Западная философия 19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

Работа содержит 1 файл

Западная философия 19 век.docx

— 109.89 Кб (Скачать)

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕК

 

Введение. 
 
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности. 
 
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.  
 
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: 
 
1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX века рассматривалась только в негативном свете. 
 
2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. 
 
3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху. 
 
4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни. 
Отсюда: 
 
Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.

 

 

 
  Вопрос 1.

Культура XIX  и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

 

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

 

Особенностями классической философии XIX века является: 
-вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории) 
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс 
-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»). 
-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы. 

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды». 
 
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».

 

Философия XIX века включает в себя различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение — позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

 

Влияние прошлой эпохи  Просвещения

В последней  трети XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние  наиболее существенно для последующей  философии, можно выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.

В бурные 1789—1815 гг. европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений.

 

Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениямиКанта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха[1].

 

Немецкая классическая философия  впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования.Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн  Готлиб Фихте


Основная статья: Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в  развитии немецкой классической философии  занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические  воззрения. Считал, что для успешного  сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

[править]Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг


Основная статья: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления  его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался  объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько  одновременных ступеней. Природа  по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как  субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

[править]Георг Вильгельм Фридрих Гегель


Основная статья: Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место  в немецкой классической философии  занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием  проблемы разума в истории. Преследуя  свои цели, говорил Гегель, человек  по дороге создает нечто, от этих целей  не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

[править]Людвиг Фейербах


Основная статья: Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области  взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственнуюлюбовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

 

 

Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

История


Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура.[источник не указан 656 днейВ более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.

 

 

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

Общая характеристика


Традиционно считается[1], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости,
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм)
  • учение о диктатуре пролетариата[2].

Часто принято разделять:

  • Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
  • Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
  • Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

Экзистенциализм

Основная статья: Экзистенциализм

Экзистенциализм как философское  направление ХХ века имеет предшественников: Кьеркегор и Ницше. В середине XIX века философия в Европе почти целиком занималась абстрактными метафизическими системами, а Кьеркегор был в поиске философии в духе Сократа, основанной на субъективизме, долге, вере, душевных переживаниях человека.

Ницше наблюдает движение нравственности XIX века в сторону нигилизма. Он выделяет два типа морали: «мораль господ» и «мораль рабов», полагая выход в отвержении человеком европейской рабской морали.

 

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Информация о работе Западная философия 19 век