Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Что касается такого аспекта информационной политики как обеспечение информационной безопасности, то здесь следует упомянуть о нескольких основных аспектах решения данной проблемы. Во-первых, в Аппарате Совета Федерации есть отдел государственной тайны, который следит за сохранением служебной информации Совета Федерации. Контроль осуществляется настолько жестко, что даже все пропуска (в том числе разовые) должны визироваться в этом отделе. Во-вторых, в Совете Федерации обеспечены внутренние каналы коммуникации. Для того чтобы различные подразделения организации могли обмениваться информацией, для обеспечения быстрых и надежных каналов коммуникации в Совете Федерации есть внутренняя сеть (Интранет) и внутренняя телефонная связь.

В качестве субъекта законотворческой деятельности государства, Совет Федерации и, в частности, члены Комитета по информационной политике РФ стали в последнее время очень активно работать в направлении разработки различных поправок в законодательство в сфере информационной политики.

05 апреля 2006 в Пресс-центре РИА  «Новости» состоялась встреча председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмилы Нарусовой с журналистами.57 Основное внимание на встрече было уделено вопросам взаимодействия власти и прессы, совершенствования законодательства о СМИ. Характеризуя современное состояние взаимоотношений государства и прессы, Л. Б. Нарусова отметила, что в России на сегодняшний день по существу отсутствует четкая, целенаправленная информационная политика. Проводятся отдельные информационные кампании, вызванные  каким-либо событием в жизни общества. В связи с этим выявляется необходимость в  нормативно-правовом регулировании данной сферы. Здесь сенатор затронула два актуальных вопроса:

1) свобода слова («…Иногда свобода  прессы понимается как полная  свобода……Мне бы не хотелось говорить слово «ужесточение». Усиление ответственности журналистов за то свободное слово, которое они имеют право произносить,» - говорит Л.Б. Нарусова.) В связи с чем, Комитет по информационной политике Совета Федерации вместе с Государственной Думой предлагает введение поправок в УПК  - ответственность за недостоверную информацию и разжигание межконфессиональной борьбы.

2) Интернет (активное использование  Интернета террористическими и  другими противозаконными организациями,  отдельными людьми в преступных целях, отсутствие контроля над достоверностью информации во всемирной сети явно демонстрируют необходимость нормативного регулирования  Интернета)

  И, самое главное, необходимо  четко определить основные приоритеты  государственной информационной  политики. Людмила Борисовна подчеркнула, что «информационная политика любого государства всегда связана с идеологией государства».

На первый взгляд эти идеи весьма разумны. В них видна попытка  реальными действиями решить наиболее актуальные проблемы современной российской информационной политики. Но, с другой стороны, следование такому политическому курсу неизбежно приведет к нарушению важнейших прав  свобод человека, провозглашенных конституцией Российской Федерации.

Государственная информационная политика действительно должна иметь некий стержень, основу, то, что способно направлять и координировать действия различных субъектов государственного управления в сфере публичных коммуникаций. Но, в то же время, в статье 13 Конституции РФ говориться:

«1. В российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной».58

Таким образом, видно, что органы государственного управления, проводя информационную политику, должны очень четко видеть грань, которую нельзя переступать. Важно, чтобы государственная информационная политика, которая, безусловно, должна иметь место в любом государстве,  не перешла в государственную идеологию.

В ходе развития государственной информационной политики в 2004 году Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации была разработана «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Согласно этой концепции, основная цель использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти - «повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг» 59.

В качестве основных направлений реализации единой государственной политики в области использования информационных технологий определяются следующие:

    • «Формирование общего информационного пространства и защищенной информационной среды федеральных органов государственной власти»;
    • «Разработка единых требований к основным элементам информационно-технологического обеспечения»;
    • «Создание общегосударственных информационных ресурсов»;
    • «Координация реализации государственных программ и проектов использования информационных технологий»;
    • «Централизация закупок в сфере информационных технологий для государственных нужд»;
    • «Обеспечение интегрированной оценки затрат на использование информационных технологий»;
    • «Повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий»;
    • «Совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования информационных технологий»;
    • «Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в сфере использования информационных технологий».

 

Для того, чтобы обеспечить эффективное  и поступательное применение положений  «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» в реальной практике был разработан план мероприятий по ее реализации (см. Приложение №3).

Данная концепция является существенным основополагающим элементом развития грамотной продуманной информационной политики. Но для того, чтобы ее создание давало реальные результаты, необходимо обеспечить ее выполнение всеми федеральными органами государственной власти.

Таким образом, отдельные государственные  органы являются важнейшими участниками реализации государственной информационной политики. Для достижения оптимальных результатов необходимы их совместные, четко скоординированные и соответствующие общему вектору развития действия в области развития информационной политики.

Для России характерна ситуация, когда субъекты информационной политики действуют обособленно друг от друга, ставятся и выполняются задачи, не выходящие за рамки конкретной организации. В результате, несмотря на эффективность работы отдельных ведомств, в масштабах государства не заметно положительных итогов их работы.  Отсутствие комплексного подхода к решению проблемы сводит на нет отдельные попытки, предпринимаемые государственными органами.

2. Специфика  организации связей с общественностью  в Совете Федерации ФС СФ

В структуре деятельности Совета Федерации по проведению государственной информационной политики можно выделить несколько аспектов. Во-первых, это участие в формировании нормативно-правовой базы, определяющей функционирование всех государственных учреждений в данной сфере. Во-вторых, Совет Федерации, являясь частью системы государственных органов, должен претворять в жизнь основные положения законодательства в области информационной политики. Общегосударственная информационная политика осуществляется путем совместных усилий различных ведомств. В-третьих, аппаратами комитетов и комиссий, а также Пресс-службой Совета Федерации ведется деятельность по налаживанию связей с общественностью и созданию положительного имиджа организации.

 А.Ю. Русаков говорит  о том, что «основная цель служб по связям с общественностью в органах власти – использование коммуникативного потенциала как ресурса проведения государственной политики. Для реализации этих целей деятельность государственных структур по связям с общественностью должна включать в себя комплекс функций, необходимых для достижения поставленных целей»60. В качестве таких функций А.Ю. Русаков выделяет следующие:

    1. информационно-аналитическая (она включает в себя всестороннее изучение и анализ ситуации, общественного мнения по тем или иным вопросам, сбор необходимых данных для повышения эффективности процесса принятия государственных решений);
    2. информационно-коммуникативная (по мнению автора, эта функция направлена на поддержание коммуникации с различными внутренними и внешними контрагентами);
    3. консультативно-методическая (данная функция предполагает консультирование сотрудников организации по вопросам налаживания связей с общественностью, а также разработку планов и программ различных PR проектов);
    4. организационно-правовая (во-первых, здесь имеется в виду создание правовой базы функционирования службы по связям с общественностью, а во-вторых, организация различных мероприятий, нацеленных на формирование и укрепление связей с общественностью).

 

В рамках каждого комитета (комиссии) есть люди, которые занимаются организацией связей с общественностью  в рамках конкретного комитета (комиссии). В число их задач входят:

    • Сбор данных по определенным вопросам, связанным с деятельностью комитета (комиссии);
    • Изучение общественного мнения относительно конкретных проблем, ситуаций, законопроектов;
    • Распространение информации о деятельности комитета (комиссии);
    • Организация пресс-конференций сенаторов - членов комитета (комиссии);
    • Организация информационного взаимодействия комитета (комиссии) с другими структурами Совета Федерации, а также с различными федеральными и региональными органами государственной власти.

Управление пресс-службы Совета Федерации  занимается приблизительно этими же вопросами только в большем объеме и масштабе всего Совета Федерации.

В процессе своей деятельности Пресс-служба и аппараты комитетов (комиссий) часто взаимодействуют, совместно  работают над реализацией отдельных  программ. Но между ними нет отношений  подчинения, формально они действую полностью независимо друг от друга.

В целом можно сказать, что организация связей с общественностью  на уровне Совета Федерации носит  довольно сложный характер.

Функционирование любого органа государственной власти, тем  более на таком высоком уровне, затрагивает интересы всего населения. Следовательно, ожидается, что население будет всячески стремиться к получению максимально полной информации обо всех аспектах деятельности данного ведомства. Но в реальности этого не происходит. Такое положение вещей можно объяснить тем, что Совет Федерации в некотором смысле дистанцирован от народа. Люди не сталкиваются в обыденной жизни с его сотрудниками, не участвуют в выборе членов Совета Федерации, даже законотворческая деятельность проходит в мало интересном для населения порядке – утверждения (в отличие от жарких дебатов, обсуждений различных стадий создания законопроектов в Государственной Думе, сопровождаемых многочисленными скандалами). Все это накладывается на общее снижение интереса к политике.

Особое значение для организации связей с общественностью в рамках Совета Федерации имеет взаимодействие с регионами. Не зря Совет Федерации часто называют Палатой Регионов. Смысл самого создания верхней палаты парламента заключается  в представительстве интересов всех регионов на федеральном уровне осуществления законотворческой деятельности. Поэтому региональные средства массовой информации (а, следовательно, и население регионов) больше заинтересованы в получении информации о Совете Федерации, чем центральные СМИ.

Еще одной существенной особенностью является то, что, например, в отличие  от органов исполнительной власти работа Совета Федерации  не выражена в  практических действиях, информация о  которых была бы интереса населению. В связи с этим, при налаживании  информационно взаимодействия с обществом акцент делается не на освещении деятельности самого Совета Федерации, а на позиционировании конкретных сенаторов, их мнений по актуальным темам, на разъяснении тех или иных политических вопросов.

Говоря о специфических чертах работы специалистов по связям с общественностью в Совете Федерации, необходимо упомянуть также и о том, что организация информационного взаимодействия с целевыми аудиториями носит изменчивый и эпизодический характер. На время летних каникул в Совете Федерации почти полностью прекращается деятельность в данном направлении. Большое влияние оказывают различные социальные кризисы, отношение общественности к властным структурам в целом. Помимо этого дает о себе знать сменяемость сенаторов. То есть пресс-службе Совета Федерации приходится  постоянно подстраиваться под специфику нового состава Палаты. Для эффективного налаживания коммуникаций специалистам по организации связей с общественностью необходимо хорошо знать сильные и слабые стороны сенаторов, их мнения по актуальным вопросам, особенности поведения на публике и т.д. Но у специалистов Пресс-службы не всегда есть такая возможность. Сенаторы постоянно меняются, и с приходом каждого нового необходимо заново налаживать информационно-коммуникативные связи, разрабатывать специфические подходы для работы с определенными сенаторами.

Налаживание связей с общественностью  в рамках Совета Федерации - процесс  сложный и многоплановый. В его  реализации принимают участия аппараты комитетов, комиссий, а также Управление пресс-службы, которое играет ведущую роль в организации данного процесса.  Специалисты по связям с общественностью в ходе выполнения своих должностных обязанностей сталкиваются с рядом трудностей. Большинство подобным проблем являются типичными практически для всех органов государственной власти, но есть также и специфические, обусловленные особыми свойствами Верхней палаты Федерального Собрания. Поэтому наиболее ценным качеством специалиста Пресс-службы можно считать гибкость, умение быстро изменять стратегию поведения в соответствии со сложившейся ситуацией.

3. Управление  Пресс-службы Совета Федерации  ФС СФ. Структура и функции

В составе Аппарата Совета Федерации функционирует Управление пресс-службы (Пресс-служба) Совета Федерации. Управление пресс-службы совместно с аппаратами комитетов и комиссий занимается информационным обеспечением деятельности верхней палаты Федерального Собрания.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества