Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  • поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня в области информатики и связи;
  • поддержка продвижения конечных программно-технических продуктов отечественной разработки и производства на мировой рынок;
  • разработка и реализация процедур проведения открытых конкурсов на разработку информационных и телекоммуникационных систем и систем связи для государственных заказчиков;
  • обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей по выполнению государственных заказов для создания и модернизации информационно-телекоммуникационных систем с четким приоритетом отечественных;
  • регулярное проведение оценки состояния подотраслей информационной сферы;
  • сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей, в особенности в области создания и адаптации технологий двойного применения;
  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научных кадров и кадров разработчиков и производителей различных средств информатизации и связи.

К числу первоочередных мероприятий должны быть отнесены:

  • разработка критериев отбора перспективных разработок;
  • разработка правовых положений по совершенствованию порядка сертификации продукции разработчиков и производителей отечественных программных и технических средств:
  • разработка положений о льготах разработчикам и производителям наукоемкой программно-технической отечественной продукции, поставляющим ее на мировой рынок.

2.4.2. Рынок информации, информационных  технологий, средств, продуктов и  услуг

В настоящее  время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов  и услуг (далее — информационный рынок) является одним из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных.

Первая и  основная особенность российского информационного рынка — это то, что государство пока еще играет на нем пассивную роль. Оно практически никак не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет решать основную задачу государства в рыночной экономике — обеспечивать стабильность национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.

Вторая особенность  — неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка  по традиции идет от центра к регионам.

Третья особенность  — государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.

Слабость правового  регулирования информационного  рынка также накладывает серьезные  ограничения на его развитие.

Все эти особенности  позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскому  информационному рынку — создание и эффективное применение такой  нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителя информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

По оценкам  западных и отечественных экспертов  прогнозируется рост российского информационного рынка до 8,55 млрд долларов к 2000 г. В настоящее время в России на 100 служащих приходится 4 персональных компьютера. В то же время в среднем по Западной Европе этот показатель равен 72. Таким образом, верхняя предельная оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет 21—28 млн штук.

На российском информационном рынке наблюдаются  следующие основные тенденции, развитие которых определит его состояние  в начале следующего века:

  • основную массу приобретаемых персональных компьютеров составляют машины нового поколения (на базе процессора Pentium), которые закупают финансово состоятельные организации, в том числе государственные;
  • ранее приобретенные модели компьютеров в центре выбывают и в своем большинстве направляются в региональные филиалы предприятий и фирм или раздаются сотрудникам предприятия (фирмы) на бесплатной или компенсационной основе для личного пользования в семье;
  • наряду с приобретением новых компьютеров активно развивается индустрия модернизации имеющихся IBM-совместимых компьютеров;
  • происходит усиление российской базы производства компьютеров за счет активного развития производства по сборке компьютеров в России из импортных комплектующих;
  • происходит интенсивное развитие программного обеспечения (ПО) для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;
  • наблюдается процесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработок информационных технологий;
  • происходит активное привлечение новых групп пользователей ЭВМ, не имеющих базового образования и навыков работы и использующих компьютер дома;
  • ожидается, что доля домашних компьютеров возрастет и будет составлять от 40 до 70% в общем объеме парка (в зависимости от роста уровня жизни населения);
  • быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, в том числе в Интернет;
  • несмотря на принимаемые государством правовые и организационные меры процессы нелегального копирования и использования программ будут по-прежнему приносить существенные убытки разработчикам и после 2000 г.

В целом можно  говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского  информационного рынка, однако реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.

Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие  и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволят стимулировать отечественных производителей.

Исходя из вышесказанного основные направления ГИП по отношению  к российскому информационному  рынку должны обеспечивать:

  • разработку и действенность нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;
  • выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям;
  • повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;
  • продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.

В рамках указанных  направлений первоочередными мероприятиями  ГИП должны быть:

разработка  стратегии поведения государства  на информационном рынке России в  соответствии с общей экономической  политикой, в том числе приоритетного развития сферы потребления информационных продуктов и услуг, в особенности в перспективных областях: телеработе, телемедицине, телеобразовании и т. п.;

разработка  комплекса нормативно-правовых положений  и механизмов, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

2.4.3. Домашняя компьютеризация

В настоящее  время в России созданы основные технологические предпосылки для  массовой компьютеризации. Это —  быстрое развитие различного типа линий  и каналов связи, разветвленных  телекоммуникационных сетей, возможности реализации широкого спектра сетевых услуг как для организаций, так и для отдельных граждан. Можно считать, что Россия завершает первый этап подготовки к вступлению в мировое информационное сообщество, в реализации которого ведущую роль играет Президентская программа "Народный телефон".

Следующим этапом должна явиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом может  изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг. Сегодня домашние компьютеры составляют не более 5—7% от компьютерного парка страны. Спрос на них постоянно растет не только в столице, больших городах, но и на периферии.

Государственная информационная политика в части  развития массовой домашней компьютеризации должна быть направлена на:

  • создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров;
  • дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
  • ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения;
  • государственную поддержку отечественных производителей информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации.

В качестве первоочередного  мероприятия по реализации этих направлений  следует разработать соответствующую  государственную программу.

2.5. Политика  в области массовой информации

Переход к информационному  обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и  общественной жизни. В контексте  информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.

Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обусловливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. СМИ — действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.

В настоящее  время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к  информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой  гражданина и общества от ложной и  недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.

Решение этих проблем  может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократическое развитие российского общества и государства.

Основными направлениями ГИП, реализующими указанный путь развития, должны быть:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т. п.);
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

Основной  задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ.

В этом случае СМИ  реально смогут служить механизмом организации отношений между  населением и социальными институтами  общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Должны быть созданы такие организационные, правовые, экономические и технологические  условия, при которых СМИ будут  эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать все уже существующее и перспективное законодательство, другие нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, обеспечивающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания и недопустимость введения политической цензуры.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества