентрацию  и использование разнообразных  ресурсов. Ресурсы по своим качественным  и стоимостным характеристикам  должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.

      2) организационную функцию - организация  определенного вида производства. При этом влияние рыночной среды на фирму проявляется на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Сама же организация производства, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления является сугубо внутрифирменным делом.

      3) сбытовую функцию – осуществление  фирмой сбытовой деятельности. Готовая  продукция может быть доведена  до потребителя с помощью различных  схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.

      4) функцию получения прибыли и  несение риска. Прибыль является  целью деятельности фирмы и  служит источником ее дальнейшего  развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей.

      5) творческую функция и накопление  опыта. Предпринимательский талант  является одним из факторов  производства. Некоторые исследователи  выделяют его в качестве пятого  фактора производства наряду  с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

      Основные  цели фирмы:

    1. максимизация экономической прибыли;
    2. максимизация продаж;
    3. завоевание престижа фирмы на рынке;
    4. ограничение проникновения других фирм на данный рынок.

      Основные  принципы организации фирм:

    1. фирма базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
    2. принцип концентрации средств производства, в то время как на рынке существует обособление средств производства;
    3. использование прямых методов контроля, в то время как на рынке присутствуют косвенные методы контроля;
    4. единоначалие, которое основывается на административных формах управления.

      На  всех этапах экономического развития фирме принадлежало особое место  как на микро - , так и макроуровнях. Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой прежде всего обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде. Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она, во-первых, представляет собой организационно оформленную единицу; во-вторых, является юридически независимым экономическим агентом; в-третьих, выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, а также служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования. В-четвертых, существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, максимизация которой выступает либо как главная цель, либо как один из значимых критериев поведения фирмы на рынке.

 

1. Развитие теории фирмы в экономической науке

     Современная теория фирмы вбирает в себя многие достижения различных школ экономической мысли. Нельзя признать оправданным рассмотрение эволюции теории фирмы только в рамках институционализма. Для экономической теории важен анализ концептуальных положений о содержании и роли предприятий в экономике, как они вырабатывались ведущими учеными по мере обогащения и дифференциации экономических наук.

     В XVI–XVII веках сформировалась первая экономическая школа, которую историки называют меркантилизмом. Для этого  периода характерно постепенное разрушение натурального хозяйства и расширение рыночной торговли. А.Монкретьен в «Трактате политической экономии» (1615) наиболее полезным сословием называл купцов, а торговлю оценивал как главную цель ремесел. Он советовал развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы, повышать качество изделий и расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов, которых он сравнивал с насосом, выкачивающим богатства из страны. Активное вмешательство государства в экономику рекомендовалось в качестве важнейшей силы накопления, укрепления и развития национального хозяйства.

     Оригинальную  трактовку и развитие идей меркантилизма  дал известный русский ученый и купец И.Т. Посошков в книге  «О скудости и богатстве» (1724 г.). Он не отождествлял богатство только с массой денег. Но и в его основе видел производство материальных благ. Он первым проводил различие между вещественным богатством государства (казны) и народа и невещественным богатством, под которым понималась «истинная правда», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной. Задачей экономической политики государства он считал «всенародное обогащение», «…В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». Для избавления от скудости и накопления богатства в стране И.Т. Посошков выделял два наставления:

    • заставить всех людей работать прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах;
    • решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять 
      строжайшую экономию во всем.

     Особенно  большую роль в накоплении богатства  страны И.Т. Посошков отводил развитию русской промышленности. Он описывал преимущества строительства железорудных, стекольных. Полотняных заводов. При  этом указывал, что развитие крупной промышленности будет содействовать «соблюдению» денег в стране. Он рекомендовал строить заводы за казенный счет и передавать их затем в частные руки; предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства; ссылаясь на богатства земли русской, настаивал на необходимости разведки ее недр; много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов. В целях поощрения собственного производства он настаивал на запрете вывоза из страны промышленного сырья, рекомендуя вывозить за границу лишь готовые изделия.

Информация о работе Эволюция теорий фирмы и корпорации в экономической науке