Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Одним из важнейших  показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителям Россия отстает от развитых стран мира.

Причины этого  весьма разнообразны:

  • коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;
  • многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
  • части электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;
  • многие владельцы ресурсов не имеют возможностей для придания своим ресурсам товарной формы.

Исходя из все  возрастающей роли ИР в развитии страны основная цель ГИП по отношению к  информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий  и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности.

Основными направлениями ГИП в этой области должны быть:

  • разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления ИР и механизмов реализации имеющихся правовых положений;
  • разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования государственных ИР;
  • разработка и реализация финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию ИР;
  • создание государственной системы мониторинга состояния ИР;
  • разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий ИР, в том числе научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.

Первоочередными мероприятиями ГИП в области формирования, развития и использования ИР должны быть:

  • анализ существующего законодательства, касающегося различных аспектов формирования, развития и использования ИР с целью выработки рекомендаций по согласованию положений различных законов и определению необходимых дополнений в законодательство;
  • создание эффективной системы учета ИР, созданных за счет госбюджета и находящихся в ведении учреждений и предприятий;
  • разработка и реализация системы управления государственными ИР по отдельным категориям.
  • Информационные ресурсы страны — это капитал общества и государства. Следует иметь в виду, что задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого использования национальных информационных ресурсов следует отнести к задачам общегосударственного значения.

Государство должно располагать инструментом, позволяющим достоверно оценивать информационный капитал общества и на этой основе осуществлять регулирующие и контролирующие функции в социально-экономической сфере в целом и в сфере информационной деятельности в частности.

2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

Для России как  страны с переходной экономикой чрезвычайно  важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения устойчивого  развития является укрепление всех типов  инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства и как следствие эффективного единого социально-экономического пространства России как целостного федеративного государства, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

Россия сегодня  не имеет достаточных средств  и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Особого внимания заслуживает в этой связи развитие сектора информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь населению.

Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельные разделы законодательства), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;
  • создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;
  • стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;
  • защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
  • реализация на основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов (согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание и эксплуатацию.

2.3. Информационные  и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

Формирование  информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.

Условно будем  называть этот комплекс технологиями информатизации и связи (ТИС) как  совокупность программных, технических  и организационно-экономических  средств, объединенных структурно и  функционально для решения той или иной задачи, для повышения эффективности функционирования социально-экономических объектов или структур, будь то производство, система государственного управления или рынок.

ТИС являются системообразующим  элементом информационного пространства, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса.

При рассмотрении перспектив развития в России технологического компонента информационного пространства необходимо учитывать следующее:

  • срок замены существующих технологий на новые, более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3—5 лет с тенденцией уменьшения до 2—3;
  • ТИС являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства;
  • преимущественными темпами в мире развиваются различные сетевые технологии, т. е. ориентированные на постоянное использование и работу пользователя в компьютерных сетях, и технологии интеграции отдельных устройств и технологий в единый функциональный комплекс (технологии открытых систем);
  • отечественный рынок ТИС захвачен продукцией мировых зарубежных производителей, в большинстве американских; реально можно говорить только о перспективе появления на рынке отечественных прикладных, наукоемких обеспечивающих ТИС;
  • российский рынок ТИС ориентирован исключительно на технические средства зарубежного производства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.

Основными направлениями политики в этой области должны быть:

  • селективная государственная поддержка приоритетных отечественных ТИС;
  • открытое конкурсное размещение госзаказов на новые ТИС при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор ТИС при реализации государственных проектов информатизации;
  • поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественных ТИС;
  • стимулирование использования ТИС отечественной разработки при их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;
  • широкое использование передовых зарубежных ТИС.

Первоочередными мероприятиями для реализации указанных направлений ГИП должны быть:

  • разработка и принятие системы критериев отбора ТИС, которым должна быть оказана государством селективная поддержка;
  • разработка и реализация системы проведения открытых конкурсов на ТИС, которые необходимо использовать в финансируемых государством проектах и программах;
  • выделение перспективных научных разработок в области ТИС и обеспечение их бюджетного финансирования;
  • определение мер и процедур внебюджетного стимулирования отечественных разработчиков и производителей конкурентоспособных ТИС.

Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия ГИП  по отношению к так называемым двойным технологиям, т. е. информационно-телекоммуникационным технологиям и технологиям связи, которые применяются как в гражданских, так и в военных системах.

2.4. Производство  и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

2.4.1. Научно-технический и производственный  потенциал информатизации, телекоммуникаций  и связи

Развитие информационного  пространства требует наличия в  стране необходимого научно-производственного  потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.

Научно-технический  и производственный потенциал включает в себя:

  • научные учреждения Российской академии наук и различных ведомств;
  • государственные и негосударственные организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блоки и устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации;
  • предприятия — производители техники;
  • систему эксплуатационной поддержки функционирования техники и каналов связи.

Основная цель ГИП по отношению к научно-техническому потенциалу — оказание (в различных  формах) государственной поддержки  развитию отечественных организаций  и предприятий, обеспечивающих технологическую независимость формирования информационной среды России.

Состав конкретных мероприятий ГИП на ближайшую  перспективу (2000—2003 гг.) различается  для составляющих потенциала и определяется их сегодняшним состоянием.

Научный потенциал. Значительная часть научной базы развития информатизации, телекоммуникаций и связи, сосредоточенная ранее в учреждениях Академии наук СССР и вузах, осталась в России. Достаточно высокий уровень фундаментальной науки еще пытаются сохранить при поддержке грантов различных отечественных и зарубежных фондов. Происходит деградация этого потенциала, отток наиболее способных ученых, в основном молодых, в коммерческие структуры и за рубеж.

Более сложное  положение имеет место в отраслевой науке, ранее ориентировавшейся  на потребности ведомств. Сегодня большинство отраслевых научных учреждений практически не функционирует, ранее накопленный потенциал быстро теряется.

Основные мероприятия  ГИП для научной составляющей научно-технического потенциала должны быть связаны с селективной поддержкой тех направлений исследований, которые ориентированы на качественные прорывы в отдельных направлениях (например, архитектуры многопроцессорных вычислительных систем, организация вычислительного процесса, системы искусственного интеллекта и т. п.) и получение практических результатов мирового уровня (нейрокомпьютинг, открытые системы и т. п.).

Опытно-конструкторские  работы (ОКР). Мероприятия ГИП для сферы ОКР должны быть направлены на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий и их адаптацию к рыночной экономике.

По отношению  к коммерческим структурам этого  сектора ГИП должна обеспечивать преференции отечественным разработчикам  за счет соответствующей подготовки и проведения открытых конкурсов  как на государственные заказы, так и на заказы предприятий и организаций.

Производственный  потенциал. Распад СССР и образование на его территории независимых государств привел и к распаду единой производственной базы создания средств вычислительной и телекоммуникационной техники. В настоящее время Россия обладает не более 25—30% того производственного потенциала, который имел СССР.

В этих условиях задачей ГИП на перспективу должен быть поиск путей (в основном инвестиций) для создания базы развития отечественного производственного потенциала. Это позволит в перспективе избавиться от жестокой зависимости от иностранных производителей, в особенности в стратегических отраслях, а также создать значительное количество рабочих мест.

Для этой части  потенциала основной задачей ГИП  является разработка мероприятий, направленных на стимулирование предприятий независимо от форм собственности — открытые конкурсы на государственные заказы с условиями, обеспечивающими приоритетность применения отечественной продукции, льготное кредитование при выигрыше конкурса и т. п. В особенности это должно касаться производства технических средств оборонного применения и для жизненно важных организационно-технических систем (например, единая энергосистема, управление атомной энергетикой и т. п.). Эти предприятия должны иметь приоритет.

Все вышесказанное  позволяет сформулировать основные направления ГИП в развитии научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи:

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества