Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа
Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.
Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75
Данная Концепция разработана по инициативе Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.
На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2—3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности.
С начала 90-х
годов формулируются и
Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.
Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Формирование
информационного общества опирается
на новейшие информационные, телекоммуникационные
технологии и технологии связи. Именно
новые технологии привели к бурному
распространению глобальных информационных сетей,
прежде всего Интернета, открывающего
принципиально новые возможности международного
информационного обмена. Перспективные
информационные и телекоммуникационные
технологии многократно усиливают воздействия
электронных СМИ на социально-политическую
и культурную жизнь миллионов людей на
всех континентах. Формирование информационного
общества концептуально и практически
означает формирование мирового информационного
пространства. При этом Россия как субъект
геополитики, государство, обладающее
развитой информационно-
В рамках государственной
информационной политики должны быть
заложены основы для решения таких
крупных задач, как формирование
единого информационного
Необходимость
решения столь масштабных задач
требует эффективного управления всеми видами информационных
ресурсов, элементами информационно-
На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра — высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация ГИП в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.
Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.
Государственная
информационная политика по своей сути
должна отражать и учитывать множество
интересов граждан, общественных организаций
и движений, федеральных, региональных
и муниципальных органов
1. ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.
Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.
Основой этого
перехода является создание единого
информационно-
Основными задачами ГИП являются:
Основным средством,
обеспечивающим функционирование инфраструктуры
и взаимодействие субъектов единого
информационно-
Достижение
целей ГИП требует развития и
совершенствования системы
Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.
Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.
Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:
Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.
Все цивилизованные
государства рассматривают
Достижение главной стратегической цели ГИП — обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.
ГИП должна опираться на следующие базовые принципы:
1. Принцип открытости политики — все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.
2. Принцип равенства
интересов — политика в равной
степени учитывает интересы
3. Принцип системности
— при реализации принятых
решений по изменению
4. Принцип приоритетности
отечественного производителя —
5. Принцип социальной
ориентации — основные
6. Принцип государственной
поддержки — мероприятия
7. Принцип приоритетности
права — развитие и применение
правовых и экономических
2. ОСНОВНЫЕ
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
2.1. Информационные ресурсы
Количество, качество и доступность информационных ресурсов (ИР) уже сейчас во многом определяют уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.
ИР России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т. п. Число зарегистрированных российских баз данных (без учета их тиражирования и модификации) на середину 1998 г. превысило 3,3 тыс. В стране более 150 тыс. библиотек объемом более 6 650 млн ед. хран. , более 1 млн архивных фондов объемом более 2 240 млн ед. хран. на различных носителях. Имеется более 30 информационных фондов органов НТИ федерального уровня, 69 региональных центров НТИ. Предоставляют услуги централизованные фонды правовой информации объемом более 2,6 млн экз. документов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернет (в августе 1998 г. — свыше 10 тыс.).
В целом потенциал ИР России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире.