Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  1. Парламентские корреспонденты, государственные СМИ

В некоторых средствах массовой информации работают специальные корреспонденты, которые специализируются именно на освещении работы Федерального Собрания. Эти корреспонденты, в отличие от своих коллег, заинтересованы в публикации большого количества материалов Пресс-службы Совета Федерации.

Также охотно публикуют материалы  Пресс-службы государственные средства массовой информации, особенно те, соучредителем  которых выступает Совет Федерации (например, «Парламентская газета»)

  1. Приглашение журналистов в поездки

Приглашение журналистов в деловые  поездки  - распространенный способ, который используют специалисты  по связям с общественностью для  побуждения журналистов освещать деятельность конкретного политика. Кроме того, Пресс-служба использует такие поездки в качестве вознаграждения за плодотворное сотрудничество.

  1. Информационные проекты

Как было сказано выше, пресс-служба разрабатывает и осуществляет различные  информационные проекты. В рамках таких проектов регулярно проводятся различные мероприятия, связанные с освещением журналистами деятельности Совета Федерации.  Популярность проектов определяется тем, что они проводятся регулярно, журналисты знают их специфику, а специалисты Пресс-службы за долгое время существования проектов хорошо отработали методику их организации и проведения. В качестве тем мероприятий, проводимых в рамках информационных проектов, выбираются наиболее актуальные проблемы, которые вероятнее всего интересуют общественность в данный момент.

  1. Взаимовыгодный обмен

Сотрудники Пресс-службы заключают  устные договоренности с журналистами о взаимодействии. Журналисты публикуют  материалы Пресс-службы, получают при  этом возможность быстрого доступа  к свежей информации, возможность присутствовать на различных закрытых мероприятиях, организованных при участии Совета Федерации и т.д. В качестве поощрения, как упоминалось выше, используются также и приглашения журналистов в поездки.

 

Интернет и Интранет

Определяющее значение для организации коммуникации посредством Интернета имеют сайты Совета Федерации в сетях Интернет и Интранет. Если Интранет позволяет осуществлять обмен информацией внутри организации, то с помощью Интернета можно выходить на относительно обширные аудитории. Важно упомянуть о том, что в целях информационной безопасности не допускается подключение ко всемирной сети компьютеров и информационных систем, содержащих информацию, составляющую государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

Отдел информационного обеспечения  и Интернета совместно с техническими службами разрабатывает и поддерживает нормальное функционирование сайтов Совета Федерации, обеспечивает регулярное их пополнение свежей информацией. Через  Интернет налаживаются также прямые двусторонние контакты с гражданами. На сайте предусмотрена специальная форма для обращений в Совет Федерации.

 В России недавно была  создана сеть RSNET (Russian State Network), которая   представляет собой сегмент сети  Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. «Сеть RSNET создается на базе домена GOV.RU сети Internet и является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти Российской Федерации. Сеть RSNET предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Internet и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти Российской Федерации»73.

Создание подобной сети является важной ступенью в процессе информатизации российского общества. Сеть позволяет  систематизировать информацию государственных  органов, осуществлять быстрый обмен информации.

«Сеть Russian State Network (RSNET) является подсетью сообщества сетей Internet и может быть использована для взаимного обмена открытой информацией между органами государственной власти Российской Федерации, аналогичными структурами  субъектов Российской Федерации, а также информационного взаимодействия с правительственными и неправительственными организациями стран мирового сообщества.

Для подключения к сети Internet информационных систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, в которых обрабатывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и служебная информация ограниченного распространения, а также для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам»74.

В рамках данной сети действует сервер органов государственной власти Российской Федерации, который объединяет сайты федеральных и региональных органов власти. К таким сайтам относится и официальный сайт Совета Федерации (www.council.gov.ru).

Мероприятия

Для привлечения внимания общественности к определенным вопросам, связанным с деятельностью Совета Федерации, его комитетов и комиссий, а также отдельных его членов часто организуются специальные мероприятия. В большинстве случаев они имеют целью привлечение внимания средств массовой информации. К ним относятся различные пресс-конференции, брифинги и т.д. начинающие журналисты с удовольствие участвуют в конкурсах, проводимых Пресс-службой Совета Федерации (например, конкурс на лучшее освещение деятельности Совета Федерации, который проводится ежегодно). Пресс-служба организует также мероприятия, нацеленные на установление непосредственного контакта с различными группами населения. К ним относится проведение конкурсов, олимпиад. Также организуются экскурсии, дни открытых дверей.

Основная задача при организации и проведении различных мероприятий – сделать их интересными, посещаемыми. Для этого необходимо не только разрабатывать интересные сценарии и темы бесед, но и доносить до представителей средств массовой информации сведения о проводимых мероприятиях, о том, насколько они интересны и полезны. Здесь большое значение имеет ораторское искусство специалистов Пресс-службы, умение правильно преподносить информацию («показать товар лицом»).

 

От того, насколько выбранные  каналы передачи информации соответствуют поставленным задачам, а также в зависимости от эффективности таких каналов во многом зависит успех деятельности Пресс-службы. Помимо перечисленных существуют и другие каналы коммуникации, но они либо не используются  Пресс-службой Совета Федерации, либо используются крайне редко.

3. Взаимодействие  СФ с гражданскими контрагентами 

Согласно Положению об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации,75 Пресс-служба Совета Федерации осуществляет постоянное взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, информационными службами федеральных и региональных органов власти, профессиональными союзами журналистов по объективному информированию населения о деятельности Совета Федерации. Важнейшей задачей Управления пресс-службы является также организация работы с общественными объединениями, информационными структурами иностранных посольств, международных организаций, различными группами населения, направленной на расширение информирования общественности о деятельности Совета Федерации.

В качестве посредника между государством и населением чаще всего выступают  средства массовой информации, они  оказывают сильное влияние на организацию подобного рода коммуникаций. Исходя из этого, не трудно понять, что  первоочередной задачей Пресс-службы является установление контактов с представителями СМИ.

Например, согласно мнению Снеткова В.Н. и Пономаренко А.В.,  наиболее важным аспектом политического влияния  СМИ является определение тем  и направлений дискуссий, концентрирующих  внимание общественности и правительства. Поэтому они предлагают подстраивать информационные сообщения под те темы, которые наиболее востребованы СМИ и которые они чаще всего навязывают обществу.

При выборе тем средства массовой информации обычно руководствуются следующими принципами:

1) приоритетность и привлекательность  темы для общества

2) неординарность фактов (кризисные  и другие экстремальные события)

3) новизна фактов

4) политический успех

5) высокий общественный статус (чем выше статус источника  информации, тем значительнее считается сообщение)76

По мнению И.М. Синяевой, для обеспечения  надежных контактов со СМИ необходим, в первую очередь, высокий профессионализм  сотрудников пресс-службы, их умение мыслить творчески, неординарно. Материал необходимо преподносить журналистом в привлекательной форме, но при этом интересное содержание не должно сказываться на достоверности информации. «При установлении контактов со СМИ очень важно продумать и разработать информационную стратегию, представляющую логически выверенный по времени план подачи информации в СМИ, в основе которого принципы и приемы взаимодействия с прессой».77

И.М. Синяева выделяет ряд наиболее перспективных приемов установления контактов с прессой. К ним  можно отнести: создание информационных поводов, регулярное распространение пресс-релизов, активизация контактов со СМИ за счет проводимых брифингов, пресс-конференций, презентаций и организации интервью. Сообщение для прессы должно содержать факты, которые представляют интерес для СМИ.  А само взаимодействие должно иметь форму партнерства. Нельзя забывать также и о соответствии характера и содержания сообщения целевой аудитории конкретного издания (сюда относится и стиль изложения, доступность пониманию, соответствие уровню образования целевой аудитории).

Помимо организации публикации материалов, в обязанности сотрудников  Пресс-службы входит также обеспечение  ликвидации шумов при распространении  информации. Например, мало просто организовать присутствие на пресс-конференции  большого числа заинтересованных в вопросе обсуждения журналистов. Необходимо добиться того, чтобы публикации носили определенный характер, иначе результаты мероприятия могут иметь противоположный желаемому эффект. Для достижения этих целей необходимо следовать следующим правилам:

    • Не приглашать на мероприятия представителей «желтой прессы» или представителей СМИ, которые проявляют открыто враждебное отношение к данному ведомству или к государственной власти в целом;
    • При проведении встреч с журналистами выбирать тему беседы не только исходя из ее актуальности и привлекательности для журналистов, но также беря в расчет то, насколько грамотно и убедительно сенаторы смогут говорить по данному кругу вопросов;
    • При публикации статей и материалов просить журналистов согласовывать конечный текст с сотрудниками Пресс-службы

 

Когда мы говорим о налаживании  контактов со СМИ, важно иметь  в виду тот факт, что постоянные, продолжительные контакты всегда намного  более эффективны, чем периодические. Поэтому необходимо постоянно, а  не от случая к случаю поддерживать связь с основными партнерами организации среди средств массовой информации. В ряде случаев сотрудники пресс-службы сами собирают информацию и подготавливают материалы для СМИ. Это помогает сэкономить время, донести информацию до общественности в неискаженном виде, а также сохранить хорошие отношения с журналистами. Поэтому 03 марта 2006  при Совете Федерации был создан клуб главных редакторов «Регион». Цель Клуба - развитие диалога между руководством Совета Федерации, комитетами, комиссиями палаты и средствами массовой информации субъектов Российской Федерации. Клуб объединяет главных редакторов печатных и сетевых изданий, руководителей электронных средств массовой информации субъектов Российской Федерации. Члены клуба обеспечиваются:

    • оперативной информацией о законодательной деятельности Совета Федерации;
    • эксклюзивными материалами, комментариями членов Совета Федерации по актуальным проблемам в той или иной сфере жизни общества (на основании заявок редакций);
    • приглашаются для участия в мероприятиях Совета Федерации (парламентские чтения, «круглые столы»), в рабочих поездках Председателя Совета Федерации по регионам Российской Федерации, в зарубежных визитах78.

 

Несколько на иных принципах строятся взаимоотношения властных структур с государственными средствами массовой информации.

Существует специальный закон, который направлен на регулирование  отношений, возникающих при освещении  государственными средствами массовой информации деятельности государственных  органов, - Федеральный закон Российской Федерации о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных 
средствах массовой информации.79 Закон обязывает государственные СМИ регулярно освещать деятельность государственных органов власти, а также предоставлять чиновникам эфирное время для выступлений и «необходимую профессиональную помощь, включая предэфирную подготовку и техническое обеспечение»80.

Достижение договоренности о размещении информации не является заключающей  стадией работы пресс-службы в отношении  данного материала. Необходимо проследить вышел ли материал в свет, в какие сроки, какова была реакция на данную информацию целевой аудитории. Поддержание обратной связи является важнейшим элементом анализа эффективности деятельности пресс-службы и основой внесения изменений и дополнений в дальнейшую деятельность Управления в целом, а также отдельных его сотрудников.

Организация обратной связи - это сложный  процесс по сбору и обработке  информации, который занимает много  времени и сил. Во-первых, регулярно  проводится мониторинг СМИ с целью определения того, насколько часто упоминается Совет Федерации и сенаторы в СМИ, какой характер носят публикации (критика, одобрение, нейтральное отношение), насколько результативна деятельность Пресс-службы по размещению материалов. Во-вторых, необходимо проводить исследования  социальных настроений. К сожалению, этому вопросу уделяется мало внимания. Самостоятельных исследований общественного мнения не проводится, так как в Пресс-службе нет подразделений, которые могли бы заниматься проведение социальных опросов. А на то, чтобы заказывать такие опросы специализированным организациям средств не выделяется.

В-третьих, организуется возможность  для населения напрямую обращаться в Совет Федерации. Предусмотрены  различные способы обращений (письма по почте, через сайт в Интернете, записаться на личный прием). Большую роль в этом играет Интернет сайт Совета Федерации, который позволяет просто и быстро отправить письмо в Совет Федерации (см. Приложение № 6). Все обращения рассматриваются и анализируются, ведется их статистика (см. Приложение №7,8). По итогам обработки полученной информации делаются соответствующие выводы и вносятся коррективы в работу Пресс-службы.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества