Все вышесказанное
определяет возникновение и необходимость
решения сложной общественно значимой
задачи - создание социально-психологической
модели поведения члена информационного
общества, выявления "точек" и методов
воздействий, которые обеспечат нормальную
адаптацию и комфортное существование
человека в условиях информационного
общества, уменьшат противоречия между
поколениями.
Представляется,
что наиболее действенным образом
такое воздействие оказывает
система образования, которая должна
приучать ребенка, подростка и взрослого
к необходимости постоянных изменений
в образе жизни, к восприятию, следованию
и сохранению национальных традиций и
культурного наследства своей страны.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ
ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБЩЕСТВУ
В России за последние
7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического,
научно-технического и культурного развития,
которые можно рассматривать как предпосылки
перехода к информационному обществу.
К таким предпосылкам следует отнести:
- 1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали
сопоставимыми с традиционными (энергия,
сырье и т.д.) ресурсами.
Уже сегодня
объем продаж в России только средств
вычислительной техники и информатики
(в основном ПЭВМ и периферии) достигает
величины более одного миллиона штук в год и оценивается,
примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает
мировой опыт стоимость продаж программного
продукта, обычно равна или несколько
больше затрат на технику, а затраты на
персональные средства связи, аудио и
видеоаппаратуру обычно соизмеримы с
затратами на средства вычислительной
техники. Эти минимальные приближенные
оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов,
что составит порядка 5% ВВП России в 1997г.
Эта величина суммарных затрат на информацию
уже имеет макроэкономическую значимость
и характеризует рост использования ресурса
"информация".
- 1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на
российском рынке, достигает 5-7,5 млрд.
долл/год.
- 1.3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных
информационных сетей и непрерывно увеличивается
число абонентов мировых открытых сетей.
Количество российских пользователей
Интернета приближается к миллиону. Интенсивно
расширяется национальная сеть связи,
использующая спутниковые каналы. Успешно
осуществляется телефонизация страны
и стремительно растет рынок средств мобильной
связи.
- 1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.
- 1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному
обществу с политической и экономической
точек зрения. Об этом свидетельствует
широкий общественный резонанс Концепции
государственной информационной политики,
которая может рассматриваться как политика
обеспечения начального этапа перехода
России к информационному обществу.
- 1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи,
активно используемыми сотнями тысяч
сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров
и т.д.
- 1.7. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие
информационно-технологического базиса
обеспечение процессов перехода.
2. ЦЕЛЬ
КОНЦЕПЦИИ
Целью
настоящей Концепции является определение российского
пути перехода (или построения) информационного
общества, основных условий, положений
и приоритетов государственной информационной
политики, обеспечивающих его реализацию.
В Концепции формулируются политические,
социально-экономические, культурные
и технико-технологические предпосылки
и условия этого перехода и обосновывается
специфика российского пути к информационному
обществу.
3. БАЗОВЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
- 3.1. Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества
жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
- 3.2. В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей
социальной, политической и духовной жизни,
как фактор интеграции общественного
сознания вокруг непреходящих гуманистических
ценностей и национально-исторических
традиций народов России, наконец, как
инструмент укрепления федеративного
государства и социально-экономического
выравнивания уровня жизни в регионах
страны.
- 3.3. Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной
на знаниях, а не на расширяющемся потреблении
природных ресурсов, сокращению отходов
производства, решению экологических
проблем, приобщению к благам техногенной
цивилизации.
- 3.4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода
к информационному обществу за счет:
- координации деятельности различных
участников этого процесса;
- развития институтов демократии на всей территории страны, обеспечения, всеми возможными правовыми мерами, соблюдения прав граждан в условиях информационного общества и формирования информационно открытого общества;
- сохранения в своих руках политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующие "правила игры" для участников этого процесса;
- создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форми методов административного регулирования,
способствующих притоку инвестиций и
развитию справедливой конкуренции;
- привлечения к активному участию в процессе перехода частного сектора экономики;
- предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в
развитии производства и отечественного
рынка информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг. В условиях
отсутствия у государства мощных финансовых
рычагов, способных обеспечить процессы
перехода к информационному обществу,
основными средствами государственного
регулирования и контроля за процессами
перехода остаются законодательная и
нормативно-правовая базы, регулирующие
информационные отношения в обществе.
- 3.5. На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования,
здравоохранения, социального обеспечения
и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные
финансовые ресурсы будут поступать от
населения в виде оплаты предоставляемых
информационных и коммуникационных услуг
и услуг связи.
- 3.6. Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества
и личности. С этой целью оно:
- ведет борьбу с монополизмом и осуществляет
контроль за концентрацией собственности в
СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
- юридически и технологически обеспечивает права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантирует гражданам
предоставление постоянно расширяющегося
набора информационных услуг (телефонная
связь, электронная почта, мультимедийное
образование и др.);
- гарантирует свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;
- принимает меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, противостоит информационно-культурной экспансии других стран, осуществляемой через СМИ и открытые информационные сети, способствует сохранению языковой и культурной самобытности, вырабатывает
государственную политику по развитию
российской части Интернета;
- обеспечивает широкое использование телемедицины для населения отдаленных регионов;
- осуществляет и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога власти и граждан.
- 3.7. Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта
для всех и предоставляться постоянно
с гарантией достоверности и полноты.
Основная, первичная информация предоставляется
населению бесплатно. Если требуется дополнительная
обработка, должна устанавливаться разумная
цена, включающая стоимость подготовки
и передачи информации и небольшую прибыль.
При определении стоимости услуг по передаче
информации принимается в расчет характер
ее использования потребителем.
- 3.8. Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного
сообщества. Должно быть обеспечено активное
участие России в международном разделении
труда на мировом рынке информационно-коммуникационных
средств, продуктов и услуг, в разработке
международных стандартов и правовых
положений в этой области, в реализации
международных проектов и программ информатизации.
Необходимо сотрудничество с международными
организациями, прежде всего с Советом
Европы, при формировании рынков аудиовизуальной
и деловой информации, развитии рынка
телекоммуникаций.
- 3.9. Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной
и личной безопасности, порождаемые движением
к информационному обществу. Речь идет
о подготовке и принятии широкомасштабных
международно-правовых соглашений, ставящих
под контроль производство и распространение
информационных технологий в качестве
оружия, о координации деятельности в
сфере борьбы с информационным терроризмом
и компьютерными преступлениями, о действенных
мерах зашиты информационных ресурсов,
составляющих национальное достояние,
интеллектуальной собственности и авторских
прав на материалы, распространяемые по
мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены
возможности контроля за распространением
по Интернету непристойной и оскорбляющей
общественную нравственность информации,
недобросовестной рекламы, мошеннических
операций и прочих материалов, оказывающих
негативное воздействие на физическое,
психическое и моральной здоровье людей.
- 3.10. Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода,
как и возможные программы ее реализации
должны иметь интегрирующий характер,
объединять различные ведомственные и
коммерческих проекты. Стратегия должна
иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации
усилий всех участников процесса перехода.
- 3.11. Необходимо смешение центра тяжести процессов
перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации
по всем направлениям и созданию условий
на местах для перехода к информационному
обществу.
- 3.12. Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные
мероприятия должны быть понятны населению,
социальная направленность перехода должна
быть разъяснена, необходимость движения
к информационному обществу должна быть
обоснована и доведена через СМИ до граждан
страны.
- 3.13. Основные направления процесса перехода связаны с созданием развитой информационной
среды общества, рассматриваемой как совокупность
технико-технологических, социально-политических,
экономических и социально-культурных
компонентов, факторов и условий, при которых
информация и знания становятся реальным
и эффективным ресурсом социально-экономического
и духовного развития России.
Для формирования
развитой информационной среды общества
должны рассматриваться решения, связанные
с:
- развитием и модернизацией существующей технико-технологической базы перехода - информационно-коммуникационной
инфраструктуры, информационно-коммуникационных
технологий и средств их реализации, индустрии
производства и распространения информационных
продуктов и услуг;
- разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению процесса перехода к информационному
обществу.
- 3.14. Переход к информационному обществу - это длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изменением
(приращением) системы индикаторов на
макро- и микроуровнях, характеризующих
динамику развития тех или иных составляющих
информационной среды.
4. ОСОБЕННОСТИ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕХОДА
РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
- 4.2 Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других
государств, ее сегодняшними политическими,
социально-экономическим и социально-культурными
особенностями. К таким особенностям следует отнести:
- нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро
и эффективно решать экономические и организационные
проблемы обеспечения перехода к информационному
обществу, рассчитанного на длительную
перспективу;
- возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возрастание степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации;
- экономические условия, характерные для переходной экономики России:
- отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов,
реализующих стратегию перехода к информационному
обществу, существенное падение объемов
производства и прежде всего в высокотехнологичных
отраслях, общий застой в экономической
деятельности и значительное снижение
уровня жизни населения;
- снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения общества в целом в общественно значимой политической, экономической и социальной информации, в том числе порождаемой государственными и негосударственными
организациями;
- недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие
у государства средств для их модернизации и расширения;
- вялое проведение рыночных реформ в экономики страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг,
- предельно высокий уровень монополизации средств массовой
информации, слабая подконтрольность
обществу системы формирования общественного
сознания;
- опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи каналы передачи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т.д.
- и индустрии предоставления информационных
услуг;
- наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
- сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.
- 4.2. Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет
происходить переход России к информационному
обществу, существенно отличаются от условий,
характерных для развитых стран и, следовательно,
требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный
мировой опыт. Этот опыт показывает, что
каждая страна движется к информационному
обществу своим путем от начального рубежа,
определяемым сложившимися политическими,
социально-экономическими и культурными
условиями.
- 4.3. В США, ЕС, Японии:
- Имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный
рост информационных потребностей и платежеспособный
спрос на информационные продукты и услуги,
имеется мощный средний класс, являющийся
основным потребителем информационных
услуг. Экономики этих стран располагают
свободными средствами для поддержки
процессов информатизации и развития
информационно-коммуникационной инфраструктуры,
существует государственные стратегии
и программы в построения в этих странах
информационного общества - в России всего этого практически нет.
- Практически закончены процессы переструктуризации промышленного производства и перехода от ресурсоемкого (сырье, энергия, труд) к наукоемкому производству - в России этого сегодня не происходит.
- Уровень информатизации систем управления разного уровня и принадлежности (государственные,
коммерческие, муниципальные и др.) достаточно
высок - в России такой уровень в масштабе страны будет достигнут еще нескоро.
- Имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, высокий уровень
информационной культуры населения, сложившейся
системы компьютерного образования, домашней
компьютеризации, использования сети
Интернет - в России это все еще находится в начальном состоянии.
Однако:
- Еще и сегодня в России одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный потенциал в области информатики, имеются
интересные теоретические разработки
мирового уровня.
- Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой, что открывает большие возможности
наполнить российским содержанием предоставляемые населению информационные
продукты и услуги.
- Развитие российских телекоммуникаций всех видов идет опережающими темпами
по сравнению с другими областями экономической
деятельности, что позволяет рассчитывать
на успешное формирование инфраструктуры
предоставления населению информационных
и коммуникационных услуг.
- 4.4. Переход к информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших
материальных затрат на формирование
и развитие информационной среды, развитие
индустрии информационных услуг и "доведение" их до каждого члена общества. Сегодня,
например, США вложили и продолжают вкладывать
в развитие этой индустрии до 10% своего
ВВП, но и получают за счет этого более
25% своего ВВП. Примерно такие же объемы
характерны и для других развитых стран. Россия едва ли может быть исключением.
- 4.5. Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.
Первый
вариант - повторение того пути, который уже пройден
или проходится другими странами, в основном,
европейскими. Он требует значительных
капиталовложений, достаточно короткий
по времени (не более 7-10 лет до выхода на
среднеевропейский уровень информатизации
при условии 2-3% темпа экономического роста).
Скорость движения по такому варианту
будет обеспечиваться выделенными средствами
(не менее 5-7% ВВП). Кроме того, этот путь
будет требовать существенного изменения российского
менталитета и переориентации общественного
сознания на цели* приоритеты и направления
развития, свойственные американскому
или европейскому образу жизни. Второй вариант
- нахождение пути, ориентированного на
чисто российские критерии и характеристики
качества жизни, социально-культурные
особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических
условиях лишь минимальных капиталовложений
со стороны государства. Этот путь нетрадиционный,
неапробированный. Однако он требует
хотя бы минимальных темпов экономического
роста, политической стабильности в обществе и политической воли
исполнительной и законодательной власти,
поставившей перед обществом задачу перехода
к информационному обществу как задачу
высокого приоритета.
- 4.6. Для реализации первого пути требуется получить основные объемы
инвестиций из зарубежных источников
или от отечественных коммерческих структур
и населения. Оба варианта не реальны -
сегодня и в обозримом будущем никто такие
средства не даст, т.к. уверенности в их
возврате у зарубежных кредиторов нет,
да и "выращивать" за собственные
деньги конкурента никто не будет. Получить
средства от собственных коммерческих
структур и населения в ближайшие годы
не представляется возможным - для этого
необходимы существенно более высокий
уровень развития этих структур, заметное
оживление рыночных преобразований и
повышения качества жизни населения. Следовательно, приемлем только второй путь.
- 4.7. Основой российского пути должны явиться:
- информатизация всей системы общего и специального
образования - от детского сада до окончания
высшей школы и последующих форм подготовки
и переподготовки специалистов; повышение
роли квалификации, профессионализма
и способностей к творчеству как важнейших
характеристик человеческого потенциала;
- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе
домашней компьютеризации, ориентированной
на массового потребителя;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация
мощного русскоязычного сектора в Интернете.
- 4.8. Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление
институтов гражданского общества, реальное
обеспечение права граждан на свободное
получение, распространение и использование
информации, расширение возможностей
саморазвития личности.
В итоге Россия
может выступить как носитель
специфической модели цивилизационного
развития, во многом корректирующей
западный эталон. Историческая преемственность,
национальная идентичность, восстановление
нравственного сознания, образование
единого духовного пространства страны
- таковы основные особенности выбираемого
пути России к информационному обществу.
Движение по этому пути, особенно на первых
этапах, требует широкой общественной
поддержки, глубокого осознания целей
перехода к информационному обществу
и политических, экономических, социальных
и культурных преимуществ, которые предоставляет
населению жизнь в информационном мире.
Для этой поддержки должны быть скоординированы
усилия многих специалистов - гуманитариев
по формированию облика гражданина информационного
мира, модели его жизнедеятельности. Эта
поддержка должна получить самое широкое
пропагандистское обеспечение во всех
печатных и электронных СМИ.