Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Еще одним аспектом в сфере организации  коммуникации с общественностью  является установление и развитие информационных связей с общественными организациями, объединениями и партиями. Как пишет в своей книге А.Ю. Русаков, «Общественные некоммерческие организации это наиболее организованная часть общества, которая, используя собственные ресурсы, берет на себя решение многих наболевших проблем добровольно, ответственно и профессионально»81. Такие организации могут заменять средства массовой информации при взаимодействии государства с общественностью. Важно, что общественные организации специализируются, как правило, на каких-то определенных проблемах общества (правозащитные организации, молодежные, детские, экологические, занимающиеся национальными вопросами и т.д.). Следовательно, их помощь при проработке конкретных тем может быть очень полезна. Это касается и возможностей распространения информации среди определенной категории лиц, и сбора информации по конкретным вопросам.

Также  необходимо учитывать и  тот факт, что одним из звеньев  политической коммуникации являются политические партии. Согласно закону РФ о политических партиях, «политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»82

Закон говорит о том, что «основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе». 83

Таким образом, партия является связующим  звеном между органами государственной  власти и общественностью. Как и другие общественные объединения, политические партии аккумулируют и артикулируют интересы определенных общественных групп. Поэтому при реализации информационной политики Пресс-служба может опираться на сотрудничество с различными политическими партиями.

Сотрудники Пресс-службы Совета Федерации  при выполнении своих должностных  обязанностей уделяют большое внимание организации эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, с  отдельными гражданами, с их объединениями, в том числе и с политическими партиями. Подобное сотрудничество способствует обеспечению хороших результатов при реализации информационной политики Совета Федерации, а также вносит существенный вклад в повышение авторитета властных структур в глазах общественности.

Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения

1. Взаимоотношения  со СМИ

В своей работе специалисты Пресс-службы сталкиваются с рядом трудностей. Одной из наиболее существенных проблем является организация взаимодействия со средствами массовой информации.

Если по поводу возрастающего значения информации и перехода к информационному  обществу большинство ученых высказываются  достаточно единодушно, то вопрос о  роли, которую играют в этих процессах СМИ, вызывает массу споров.

Например, О.А. Малаканова говорит  о том, что «люди все чаще черпают  необходимую информацию из массовых источников. В связи с этим возрастает роль СМИ в системе средств  политической коммуникации как координатора и организатора потоков информации».84

По мнению Г.В. Пушкаревой, «Средства  массовой информации по праву считаются  главным каналом распространения  информации в современном обществе».85 Но при этом она подчеркивает, что «…учитывая огромные возможности СМИ, не следует преувеличивать их значения для информационного воздействия на массы»86. В качестве подтверждения данной мысли в книге приводятся данные социологического исследования, согласно которому достаточно большой процент граждан утверждает, что СМИ оказывают не сильное влияние на их политические предпочтения.

Г.В. Грачев подчеркивает усиление влияния СМИ в постиндустриальном обществе: «…в постиндустриальном обществе решающим управленческим ресурсом оказываются наличие знаний и владение информацией, тогда как роль финансов и непосредственного государственного принуждения становится все менее значительной. Причем функцию основных распространителей знаний, имеющих социальное значение, в настоящее время выполняют СМИ».87

 А.Г. Киселев, С.В. Коновченко  в книге «Информационная политика в России» говорят о том, что СМИ имеют огромное влияние в обществе, но это влияние не выходит за определенные рамки. «СМИ не в состоянии производить каких-либо изменений в социальной жизни, если они не отражают общественного мнения».88

«Однако заблуждением является и преуменьшение  значения СМИ. СМИ имеют возможность  постепенно, методично и продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого отдельно взятого индивида и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс  принятия идей.

Вся 500-летняя история развития СМИ  демонстрирует, что СМИ способны оказывать влияние на общественное развитие, но только в рамках уровня развития общества».89

Так или иначе, средства массовой информации играют важную роль в государственной  информационной политике. «Используя свой громадный манипулятивный ресурс, средства массовой информации в угоду той или иной политической конъюнктуре конструируют, распространяют и закрепляют в общественном сознании выгодные тем или иным политическим силам стереотипы мнений, суждений, оценок, которые  в результате оказывают влияние на формирование политического выбора».90

Налаживанием контактов с представителями  средств массовой информации в рамках Пресс-службы Совета Федерации занимается отдел взаимодействия со СМИ. Основной трудностью является несовпадение интересов СМИ и Пресс-службы. Пресс-служба заинтересована в повышении статуса Совета Федерации как органа государственной власти, в привлечении внимания общественности к проблемам государственного управления, а также в сокрытии негативной информации о деятельности Совета Федерации в целях снижения социальной напряженности. В то время как журналисты для повышения рейтинга  своего издания постоянно находятся в поисках сенсационных, провоцирующих сведений и проявляют мало интереса к материалам Пресс-служб государственных органов.

 

В сложившейся ситуации наиболее простым  выходом могли бы стать заказные статьи. Но на это средств Пресс-службе не выделяется, а использование административного  ресурса строго ограничено законодательством.

У сотрудников Пресс-службы практически  нет рычагов давления на негосударственные  СМИ кроме договоренностей о  взаимовыгодном партнерстве. Только возможность  доступа  к свежей информации по актуальным вопросам государственного управления и на различные закрытые мероприятия, проводимые с участием Совета Федерации, стимулирует СМИ публиковать время от времени материалы, подготовленные Пресс-службой. Но такой информации и мероприятий, на которые журналисты хотели бы попасть и могут пройти только с помощью Пресс-службы Совета Федерации не так много, притом, что Пресс-службе необходимо регулярно опубликовывать большие объемы информации по различным аспектам деятельности Совета Федерации.

СМИ являются посредником между  государством и обществом в ходе политической коммуникации.

Основная проблема заключается  в расхождении целей СМИ и  государственных органов. Здесь  сложным является вопрос о том, как  далеко должны простираться полномочия государства при регулировании  деятельности СМИ. Статья 29 Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Каждый человек получает право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем» 91, кроме сведений, составляющих государственную тайну.  С другой стороны, ряд принятых в последнее время законов (поправки к закону «О средствах массовой информации»92, закон «О противодействии терроризму»93) делают шаг в противоположном свободе направлении. Даже в странах с развитой демократией государство должно контролировать деятельность СМИ, защищая интересы населения и государственных институтов. Важно, чтобы защита интересов граждан не переросла в ограничение их же прав и свобод,  определенных Конституцией.

2. Нормативно-правовые  рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации

Согласно  Положению об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации, «правовую основу деятельности Управления пресс-службы составляют  Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации,  постановления и Регламент Совета Федерации, Положение об Аппарате Совета Федерации, распоряжения Председателя Совета Федерации, приказы Руководителя Аппарата Совета Федерации, Правила внутреннего трудового распорядка Аппарата Совета Федерации, настоящее Положение [Положение об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации] и другие нормативные акты, относящиеся к деятельности  Управления»94.

Законодательство,  с одной стороны, не позволяет Пресс-службе оказывать  давление на средства массовой информации. Невозможно каким либо образом принудить то или иное издание публиковать материал, то есть сотрудники Пресс-службы практически не обладают административным ресурсом, кроме доступа к информации, связанной с деятельностью верхней палаты Федерального собрания. С другой стороны, нормативно практически никак не закреплены механизмы побуждения представителей СМИ к сотрудничеству с Пресс-службой Совета Федерации.

В такой ситуации актуализируется  проблема нехватки финансовых ресурсов. Дело в том, что Управлению не выделяется специальных средств на размещение материалов. Специалисты Пресс-службы вынуждены выискивать любые возможности разместить тот или иной материал. Но это всегда является большой проблемой, так как редактора изданий отказываются публиковать статьи на бесплатной основе. В условиях рынка публикация материалов Пресс-службы не выгодна ни руководству средств массовой информации, ни журналистам, информация сама по себе не сенсационная, а от Совета Федерации они никак не зависят. Если для региональных СМИ, особенно небольших, сотрудничество с Пресс-службой Совета Федерации выгодно, как связь с центральной властью, как показатель значимости издания, то для центральных СМИ интерес представляет только эксклюзивная или сенсационная информация по актуальным темам.

При наличии многих трудностей наибольшей проблемой является дефицит квалифицированных кадров в Пресс-службе и в государственных структурах в целом. Многие чиновники имеют непрофильное образование, а некоторые из них и вообще не имеют высшего образования. Непрофессионализм существенно сказывается на результатах работы, приводит к обилию нелепых ошибок. Поэтому необходимо нормативно регулировать обязательность определенного уровня и специализации образования для конкретных должностей. Первый шаг в этом направлении был сделан принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».95 Закон устанавливает основные квалификационные требования к ложностям гражданской службы (статья 12). Кроме того, закон устанавливает необходимость прохождения регулярной аттестации гражданских служащих (статья 48) и прохождения ими квалификационного экзамена (статья 49). Целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности, а квалификационный экзамен позволяет решить вопрос о присвоении чиновнику классного чина гражданской службы.

Кроме того, кардинальные изменения, происходящие в Российском государстве (связанные сначала с перестройкой, потом с резким изменением курса  на усиление централизации власти) и в мире (глобализация, переход к информационному обществу) требуют от специалистов по связям с общественностью большой гибкости, умения работать в нестандартных ситуациях. Подобная нестабильность внешней среды мешает выработки неких универсальных алгоритмов работы Пресс-службы, на которые можно было бы опираться сотрудникам в своей деятельности.

На сегодняшний день существует множество трудностей в  организации работы Пресс-службы Совета Федерации. Но наиболее существенные препятствия  в работе Управления связаны со слабым нормативно-правовым регулированием этой деятельности. Успешная реализация общегосударственной информационной политики возможна лишь при условии хорошо налаженных связей с общественностью в рамках каждого органа государственной власти. Поэтому необходимо уделять большое внимание разработке нормативных актов, определяющих информационную политику не только на государственном уровне, но и на уровне конкретных организаций.

 

 

 

 

 

Заключение

Как мы видим, возрастание в современном  мире значения информации, с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационных технологий – с другой, привело к кардинальным изменениям во всех сферах жизни общества. Как результат появилось такое понятие, как «информационное общество». Данный термин стал обозначать новый тип организации общественных отношений, основанный на приоритете знаний и информации, качественно новом уровне организации коммуникационных процессов.

Все эти предпосылки  показали необходимость государственного регулирования информационной сферы. Переход к информационному обществу постепенно становится приоритетным направлением развития большинства государств. Информационная политика охватывает достаточно широкий спектр вопросов, и с развитием информационного общества этот перечень только увеличивается. Помимо организации информационного взаимодействия с обществом и другими государствами, властные структуры должны уделять внимание правовому регулированию информационной сферы, обеспечению информационной безопасности государства, государственных структур, общества и отдельных граждан, развитию информационной инфраструктуры, электронной торговли и многим другим вопросом.

На сегодняшний день в России, по мнению многих ученых и  политиков, нет целенаправленной скоординированной  информационной политики. Все усилия по налаживанию данной сферы носят разобщенный характер, как правило, это действия специалистов отдельных структур, не выходящие за рамки конкретной организации и никаким образом не связанные между собой.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества