Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа
Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.
Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75
Еще одним аспектом в сфере организации коммуникации с общественностью является установление и развитие информационных связей с общественными организациями, объединениями и партиями. Как пишет в своей книге А.Ю. Русаков, «Общественные некоммерческие организации это наиболее организованная часть общества, которая, используя собственные ресурсы, берет на себя решение многих наболевших проблем добровольно, ответственно и профессионально»81. Такие организации могут заменять средства массовой информации при взаимодействии государства с общественностью. Важно, что общественные организации специализируются, как правило, на каких-то определенных проблемах общества (правозащитные организации, молодежные, детские, экологические, занимающиеся национальными вопросами и т.д.). Следовательно, их помощь при проработке конкретных тем может быть очень полезна. Это касается и возможностей распространения информации среди определенной категории лиц, и сбора информации по конкретным вопросам.
Также необходимо учитывать и тот факт, что одним из звеньев политической коммуникации являются политические партии. Согласно закону РФ о политических партиях, «политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»82.
Закон говорит о том, что «основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе». 83
Таким образом, партия является связующим звеном между органами государственной власти и общественностью. Как и другие общественные объединения, политические партии аккумулируют и артикулируют интересы определенных общественных групп. Поэтому при реализации информационной политики Пресс-служба может опираться на сотрудничество с различными политическими партиями.
Сотрудники Пресс-службы Совета Федерации при выполнении своих должностных обязанностей уделяют большое внимание организации эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, с отдельными гражданами, с их объединениями, в том числе и с политическими партиями. Подобное сотрудничество способствует обеспечению хороших результатов при реализации информационной политики Совета Федерации, а также вносит существенный вклад в повышение авторитета властных структур в глазах общественности.
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения
1. Взаимоотношения со СМИ
В своей работе специалисты Пресс-службы сталкиваются с рядом трудностей. Одной из наиболее существенных проблем является организация взаимодействия со средствами массовой информации.
Если по поводу возрастающего значения информации и перехода к информационному обществу большинство ученых высказываются достаточно единодушно, то вопрос о роли, которую играют в этих процессах СМИ, вызывает массу споров.
Например, О.А. Малаканова говорит о том, что «люди все чаще черпают необходимую информацию из массовых источников. В связи с этим возрастает роль СМИ в системе средств политической коммуникации как координатора и организатора потоков информации».84
По мнению Г.В. Пушкаревой, «Средства
массовой информации по праву считаются
главным каналом
Г.В. Грачев подчеркивает усиление влияния СМИ в постиндустриальном обществе: «…в постиндустриальном обществе решающим управленческим ресурсом оказываются наличие знаний и владение информацией, тогда как роль финансов и непосредственного государственного принуждения становится все менее значительной. Причем функцию основных распространителей знаний, имеющих социальное значение, в настоящее время выполняют СМИ».87
А.Г. Киселев, С.В.
«Однако заблуждением является и преуменьшение значения СМИ. СМИ имеют возможность постепенно, методично и продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого отдельно взятого индивида и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.
Вся 500-летняя история развития СМИ демонстрирует, что СМИ способны оказывать влияние на общественное развитие, но только в рамках уровня развития общества».89
Так или иначе, средства массовой информации играют важную роль в государственной информационной политике. «Используя свой громадный манипулятивный ресурс, средства массовой информации в угоду той или иной политической конъюнктуре конструируют, распространяют и закрепляют в общественном сознании выгодные тем или иным политическим силам стереотипы мнений, суждений, оценок, которые в результате оказывают влияние на формирование политического выбора».90
Налаживанием контактов с
В сложившейся ситуации наиболее простым
выходом могли бы стать заказные
статьи. Но на это средств Пресс-службе
не выделяется, а использование
У сотрудников Пресс-службы практически нет рычагов давления на негосударственные СМИ кроме договоренностей о взаимовыгодном партнерстве. Только возможность доступа к свежей информации по актуальным вопросам государственного управления и на различные закрытые мероприятия, проводимые с участием Совета Федерации, стимулирует СМИ публиковать время от времени материалы, подготовленные Пресс-службой. Но такой информации и мероприятий, на которые журналисты хотели бы попасть и могут пройти только с помощью Пресс-службы Совета Федерации не так много, притом, что Пресс-службе необходимо регулярно опубликовывать большие объемы информации по различным аспектам деятельности Совета Федерации.
СМИ являются посредником между государством и обществом в ходе политической коммуникации.
Основная проблема заключается в расхождении целей СМИ и государственных органов. Здесь сложным является вопрос о том, как далеко должны простираться полномочия государства при регулировании деятельности СМИ. Статья 29 Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Каждый человек получает право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем» 91, кроме сведений, составляющих государственную тайну. С другой стороны, ряд принятых в последнее время законов (поправки к закону «О средствах массовой информации»92, закон «О противодействии терроризму»93) делают шаг в противоположном свободе направлении. Даже в странах с развитой демократией государство должно контролировать деятельность СМИ, защищая интересы населения и государственных институтов. Важно, чтобы защита интересов граждан не переросла в ограничение их же прав и свобод, определенных Конституцией.
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации
Согласно Положению об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации, «правовую основу деятельности Управления пресс-службы составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, постановления и Регламент Совета Федерации, Положение об Аппарате Совета Федерации, распоряжения Председателя Совета Федерации, приказы Руководителя Аппарата Совета Федерации, Правила внутреннего трудового распорядка Аппарата Совета Федерации, настоящее Положение [Положение об Управлении пресс-службы Аппарата Совета Федерации] и другие нормативные акты, относящиеся к деятельности Управления»94.
Законодательство, с одной стороны, не позволяет Пресс-службе оказывать давление на средства массовой информации. Невозможно каким либо образом принудить то или иное издание публиковать материал, то есть сотрудники Пресс-службы практически не обладают административным ресурсом, кроме доступа к информации, связанной с деятельностью верхней палаты Федерального собрания. С другой стороны, нормативно практически никак не закреплены механизмы побуждения представителей СМИ к сотрудничеству с Пресс-службой Совета Федерации.
В такой ситуации актуализируется проблема нехватки финансовых ресурсов. Дело в том, что Управлению не выделяется специальных средств на размещение материалов. Специалисты Пресс-службы вынуждены выискивать любые возможности разместить тот или иной материал. Но это всегда является большой проблемой, так как редактора изданий отказываются публиковать статьи на бесплатной основе. В условиях рынка публикация материалов Пресс-службы не выгодна ни руководству средств массовой информации, ни журналистам, информация сама по себе не сенсационная, а от Совета Федерации они никак не зависят. Если для региональных СМИ, особенно небольших, сотрудничество с Пресс-службой Совета Федерации выгодно, как связь с центральной властью, как показатель значимости издания, то для центральных СМИ интерес представляет только эксклюзивная или сенсационная информация по актуальным темам.
При наличии многих трудностей наибольшей проблемой является дефицит квалифицированных кадров в Пресс-службе и в государственных структурах в целом. Многие чиновники имеют непрофильное образование, а некоторые из них и вообще не имеют высшего образования. Непрофессионализм существенно сказывается на результатах работы, приводит к обилию нелепых ошибок. Поэтому необходимо нормативно регулировать обязательность определенного уровня и специализации образования для конкретных должностей. Первый шаг в этом направлении был сделан принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».95 Закон устанавливает основные квалификационные требования к ложностям гражданской службы (статья 12). Кроме того, закон устанавливает необходимость прохождения регулярной аттестации гражданских служащих (статья 48) и прохождения ими квалификационного экзамена (статья 49). Целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности, а квалификационный экзамен позволяет решить вопрос о присвоении чиновнику классного чина гражданской службы.
Кроме того, кардинальные изменения,
происходящие в Российском государстве
(связанные сначала с
На сегодняшний день существует множество трудностей в организации работы Пресс-службы Совета Федерации. Но наиболее существенные препятствия в работе Управления связаны со слабым нормативно-правовым регулированием этой деятельности. Успешная реализация общегосударственной информационной политики возможна лишь при условии хорошо налаженных связей с общественностью в рамках каждого органа государственной власти. Поэтому необходимо уделять большое внимание разработке нормативных актов, определяющих информационную политику не только на государственном уровне, но и на уровне конкретных организаций.
Заключение
Как мы видим, возрастание в современном мире значения информации, с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационных технологий – с другой, привело к кардинальным изменениям во всех сферах жизни общества. Как результат появилось такое понятие, как «информационное общество». Данный термин стал обозначать новый тип организации общественных отношений, основанный на приоритете знаний и информации, качественно новом уровне организации коммуникационных процессов.
Все эти предпосылки показали необходимость государственного регулирования информационной сферы. Переход к информационному обществу постепенно становится приоритетным направлением развития большинства государств. Информационная политика охватывает достаточно широкий спектр вопросов, и с развитием информационного общества этот перечень только увеличивается. Помимо организации информационного взаимодействия с обществом и другими государствами, властные структуры должны уделять внимание правовому регулированию информационной сферы, обеспечению информационной безопасности государства, государственных структур, общества и отдельных граждан, развитию информационной инфраструктуры, электронной торговли и многим другим вопросом.
На сегодняшний день в России, по мнению многих ученых и политиков, нет целенаправленной скоординированной информационной политики. Все усилия по налаживанию данной сферы носят разобщенный характер, как правило, это действия специалистов отдельных структур, не выходящие за рамки конкретной организации и никаким образом не связанные между собой.