Эволюция теорий фирмы и корпорации в экономической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоящая в том, что бы рассмотреть историю развития теорий фирмы, является логической частью моего диссертационного исследования «Совершенствование стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов», т.к. экономическая теория, особенно новая институциональная экономическая теория, внесла наибольший вклад в становление стратегического управления как научной дисциплины, представители которой активно используют язык и логику доказательств различных экономических теорий фирмы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие фирмы 5
1. Развитие теории фирмы в экономической науке 7
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Эволюция теории фирмы (политэкономия).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Собственно  теория фирмы в ее современном  понимании возникла в рамках институционализма. Большинство историков экономической  мысли отдают приоритет в разработке теории фирмы Р. Коузу, которому в 1992 году за цикл работ по институциональному анализу была присуждена Нобелевская премия по экономике. Статья Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованная в 1997 году, впервые описывала специфику фирмы как особого экономического института и ее экономические функции в рыночной экономике. Исследования по теории фирмы активизировались в 60-е годы двадцатого века и ведутся по разным аспектам до сего дня. Настоящее исследование сущности содержания, ролевых функций фирмы в трансформационной экономике России опирается, прежде всего, на методологию неоинституционального анализа с учетом позитивных идей других экономических школ. 

 

      

Заключение

      Как показал анализ эволюции теории фирмы, неоклассики рассматривали фирму скорее как бытие «категории индивидуума», чем «категории рынка». Неоклассическая фирма представляет собой «…. коллектив людей, которые превращают факторы производства в готовую продукцию, а затем продают ее потребителю». Фирма рассматривается как «черный ящик», внутри которого существуют только технические, технологические, административные вопросы. Институционально-трансакциональный подход рассматривает механизм функционирования фирмы как проблему выбора оптимальной формы контракта. В связи с этим фирма возникает в случае появления неудовлетворенности краткосрочными контрактами как институт, решающий вопрос минимизации трансакционных издержек. Р. Коуз определяет фирму следующим образом: «когда управление ресурсами в границах определенного контракта начинает зависеть от покупателя, именно таким образом, возникают отношения, называемые «фирмой».

      Представители теории экономической организации рассматривают фирму как развивающуюся организацию, где ключевыми проблемами становятся инвестиционная стратегия и рост в условиях неопределенности, формирование экономической интеграции между производителями в целях стабилизации и расширения деятельности. По мнению Саймона, фирма – это планирующая система коллективных усилий, где каждый участник имеет свою четко определенную роль, задачу, обязанности во имя достижения цели. Р. Нельсон считал, что фирма является формой эффективных динамических, инновационных возможностей, с помощью которых возникает возможность получения прибыли от нововведений. Неоинституционалисты фирму рассматривают как коалицию собственников ресурсов. Фирма представляет собой сеть долгосрочных контрактов между собственниками факторов производства, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, и где ценовые сигналы играют относительно небольшую роль. Таким образом, фирма – организационная форма экономических отношений.

      Согласно  взглядам институционалистов, институт, выступающий в качестве макроинституциональной категории, определяет рамки взаимодействия экономических агентов в целом, а также структуру и величину трансакционных издержек, регулирует деперсонифицированные и нелокальные трансакции, устанавливая правила игры на рынке. В контексте этого фирма, являясь микроинституциональной категорией, представлена в качестве игрока (группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность). Вместе с тем она определяет рамки конкретного взаимодействия, регулирует локальные трансакции в четких границах, а также способствует экономии трансакционных издержек, заданных институциональными рамками.

      Российские  исследователи в области проблем функционирования фирмы на рынке придерживаются аналогичной интерпретации категории «фирмы», указывая на ее производственную, организационную контрактную сторону деятельности. Так, в частности, В.Г. Шемятенков определяет фирму как механическое связующее звено между рынками товаров и факторов производства, как передаточный механизм, трансформирующий колебания спроса на товары в колебания спроса на факторы производства. По его мнению, фирма – механизм, преобразующий затраты в выпуск по определенному плану производства, приспособления разновременных элементов затрат к разновременным элементам выпуска.    А.А. Демин определяет фирму (компанию) как юридически самостоятельную предпринимательскую единицу. Согласно его взглядам, фирма является субъектом экономических отношений, включающих взаимоотношения между «автономными» капиталами (фирмами, объединениями), а также между ними и государством. Кроме того, по отношению к производственным единицам она является органом предпринимательского управления и, как правило, именно фирма выступает на рынке как экономический субъект.

      Как показал анализ, фирма – это  целостная система производственных (технологических), организационных, социальноэкономических отношений, возникающих в процессе ее функционирования на рынке и под  влиянием факторов внутреннего и  внешнего характера. Таким образом, фирма на микроуровне представляет собой прежде всего гибкое сочетание производственных, управленческих, организационных аспектов ее деятельности, а на макроуровне выступает как экономический субъект наряду с государством, домашними хозяйствами и характеризуется как экономическая структура.

      С теоретической и практической точек  зрения понятия «фирма» и «предприятие» имеют существенные различия. Прежде всего, предприятие – это производственная единица, целостная система производственных отношений, представляющая собой обособленное звено общественного разделения труда, где происходит гармоничное соединение комплекса средств производства (обладающих технологическим единством, приспособленным для изготовления определенного продукта) и коллектива людей. Экономическая теория рассматривает предприятие, во-первых, как место создания товаров, производственных факторов для удовлетворения разнообразных потребностей общества; вовторых, как сферу реализации интересов, достижения целей экономическими субъектами рынка. В настоящее время большинство современных предприятий входят в состав фирм. Если фирма состоит из одного предприятия, то оба понятия могут совпадать.

      Экономическая теория институционализма вносит в  мир микроэкономики такую новую экономическую категорию как «организация». По Г. Саймону, формальная организация – это планирующая система совместных (коллективных) усилий, где каждый участник имеет свою четко определенную роль, задачу, обязанности во имя достижения цели фирмы. Представители поведенческой теории фирмы определяли организацию как ассоциацию, группу, преследующую свои цели в процессе достижения социального компромисса. Р. Нельсон под организацией понимал те аспекты фирмы, которые «… существуют более длительный период, чем конкретные технологии и другие режимы, в которых она работает в данный момент». Организация, по его мнению, является формой «эффективных динамических и инновационных возможностей и способной для получения прибыли от нововведений». Итак, если институты – правила игры, то организации являются игроками, представляющими собой группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность. Ограничения, накладываемые институциональной структурой, определяет множество возможностей и соответственно типы организаций. Обладая целевой функцией, организация, которой может быть и фирма, политическая партия, школа или колледж и т.п., будет накапливать знание и опыт, позволяющие ей укрепить свои позиции на рынке в рамках редкости ресурсов и конкуренции.

 

      

Список  использованной литературы

  1.  «Интерактивная  теория фирмы и ее применение  в антикризисной политике» Романчин В.И.: Дис. д-ра экон. наук : 08.00.01: Орел, 2004
  2. «Эволюция теории фирмы и ее значение для исследоватенлей менеджмента» Бухалов А.В., Катькало В.С.: Российский журнал менеджмента, Том 3, №1, 2005
  3. «Проблема организационного развития и эволюция теории фирмы» Жиров С.А.: Евразийский международный нучно-аналитический журнал, № 2(26), 2008
  4. «Фирма в экономической теории: Тихая революция» Демсец Г.: American Economic Review, № 2 (87), 1997
  5. «Теория фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие» Махлуп Ф. // Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк., 1995.
  6. «Эволюция теорий экономического анализа» фирмы Мельникова Н. А. // Сб. работ 56й науч. конф. студентов и аспирантов Белгосуниверситета, Минск, апрель – май 1999 г. В 3 ч. / Бел. гос. унт. – Минск, 2000. – Ч. 1.
  7. «Стратегическое управление корпорациями» Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. / 2е изд., перераб. и доп. – СПб., КультИнформПресс, 2002.
  8. «Эволюция стратегического управления» Катькало В.С., СПб.: ИД СПбГУ, 2008

Информация о работе Эволюция теорий фирмы и корпорации в экономической науке