Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:22, лекция
Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным определить ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат « Артхашстара».
1. Экономическая теория как наука
2. Материальные потребности и экономические ресурсы общества
3.Собственность как экономическая категория. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности
ЛЕКЦИЯ 1 (4 часа)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
1. Экономическая теория как наука
2. Материальные потребности и экономические ресурсы общества
3.Собственность
как экономическая категория. Субъекты
и объекты собственности. Формы собственности
Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным определить ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат « Артхашстара».
Первым стал употреблять термин «экономия» греческий мыслитель КСЕНОФОНТ (445-355 гг. до н.э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономиксе» (греч. «ойкос» - дом, «номос» - закон), что можно перевести как «домострой», то есть искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца.
На Руси «Домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономикосу», появились в 11 веке. В 16 в. советник Ивана 4 Сильвестр их соединил в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра» (просуществовал вплоть до 18 века). Русский «Домострой» - это руководство по организации феодальною хозяйства, содержащее рыночные советы:
-когда и что покупать по низким ценам
-какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродать
-рекомендовалось покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент и т.д.
Вернемся в Грецию. Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, Аристотель наполнил понятие «экономия» научным содержанием. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) был гениальным ученым среди античных мыслителей.
По Аристотелю экономия - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов.
Экономическая теория как наука, то есть система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец 16 - начало 17 вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал МЕРКАНТИЛИЗМ (итал. merkante - торговец).
Меркантилистическая политика государства прошла два исторических этапа. Ранний период (15 в. - начало 16 в.) был связан с первоначальным накоплением капитала, когда выяснилось, что исходным пунктом всякого предпринимательства являются деньги, на которые нанимаются рабочие и покупаются необходимые для бизнеса товары. Поэтому экономическая политика правителей на этом этапе состояла в привлечении в страну денег - драгоценных металлов и их носителей заморских купцов «гостей», для которых строились специальные складские помещения, так называемые «гостиные дворы», до сих пор украшающие многие города мира. На втором этапе (17-18 вв.) правители и их советники поняли, что самый надежный способ привлечь деньги в страну - развивать производство экспортных товаров. Поэтому государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам.
Этим двум стадиям в политике меркантилизма соответствуют и две стадии развития теории меркантилизма.
На раннем этапе он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.
На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса».
В отличие от ранних, поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны. рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма (лат. рго1еспо - покровительство, защита).
Представителями меркантилизма являются Томас Ман, А.Монкретьен, У.Стаффорд, Жан Батист Кольбер; в России - Ордын-Нащекин (1605-1680), Петр 1 (1672-1725). И.И.Посошков (1632-1726)...
Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары.
Так возникает школа КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.
Начало ей положили англичанин Уильям Пеги (заявил, что источником богатства является труд.) и французский судья Пьер Лепезан де Буагильбер.
Европа оставалась к тому времени в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы ФИЗИОКРАТОВ (греч. pfysis - природа, кгаtos - власть). Она сформировалась во Франции в середине 18 в. и являлась французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был ФРАНСУА КЕНЭ (1694-1774).
Физиократы видели источник богатства только в земледельческом труде и земледельческом продукте. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт.
Самыми яркими представителями классической политэкономии являются Адам Смит (1723-1790) (источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем - цена товара) и Давид Рикардо (1772-1823). (считал источником богатства сферу производства).
Как логическое продолжение учения Смита и Рикардо в середине 19в. появился МАРКСИЗМ. Основателем марксизма является КАРЛ МАРКС (1818-1883) (труд - «Капитал» (4 тома)). В своих работах предметом исследования Маркс считал капиталистический способ производства. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (т.к. прибавочная стоимость - это неоплаченный груд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.
Во второй половине 19 в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или МАРЖИНАЛИЗМА (англ. marginal - предельный). Теория маржинализма - это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется. прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.
Новое
направление экономической
В 1936г. выдающийся англ. экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою самую знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое экономической теории - КЕЙНСИАНСТВО.
Кейнсианство - это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость госрегулирования рыночной экономики.
На
рубеже 19-20вв. возникло
и сформировалось ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-
Институционализм — это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.
Толкование
понятия «институты» очень
Определение предмета экономической теории зависит от направления и школы авторов курса.
Политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность, и складываются экономические отношения между индивидами, группами, классами.
Основная проблема Экономикс - экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов
Так, марксистская политэкономия считает своим предметом экономические отношения по производству, распределению, обмену и потреблению на различных этапах развития общества.
В отличие от нее авторы курса «Экономикс» исходят из того, что ее предметом являются проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления этим процессом для максимального удовлетворения потребностей человека.
Дело в том, что человеческие потребности практически безграничны, в то время как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов, которое может быть использовано на производство товаров и услуг, направляемых на удовлетворение этих потребностей. Поэтому главная экономическая проблема, с которой сталкивается человечество, заключается в преодолении противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.
Поэтому экономика - это наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает вопросы о том, что, как и для кого производить.
Каждая из наук опирается на определенную методологию - учение о принципах построения и способах научного познания.
Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные.
1.Общенаучные методы - это диалектико-материалистическне принципы. основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении.
К ним прежде всего относится метод научной абстракции (отвлечения), когда. отвлекаясь от детализации и второстепенных явлений, концентрируют внимание на сущности исследуемого процесса..
2. К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, их проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация...
Рассмотрим частные методы более детально.
Изучение любого явления начинается с наблюдения и сбора фактов. Эту задачу называют описательной или эмпирической. Обработка фактов может осуществляться методом индукции или дедукции.
Под индукцией (лат. inductio - наведение) понимается выведение принципов (теории) из фактов.
Другими словами: индукция идет от фактов к теории, от частного к общему.
Вновь обратившись к фактам, ученый проверяет свои выводы (теорию), подтверждая или отвергая их. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод.
Под дедукцией (лат. deduktio - выведение) понимается умозаключение от общих суждений к частным выводам.
Непроверенный,
предварительный вывод
Доскональному изучению фактов помогает мысленное расчленение категорий на составные части (анализ). Например, изучая категорию «товар», экономист выделяет в ней «потребительную стоимость» и «стоимость».
Метод обратный анализу, когда предмет изучается в единстве составляющих его частей, называется синтезом.