Экономическая теория, как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:08, реферат

Описание работы

Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.
Целью же курсовой работы является рассмотрение всех периодов жизни становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Зарождение экономической мысли …………………….………………
2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии………………….
3. Развитие экономической теории в XX веке……………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ»

    «Саровский государственный физико-технический институт»                                       Кафедра экономической теории, финансов и бухучета 
     
     

Курсовая  работа по экономической теории на тему:           «Экономическая теория, как наука» 
 
 
 
 
 

                Автор реферата Аллахвердиева К.С.

                Группа                ФИН 10Д/1

                Специальность   Финансы и кредит

                Руководитель  работы Волков П.И.

                                      

                                                                                                                Оценка___________ 

Саров 2011 

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………… 4
1.     Зарождение экономической мысли …………………….……………… 8
2. Становление экономики как науки  в учении меркантилизма, физиократизма,  английской классической политэкономии………………….  
12
3.     Развитие экономической теории в XX веке……………………………... 23
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список  использованной  литературы…………………………………………. 34
 

 

    Введение.

    
Экономическая теория не есть 
набор уже готовых рекомендаций, 
применимых непосредственно в 
хозяйственной политике. 
Она является скорее методом, 
чем учением, интеллектуальным 
инструментом, техникой мышления, 
помогая тому, кто владеет ею, 
приходить к правильным заключениям. 
 
Джон Мейнард Кейнс 

   Экономическая теория изучает экономику в целом, то, как она функционирует, экономические процессы и явления на различных уровнях. Она является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так в прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

   Экономическая теория относится к числу социальных наук, как и другие социальные науки, она имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Также экономическая теория связана с экономическими интересами, политикой и идеологией. Это ставит перед экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и другим.

   Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения : - какие виды работ нужно выполнять? 
- как они оплачиваются? 
- сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? 
- какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока

     История человечества– это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

   Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки. Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, нужно получить хотя бы общее представление о магистральном развитии экономической мысли.

   Актуальностью темы курсовой работы является то, что  философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.

     Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так же актуальностью являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки – это и история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связанны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

   Вторая  труднейшая проблема, которая в течение  тысячелетий стояла перед экономической  мыслью, - производство прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог  себя прокормить, у него не было не семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей тоже растили вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда на столько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом – собственность. А самое главное – появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

   Откуда  берутся доходы, как прирастает богатство  человека и страны – вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производственных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

   Целью же курсовой работы  является рассмотрение всех периодов жизни становления  и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

 

    1. Зарождение экономической мысли.

   Систематизация  экономической мысли началась в  эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.

   Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792—1750 гг. до н. э., древнеиндийскийтрактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. — 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

   Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427—348 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.). Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном производстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.

   Величайшим  ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.

   Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

   В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов.Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Информация о работе Экономическая теория, как наука