Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Важной является также проблема информирования населения  о деятельности органов власти и  управления. Необходимо обеспечение  доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающих посредниками между властными структурами и населением.

Нельзя забывать, что СМИ — не только объект информационной политики, но и активный субъект  ее. Это инструмент не только государственного, но еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества.

На основе перечисленных  концептуальных положений и с  учетом накопленного в этой области  опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:

  • разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение;
  • скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.

2.6. Информационное  право

Информационная  среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни.

Глобализация  открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка  информационных технологий, продуктов  и услуг, формирование международного информационного пространства создают  предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права  и механизмы их реализации. В контексте  ГИП речь идет о правах граждан, юридических  лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Основные  положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:

  • государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
  • государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативно-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;
  • ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;
  • ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;
  • государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;
  • государство обеспечивает предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствует доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

В настоящее  время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в российском обществе развивается. Однако действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с существенными трудностями.

Относительно  тонкий слой законов в области  связи, телекоммуникаций, информации и  информатизации позволяет говорить лишь о начале формирования отрасли информационного законодательства в РФ, и необходимо отметить его неравномерное и несбалансированное развитие за последние пять лет.

Действующие федеральные  законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О связи", "О средствах массовой информации" заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений.

Эти законы являются базовыми для формирования на их основе законов и других нормативных  актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе, что и  реализуется на практике. При этом совершенствуются и сами названные базовые законы.

Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать  прежде всего формирование правового  статуса всех субъектов в системе  информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждан, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации.

Реализация  правовой компоненты ГИП может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.

Первоочередными мероприятиями ГИП являются:

  • анализ процессов развития информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения;
  • разработка концепции развития информационного законодательства;
  • анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.

2.7. Системы  обеспечения информационной безопасности

Государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.

Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Новой проблемой, требующей тщательного анализа  и постоянного внимания, является информационная защита в связи с широким внедрением международного информационного обмена по сетям типа Интернет. Не меньшего внимания заслуживают проблемы, связанные с возможностями использования средств информационно-психологического воздействия. Это — область потенциальных угроз личной и общественной безопасности.

Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

  • учет требований информационной безопасности (ИБ) при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий;
  • согласование разрабатываемой нормативно-правовой базы развития информационного общества и обеспечения ИБ;
  • тесное взаимодействие мероприятий ГИП с мероприятиями, проводимыми в рамках государственной политики обеспечения ИБ;
  • выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования России в международные телекоммуникационные сети;
  • выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ.

В рамках перечисленных  направлений ГИП в качестве первоочередных мероприятий необходимо:

  • провести анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки;
  • выработать общие принципы и рекомендации по проведению согласованной политики по закупкам зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использованию в стратегически важных областях.

2.8. Взаимодействие  информационно-телекоммуникационной  инфраструктуры России с глобальными  информационными сетями

Решение задачи участия России в мировых открытых сетях должно основываться на следующих положениях.

На исходе XX века Россия не может оставаться в  стороне от мирового научно-технического развития, технологическую основу которого составляют глобальные информационные сети. Будущее России существенно  зависит от того, насколько эффективным будет участие страны в этих сетях. Сегодня перед страной вполне конкретно стоит проблема реального включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира — сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Чтобы политика участия страны в мировых открытых сетях была действенной, необходимы:

  • обязательное активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
  • постепенность (этапность) вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;
  • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям.

Для реализации рассмотренных положений в рамках ГИП должны быть выполнены следующие  мероприятия:

  • организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах информационного обмена по международным сетям;
  • создание организационной структуры для слежения за ситуацией в области безопасности трансграничного информационного обмена, координации мер министерств и ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности, а также по организации международного сотрудничества по этим вопросам;
  • разработка национальных стандартов информационного обмена и защиты информации, совместимых с международными;
  • организация системы комплексной подготовки массовых пользователей к работе в глобальных информационных сетях, охватывающей обучение пользователей, повышение квалификации специалистов по телекоммуникациям, распространение информации о мировых сетях и пр.;
  • разработка национального законодательства, устанавливающего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, процедуры контроля за соблюдением этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей и перечень информации, не подлежащей передаче по этим сетям;
  • активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования глобальных открытых информационных сетей.

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ  
НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Государственная информационная политика — неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики Российского государства. Достижения или провалы информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства.

1. В области геополитики, безопасности и международных отношений рациональная и действенная государственная информационная политика должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта роль позволит России оказаться в числе государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономическое и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества