Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа
Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.
Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75
В России за последние годы были приняты различные программы и концепции, нацеленные на всестороннюю модернизацию политики Российской Федерации в сфере информационных технологий. Многие ученые предлагают свои идеи относительно развития информационной политики. Но нельзя забывать о том, что помимо создания и утверждения любой программы необходимо предпринять ряд мер по ее реализации, нельзя допустить того, чтобы эти проекты и разработки остались только на бумаге. Для этого требуются совместные усилия различных ведомств, но самое главное – это наличие централизованного управления, которое могло бы координировать действия отдельных субъектов по развитию государственной информационной политики в России.
3. Интернет
в структуре политических
Одной из важнейших предпосылок
наступления «информационной
Г.В. Пушкарева в своей
книге «Политический
1) имеет специфическую
аудиторию (в основном это
2) Интернет предоставляет возможность быстро, легко и дешево предоставить информацию публике;
3) доступ к ресурсам
Интернета доступен
4) интерактивность (возможность
проводить интернет-
5) возможность оценивать результативность распространения информации (точно известно, сколько людей посетили тот или иной сайт);
6) информационная
Говоря о специфике российского Интернета, Г.В. Пушкарева подчеркивает, что «…в российском обществе Интернет еще не стал средством массовой коммуникации»46. Такого же мнения придерживается и А.И. Соловьев: «…нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет считать его средством массовой информации…».47 Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов. В России пользователями Интернета по оценкам фонда «Общественное мнение» являются 23,8 млн. человек, что при общей численности населения в 142 млн. человек48 составляет менее 17% (см. Приложение № 11).
Интернет предоставляет технические возможности нового уровня, что значительно упрощает процессы поиска, обработки, передачи и хранения информации. Одним из главных достоинств Интернета является способность передавать огромные объемы информации с высокой скоростью. «Новые технологии в лице сети «Интернет» не только стирают различия между потребителями и поставщиками коммуникационных услуг, но также размывают границы между содержанием информации и средством связи»49
Появление Интернета существенно изменило и характер политических коммуникаций. По мнению М.Н.Грачева, «Интернет позволяет своим пользователям практически неограниченно и оперативно принимать из любых источников и отправлять на любое расстояние самые разные сообщения, в том числе и сведения политического плана».50
Существенно упростился и удешевился
процесс распространения
К.В. Ветров говорит о трех качественных уровнях присутствия властных структур в Интернете:
1. уровень публикаций
2. уровень интерактивного
3. уровень реальных операций.51
Следующим шагом является развитие так называемого «электронного правительства». Электронное правительство - это «трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов».52 Выделяют три основных сегмента электронного правительства:
Соответствующая программа была разработана в России и уже начались работы по ее реализации. Основная цель данной программы – «создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей».53
Программа предусматривает работу по девяти основным направлениям:
В пределах каждого направление Программы предусмотрен ряд мероприятий по ее практической реализации (см. Приложение №5). Важно, что к выполнению отдельных задач в рамках ФЦП привлекаются различные ведомства. Комплексный подход к реализации Программы значительно повышает ее эффективность.
Но нельзя говорить о том, что разработка и начало реализации программы свидетельствуют о том, что наша страна уже прошла предшествующие стадии. Это далеко не так. С наступлением информационной эпохи стало особо очевидным отставание России в информационном плане от развитых стран, и в связи с этим необходимо прилагать все возможные усилия для скорейшего формирования в РФ информационного общества.
Развитие Интернета открывает
новые возможности организации
политических коммуникаций. Новые технологии
способствуют более эффективному взаимодействию
между обществом и
Можно выделить ряд основных проблем, которые связаны с развитием и использованием Интернета на сегодняшний день.
Во-первых, это невозможность для значительной доли граждан получить доступ к ресурсам всемирной сети. Появляется так называемое «цифровое неравенство», обусловленное неравными возможностями людей в плане доступа к информационным сетям. Сейчас в мире из 6,5 млрд. человек, живущих на земле, доступ к ресурсам всемирной сети имеют только 606 млн. человек, то есть около 0,1%. Таким образом, расширение демократических прав и свобод, новые возможности в плане получения информации, упрощение взаимодействия с властными структурами – все эти преимущества нового информационного порядка будут доступны лишь части населения, в то время как другая часть, лишенная таких возможностей, будет все более ущемляться в своих правах.
Понятно, что в такой ситуации для эффективного применения Интернета в государственном управлении недостаточно просто разработать и внедрить новые технологии, необходимо сначала обеспечить органы государственной власти и население возможностями доступа к всемирной сети. А для этого важно не только материально техническое обеспечение, но и обеспечение необходимого уровня образования, а также изменение отношения общества к новейшим технологиям. Различные опросы показывают, что часть людей, не пользующихся Интернетом, на самом деле имеют такую возможность
Во-вторых, отсутствие правового
регулирования российской
Следующая опасность – это угроза
безопасности государства, организаций
и отдельных граждан. Возросшее
значение информации усиливает негативные
последствия утери или утечки
информации, появляется зависимость
от исправности технических средст
Немаловажным препятствием для
внедрения новых информационных
технологий в деятельность государственных
органов (в особенности для
Возникновение Интернета и связанных с ним информационно-коммуникативных технологий открывает новые перспективы для поиска, переработки и свободного распространения информации. С помощью новых технологий становится возможным существенно упростить и удешевить работу государственных органов, наладить международные связи. При этом население получает доступ к информации об основных направлениях их деятельности.
Но помимо уникального информационно-
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики
1. Информационная
политика Совета Федерации как
составляющая государственной
Информационная политика в рамках любого государства осуществляется отдельными ведомствами и их специализированными отделами. Здесь важно различать общегосударственную информационную политику и политику, проводимую отдельными органами власти в данной сфере. В идеале деятельность всех ведомств по развитию информационной политики должна быть скоординирована и соответствовать приоритетам общегосударственного масштаба. Но в реальности это не всегда так
А.И. Соловьев в статье «Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации» выделяет несколько групп агентов информационного поля политики:
1) информационные структуры
2) корпоративные структуры (
3)специализированные информационные структуры (консалтинговые и рекламные агентства);
4) СМИ в их политическом
5)террористические и другие
организации, занимающие в
6) спонсоры, медиамагнаты и рекламодатели;
7) различные сегменты социума. 56
Совет Федерации, будучи федеральным
органом государственной