- 4.9. Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание
нового поколения, отвечающего по своему
уровню развития и образу жизни условиям
информационного общества - основная перспективная
задача перехода к информационному обществу.
Ее всеобъемлющее решение потребует длительного
времени, не менее 10-15 лет, в течение которых
может быть разработана и реализована новая идеология непрерывного образования
на всех уровнях - от детского сада до обучения
и переподготовки взрослых - с разумным
сочетанием государственных и негосударственных
образовательных институтов. Необходимо
учесть, что в России имеется серьезный
задел в области применения информационных
и телекоммуникационных технологий в
высшей школе, однако совершенно недостаточны
работы по компьютеризации школ, особенно
в небольших городах и на селе. Важную
роль в информатизации образования должны
сыграть культурно-информационные центры,
электронные библиотеки и работа в Интернете.
- 4.10. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, ориентированной на массового потребителя, является одной из основных задач
развития информационной среды общества,
обеспечивает заинтересованность населения
в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального
развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе
перехода к информационному обществу.
Решение данной задачи позволит:
- непосредственно "довести" характерные черты информационного общества до каждого человека и вывести его на более высокий уровень информационной культуры и компьютерной
грамотности;
- обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
- при правильной государственной политике обеспечить поддержку отечественных производителей информационных
продуктов и услуг и занятие ими этого сектора рынка;
- решить ряд сложных проблем социального характера - телеработа, медицинская помощь на дому, организация досуга, электронная торговля, информационно-культурное обслуживание, в том числе инвалидов и т.д.
- 4.11. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским
культурно-историческим традициям, является
политической задачей, решение которой
должно обеспечить передачу новому поколению
всего многообразия российской культуры,
воспитания этого поколения в атмосфере
национальных духовных ценностей и идеалов,
максимально уменьшить негативное воздействие
на молодых людей англоязычной информационной
экспансии, культурно-оккупационного
характера Интернета. Должна быть оказана
всесторонняя поддержка организация мощного
русскоязычного сектора в Интернете. Все
это создаст предпосылки для преодоления
идеологического диктата и распространения
политического и духовного (влияния США
через современные коммуникационные сети
и системы.
5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО ПУТИ
- 5.1. Три указанные выше стратегические направления перехода должны быть ориентированы на формирование таких ценностных и поведенческих стереотипов поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим
традициям народов России, а с другой -
высоким требованиям цивилизационного
развития в XXI веке. Движение по выбранному
пути позволит создать новые виды деятельности,
сформировать новые типы социальных отношений,
усилить интеллектуальный, творческий
потенциал человека, приобщить его к мировым
культурным ценностям. Это особенно важно
для победы идеалов духовности и нравственности
в информационном пространстве современной
культуры, раздираемом конкурентной борьбой.
- 5.2. Благодаря глобализации аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность
небольшим сообществам или национальным
образованиям развивать свою культуру,
сохранять язык, формировать чувство духовного
единства.
- 5.3. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как
в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального
труда. Эти новые отношения (``сетевая"
культура, телеработа и др.). несмотря на
возрастание информационного давления
на человека, помогают технологически
и психологически решать главную задачу
- повышение эффективности любых видов
деятельности.
- 5.4. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, должно помочь получить престижную и более
высоко оплачиваемую работу, формировать
свой собственный культурных облик, досуг
и мир развлечений, в максимальной степени
развернуть личные способности. Дистанционное
образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.
6. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА
К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
- 6.1. Основные направления реализации предлагаемого пути перехода, должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества:
- создание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути;
- разработку и реализацию политических, социальных, экономических,
правовых, организационных и культурных
решений, обеспечивающих движение по выбранному
пути.
- 6.2. Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной
политики обеспечения перехода к информационному
обществу. Эти направления выбираются
на основе определения приоритетов и временных
горизонтов развития, входящих в них элементов,
учета тенденций их эволюции в развитых
странах, оценки исходного уровня (существующего
положения). Основное внимание следует
уделять складывающимся в России к настоящему
времени реальным экономическим, организационным
и правовым предпосылкам и условиям движения
к информационному обществу.
- 6.3. В технико-технологическое направление входят следующие компоненты:
- формирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, обеспечивающей реализацию процессов создания, хранения, распространения и использования информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных
сетей и систем, российских звеньев мировых
открытых сетей, сетей связи; центров обработки
информации различного назначения и т.д.);
- совершенствование и развитие системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и
банков данных, архивов, библиотек и музейных
хранений и т.п.);
- совершенствование и развитие вычислительных ресурсов (модернизация парка СВТ в целом и по типам ЭВМ, домашние компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение, система сервисного обслуживания
и т.п.);
- совершенствование и развитие телекоммуникационных ресурсов (линии и каналы связи всех видов, коммутационная техника, комплексы приемо-передающих систем и устройств, компьютерная телефония и т.п.);
- создание и развитие новых информационных,
компьютерных и телекоммуникационных
технологий, обеспечивающих реализацию
процессов сбора, накопления, хранения,
передачи и доставки информации, ее целостность,
доступность и конфиденциальность;
- совершенствование и развитие технической базы и технологий
средств массовой информации (компьютерная
техника для электронных и печатных изданий,
радио и ТВ-студий, приемо-передаюшие устройства
и т.п.).
- 6.4. В политическое, социально-экономическое и социально-культурное направление входят следующие компоненты:
- формирование и развитие единого информационно-культурного пространства как необходимого условия политического
и духовного объединения народов России
и вхождения страны в мировое информационное
сообщество как равноправного партнера,
расширения международного научного и
культурного сотрудничества;
- совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;
- совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического
климата в стране, благоприятного для
перехода к информационному обществу;
- совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве
оружия, информационного терроризма и
информационного криминала;
- укрепление и развитие экономического потенциала процессов формирования информационного общества (государственная поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных
продуктов и услуг;
- комплекс мер по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, в том числе в области налоговой, таможенной и кредитно-финансовой политики);
- формирование развитых информационных потребностей и
информационной культуры населения и
стимулирование платежеспособного спроса
на информационные продукты и услуги;
- государственная поддержка производителей и потребителей информационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда
и занятости, здравоохранения, социального
обеспечения, высшего и среднего образования,
дошкольного обучения, миграции населения,
культуры, быта и досуга и т.п.);
- развитие массовой домашней компьютеризации;
- государственная поддержка систем массовой подготовки
и переподготовки кадров для работы в
информационных и коммуникационных системах
нового поколения.
- 6.5. Программные решения и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация (политические и правовые
меры, экономические и технологические
решения) требует задания межведомственных
комплексных программ, подпрограмм и проектов,
а также коммерческих проектов, например,
по обеспечению безопасности, развитию
российской части Интернета, информационно-технологической
поддержке системы образования, коммуникационных
систем и сетей для населения и т.п.
Выделение второго
направления в целостную компоненту представляется необходимым,
так как реализация Концепции только за
счет технико-технологических проектов
при дополнении их отдельными
организационно-правовыми и экономическими механизмами,
как показывает весь предшествующий опыт
выполнения программ информатизации, не приводит
к успеху.
- 6.6. Оценка результатов движения к информационному обществу, достигнутых
на отдельных этапах перехода к информационному
обществу, строится на основе мониторинга
развития информационной среды с помощью
различных показателей. Некоторые из них
носят оценочный характер, другие получают
в процессе обработки статистических
данных. Самые общие показатели соотносятся
с параметрами социально-экономического
развития (показатели ВВП на душу населения,
доля затрат на образование в государственном
бюджете, параметры совокупного платежеспособного
спроса на информационные продукты и услуги,
размеры инвестиций в высокотехнологичные
отрасли, процент занятых в сфере обработки
информации и информационно-вычислительного
обслуживания и т.п.). Другая группа показателей
характеризует развитие непосредственно
технологического базиса информационного
общества и его отдельных составляющих.
Например, могут использоваться динамика
роста числа пользователей Интернета,
количество ЭВМ на 1000 жителей, количество
домашних компьютеров, количество русскоязычных
сайтов в Интернете, емкость информационного
рынка. Для этих же целей следует использовать традиционно
собираемые статистические данные по
количеству и типам баз данных, по количеству
действующих библиотек, культурно-информационных
и образовательных центров, оснащенных
компьютерной техникой, количеству абонентов
этих библиотек и центров, в том числе
в отдаленных регионах, количеству и типам
используемых каналов связи, количеству
и типам телекоммуникационных сетей и
подключенных к ним терминалов (в различных
разрезах: в стране в целом, по регионам
и областям, отраслям, организациям и предприятиям,
формам собственности и т.п.). Положительная
динамика этих индикаторов за год или
несколько лет в среднем на 10-20% будет свидетельствовать
о постоянном развитии технологического
базиса информационной среды. Должны быть
также оценены масштабы и глубина потребления
информационных и коммуникационных технологий,
информационных продуктов и услуг в различных
областях общественной жизни: в сфере
труда и занятости, образовании, здравоохранении,
социальной сфере, в организации быта
и досуга и др. Вместе взятые эти показатели
и индикаторы будут характеризовать последовательное
продвижение страны по выбранному пути
к информационному обществу.
7. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
- 7.1. Для всех трех основных направлений перехода к информационному обществу важным является решение следующих первоочередных задач государственной политики:
- Формирование общегосударственной Программы перехода России к информационному обществу высокого статуса и приоритета.
Программа должна иметь "рамочный"
характер и интегрировать в себе все другие
программы и проекты информатизации.
- Разработка Концепции нормативно-правового обеспечения процесса перехода, являющейся основой государственного воздействия на этот процесс. Концепция должна определять основные направления
и задачи совершенствования существующей системы информационного законодательства, в том числе в области авторского и смежных прав и охраны интеллектуальной собственности.
- Приоритетное развитие существующих
и создание новых специализированных
сетевых структур и технологий, построенных
на основе международных стандартов.
- Организация и развертывание широкой общественно-политической пропагандистской поддержки процесса перехода.
- 7.2. В области образования должны быть решены следующие задачи:
- Выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.).
- Создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных.
- Создание сети специализированных образовательных центров
регионального и городского подчинения,
а также центров подготовки и переподготовки
преподавателей и учителей, оснащенных
современными средствами информатизации.
- 7.3. В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации,
ориентированной на массового потребителя
должны быть решены следующие задачи:
- Разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами, общедоступных терминалов информационно-справочных
и консультативных систем социального
назначения.
- Разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки домашней компьютеризации.
- Создание экономических условий, облегчающих интеграцию государственных и негосударственных
структур в освоении и развитии рынка информационных и коммуникационных услуг для населения.
- 7.4. В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим
традициям, должны решаться следующие
задачи:
- Разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.
- Создание общедоступных баз и банков
данных в области гуманитарных и социальных
наук.
- Создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах, в больших и малых городах, в том числе и в странах ближнего зарубежья.
- Создание и развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов культурно-информационных центров
Приложение
№ 2
Концепция государственной
информационной политики Российской Федерации97
Одобрена
Постоянной палатой по государственной информационной
политике Политического консультативного
совета при Президенте Российской Федерации
Одобрена
Комитетом Государственной Думы
по информационной политике и связи
Федерального Собрания Российской Федерации
Рабочая
группа по разработке проекта Концепции:
Черешкин Д.С.,
Антопольский А.Б., Артамонов Г.Т.,
Артищев А.И., Бачило
И.Л., Иванов П.М.,
Кристальный Б.В.,
Лобач А.А., Матковский И.Н.,
Мелюхин И.С., Савостицкий
Ю.А., Смолян Г.Л.,
Цыгичко В.Н.
Рабочая
группа Комитета Государственной Думы по информационной
политике и связи:
Финько О.А.,
Волков Г.К., Волокитин А.В., Габидуллин
Р.Г., Кристальный Б.В., Курносов И.Н.,
Нестеров Ю.М., Цой В.Е., Черешкин Д.С.
Рабочая
группа Постоянной палаты по государственной
информационной политике Политического консультативного
совета при Президенте Российской Федерации:
Финько О.А.,
Арский Ю.М., Гусев А.В., Дегтярев В.А.,
Дьячков С.А., Субботин
Ю.А.
ВВЕДЕНИЕ
Цель Концепции
— определение целей, задач и
объектов государственной информационной
политики (ГИП), основных направлений
и механизмов ее реализации, результатов
воздействия ГИП на социально-экономическое,
политическое и культурное развитие России
в конце XX и начале будущего века.
Область применения
— конкретизация и уточнение
основных направлений деятельности органов государственной
власти по становлению информационного
общества в России, формированию Единого
информационного пространства России
и ее вхождению в мировое информационное
сообщество.
Исходные данные
для разработки Концепции — Конституция Российской Федерации, "Декларация
прав и свобод человека и гражданина",
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации,
федеральные законы "Об информации,
информатизации и защите информации",
"О средствах массовой информации",
"Об участии в международном информационном
обмене", "О связи", "О государственной
поддержке средств массовой информации
и книгоиздания в Российской Федерации",
"О государственной тайне", Гражданский
кодекс Российской Федерации, а также
другие законодательные акты, регулирующие
отношения субъектов в информационной
сфере, труды отечественных и зарубежных
ученых по проблемам построения информационного
общества и формирования информационно-телекоммуникационного
пространства, результаты аналитических
и прогнозных исследований процессов
информатизации в России.
* * *