Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Совет Федерации ФС РФ в  том смысле также не стал исключением. 

Если говорить о субъектах  государственной информационной политики, то их можно разделить на тех, кто  ее разрабатывает (в основном законодательные  органы государственной власти), и  тех, кто ее реализует (руководители, пресс-службы, службы безопасности различных государственных ведомств). Совет Федерации объединяет в себе согласно данной классификации оба аспекта. С одной стороны, как законодательный орган разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, определяющие информационную политику (Совет Федерации в целом, Комитет по информационной политике). С другой – Пресс-служба в рамках своей деятельности должна реализовывать государственную информационную политику.

Для стабильного развития государства в информационной сфере  необходимо, чтобы деятельность пресс-служб всех органов государственной власти органично вписывалась в общую концепцию государственной информационной политики. Но во многих ведомствах прослеживается тенденция приоритета организационных интересов над общегосударственными. Такова ситуация и в Совете Федерации. Специалисты пресс-службы заботливо работают над восприятием обществом самой палаты и некоторых ее членов. При этом задача повышения авторитета государственной власти в стране в целом не ставится. Более того, большинство проектов и мероприятий направлено на формирование имиджа Сергея Миронова и нескольких наиболее влиятельных сенаторов, а имидж Совета Федерации как органа власти остается слабо проработанным. Таким образом, Совет Федерации участвует в реализации государственной информационной политики лишь настолько, насколько это отвечает его собственным интересам. 

Вопрос о развитии информационной политики РФ поднимается  в последнее  время довольно часто. Многие государственные  и негосударственные структуры  стремятся внести свой вклад в развитие данной сферы. Но государственная информационная политика в России, как и во многих других странах, сталкивается с рядом трудностей не только технического характера. Рассмотрим основные сложности.

 Для того, чтобы достичь  любой цели, нужно ее сначала четко определить, нужен некоторый ориентир. И этот ориентир должен быть общим для всего государства, поэтому отдельный орган государственной власти, даже имеющий широкие полномочия и авторитет, не может самостоятельно определить вектор развития государственной информационной политики, а может только способствовать достижению государством лучших результатов в данном направлении. Если каждый орган государственной власти будет продолжать проводить собственную информационную политику без учета ее взаимосвязи с деятельностью других ведомств,  то вряд ли удастся достичь каких бы то ни было значимых результатов, даже при условии высокоэффективной работы отдельных специалистов и подразделений.

Еще одной трудностью в  осуществлении государственной  информационной политики является то, что государству все время необходимо поддерживать баланс между открытостью власти для общества и безопасностью. Наряду с конституционным правом граждан на доступ к информации о деятельности органов власти, существуют также такие задачи, как охрана государственной тайны, защита интересов и безопасности общества и личности. Этот механизм условно можно сравнить с весами, на каждой чаше которых должен находиться груз одинаковой массы. Если же положить на одну чашу весов дополнительный груз, даже с очень маленькой массой, равновесие тут же нарушится.

Помимо этого нельзя забывать, что в арсенале информационной политики нет средств принуждения, а для ее успешной реализации необходима не только поддержка населения, но и  его желание участвовать в государственных программах. Этот вопрос весьма актуален в связи с тем, что в современных условиях резко снизился интерес со стороны общества к власти. Следовательно, государственным структурам трудно не только убедить население в чем-либо, но и даже просто привлечь внимание, заставить задуматься над той или иной проблемой.

Важной проблемой для  российской информационной политики остается слабая законодательная база. Большая  часть важных вопросов данной области  остается незатронутой в нормативно-правовых актах. Кроме того, существует проблема неэффективности действующих документов. Часть из них имеют чисто рекомендательный характер, другая часть составлена недостаточно корректно, а потому не может применяться, а часть просто игнорируется из-за отсутствия системы принуждения.

Таким образом, важнейшим  направление развития государства  на ближайшее время должна стать  разработка законодательной базы, регулирующей переход к информационному обществу. Особое внимание следует уделить  действенности нормативно-правовых актов. Должна быть разработана центральная идея российской государственной информационной политики, которая бы стала своеобразным ориентиром для всех ведомств. При разработке данной идеи надо помнить, что формулировать ее надо не слишком конкретно (в этом случае она будет узкой и ограниченной, а, следовательно, не сможет объединять разнородные органы государственной власти), но и не следует увлекаться обобщениями и размытыми формулировками (абстрактная или непонятно выраженная мысль не может быть руководством к действиям).

Особое значение имеет  вопрос о защите прав человека, которые  часто ущемляются в целях ужесточение  государственного контроля в информационной сфере. Для повышения эффективности  государственного управления в информационной сфере необходимо привлекать к работе высококвалифицированных специалистов. На сегодняшний момент в государственных структурах лишь очень низкий процент сотрудников имеют образование близкое к их профессиональной деятельности. Отсюда непрофессионализм и неэффективность функционирования всего государственного аппарата.

Подводя итог, можно сказать, что формирование в России информационного  общества сложный и весьма длительный процесс, который требует определенных усилий, как со стороны общества, так и со стороны государства. Особо важная роль при этом отводится отдельным государственным органам  (в том числе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ), которые являясь частью государства проводят свою информационную политику в рамках и во исполнение общегосударственной.

Безусловно, России будет намного сложнее, чем развитым странам осуществлять переход к новому типу общества. Неподготовленность, как в моральном, так и в материально-техническом плане постоянно дает о себе знать. Но, тем не менее, при проведении грамотной последовательной политики в данной сфере Российская Федерация может добиться хороших результатов. Положительной тенденцией можно считать то, что работа в этом направлении уже началась, вопрос лишь в том насколько эффективной и результативной она будет.

Литература:

Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской федерации. Москва. Юрист. 1997

Андреева Г.М. Социальная психология. Москва. Аспект Пресс. 2004

Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. Москва. МНЭПУ. 1995

Василенко И.А. Геополитика: Учебное пособие. Москва. Логос. 2003

Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. С.-Петербург. Издательство Михайлова В.А. 2001

Ветров К.В. Средства массовой информации постсоветской России: особый путь вдоль проторенной дороги. Москва. Книга и бизнес. 2004

Власть, граждане и СМИ. Материалы экспертных опросов по ключевым проблемам российской политики в 2004 – 2005 гг. // Москва. Издательство "Хроникер". 2005

Грачев Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях.// Полис. 2000. - №3

Грачев  М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. Москва. Прометей, 2004

Дубицкая В.П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. Москва. Издательство Института социологии. 1998 
Засурский Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России. Москва. Аспект-пресс. 2002

Засурский Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы Интернета //Информационное общество. 2003. №5

Информационная политика/под общ. Ред. В.Д. Попова. Москва. Изд-во РАГС. 2003

Информационная политика в России. Интервью с С.Г. Колесник// Информационные ресурсы России. 2003. - №5

Киселев А.Г., Коновченко С.В. Информационная политика в России. Москва. Изд-во РАГС. 2004

Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворчества. Москва. Издательство «ВК». 2005

Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. Москва. Изд-во РАГС. 2005

Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в российском регионе). Москва. Центр. 2003

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Москва. УРСС. 2002

Нисневич Ю. А. Информационная политика Росси: проблемы и перспективы. Москва. Ноосфера. 1999

Ольшанский Д.В. Политический PR. С.-Петербург. Питер Бук. 2003

Пономаренко А.В., Снетков  В.Н. Власть в обществе и информационная политика. Изд-во СПбГТУ. 2001

Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. Москва. Дело. 2002

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. С.-Петербург. Издательство Михайлова В.А. 2005

Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Москва. ЮНИТИ-ДАНА. 2003

Соловьев А.И. Политические коммуникации. Москва. Аспект Пресс. 2004

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Москва. Аспект Пресс. 2005

Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации //Полис. 2002. - №3

Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики //Полис. 2002. - №6

Структура и  динамика российского электорального пространства. Лапкин В.В., Пантин В.И., Соловьев А.И., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Новинская М.И., Авдонин В.С., Яргомская Н.Б., Ахременко А.С., Малаканова О.А., Кузьмин А.С., Баранов С.Д., Ковалев В.А., Дилигенский Г.Г., Петров Н.В. //Полис. 2002. -  №2

Тавокин Е.П. Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Москва. Изд-во РАГС.2001

Тоффлер Э. Третья волна. Москва. АСТ-Пресс. 2004

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. Москва. Издательство МГУ. 1996

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Москва. Дело. 2003

Habermas J. Communication and Evolution of Society. Boston, 1979

Jefkins F. Public Relations Technigues. Oxford. 1994

Masuda Y. The information Society as Postindustrial Society. Washington, 1983

 

Документы:

  • Конституция Российской Федерации. Москва. Издательско-торговая корпорация «Дашков и. К». 2002
  • Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ об информации, информатизации и защите информации // http:// www.svobodainfo.org/info/printdoc?tid=&nd=9010486&prevDoc=901875030
  • Положение об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации (пресс-службы Совета Федерации). 2002 //www.council.gov.ru
  • Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года от 27 сентября 2004 г // http://www.government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=15377
  • Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе// Российская газета, 15.03.2006
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года //http://www.svobodainfo.org/info/printdoc?tid=&nd=901770877&prevDoc=9010486
  • Концепция формирования информационного общества в России// http://www.iis.ru/library/riss/
  • Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества // http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I О средствах массовой информации// www.rg.ru
  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.)// www.economy.gov.ru
  • Концепция государственной информационной политики РФ// http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/6/f06_01.html
  • Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных 
    средствах массовой информации// www.pcpi.ru
  • Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму// http://www.kadis.ru/newstext.phtml?id=6533
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. Москва. Ось-89.2005
  • Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ О политических партиях// http://www.ndi.ru/Tema/September/Parties_Law_Text/Law_Parties_Text_1.htm

 

 

Интернет:

www.council.gov.ru

www.rg.ru

www.demoscope.ru

www.politstudies.ru

www.frip.ru

www.soob.ru

www.pcpi.ru

www.iis.ru

www.government.ru

www.economy.gov.ru

www.rian.ru

www.fom.ru

www.e-rus.ru

europa.eu.int

 

 

 

Приложения:

Приложение  № 1

Концепция формирования информационного общества в России96

Цель Концепции – определение  российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов  государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу.

 

Одобрена решением Государственной комиссии по 
информатизации при Государственном комитете 
Российской Федерации по связи и информатизации 
от 28 мая 1999 г. № 32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время осознаны предпосылки и  реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

К характерным  чертам и признакам информационного  общества следует отнести:

  • формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
  • становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
  • возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
  • повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития. Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема "отцов и детей". Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества