Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.
Немецкая классическая философия 165
производства. Практика — это совокупная
деятельность
человечества по преобразованию природы,
формирова-
ния социальных отношений, взаимосвязи
и взаимодей-
ствия всех людей. Таким образом, практика это
процесс
труда в единстве социально-исторических
условий его
функционирование. Практика всегда носит
общественный
характер. Она невозможна вне связей и
общения между
людьми. Практика исторична. Она стоит
в непрерывном
преобразовании людьми условий, обстоятельств
и самих
себя. В практической деятельности человек
выступает и
как универсально-всеобщая сила природы
и как олице-
творение всеобщности культурно-исторического
процес-
са. Бытие людей, практика выступают в
марксистской фи-
лософии как всемирно-историческое явление.
Практика — это объективное
основание целостности
человеческого отношения к миру, в котором
взаимодейству-
ют различные аспекты: материальный и
духовный, природ-
ный и исторический, моральный и эстетический.
Это един-
ство проявляется в производительной,
преобразовательной,
общественно-преобразовательной и в теоретико-познава-
тельной деятельности. Социальные аспекты
практики в про-
изводстве и общественных отношениях
рассматриваются
Марксом и Энгельсом в политэкономии и
социологии. Фило-
софский же аспект практического отношения
к миру рас-
крывается преимущественно в гносеологии.
В теории познания принцип
практики получает
конкретное и более узкое толкование.
Здесь практика
выступает как материально-чувственная
деятельность
по преобразованию предметов природы
и общественных
отношений. В этом смысле понятие практики
противо-
стоит понятию теории как духовкой, научно-теоретиче-
ской деятельности. Но это совсем не исключает
их тесно-
го взаимодействия. С точки зрения философии
марксиз-
ма, практика является основной и движущей
силой
познания, всей научно-теоретической деятельности.
Главным стимулом для развития знания
служат прак-
тические потребности людей. Они оказывают
решающее
влияние и на выбор предмета исследования,
и на направ-
ление, и на темпы развития знания, и на
характер их ис-
пользования. Например, появление геометрии
объясня-
ется потребностями измерения земли в
Древнем Египте
166
при проведении ирригационных
работ. Появление астро-
номии объясняется потребностями в мореплавании
и т. д.
Практика является так
же сферой приложения зна-
ния. Познание мира, в конечном счете, служит
целям его
преобразования. Но практика — это не
только стимул для
развития познания и средство его применения,
но также и
первоначальная форма его получения. На
ранних этапах
люди узнали о тех или иных свойствах предметов
в про-
цессе производственной трудовой деятельности.
Напри-
мер, представление о пластичности металлов
появилось
тогда, когда люди воздействовали металлическими
пред-
метами друг на друга. Позднее формой получения
нового
знания стала такая форма практического
взаимодействия
как эксперимент. Эксперимент — это такая
форма мате-
риального взаимодействия вещей, при котором
они искус-
ственно ставятся человеком в определенные
взаимоотно-
шения, и на основе этих взаимоотношений
выявляются те
или иные их свойства.
Целью познавательных усилий
является достиже-
ние истины. Истина определяется в марксистской
филосо-
фии как соответствие мысли, наших знаний
о мире самому
миру, объективной действительности. Таким
образом, что-
бы отличить истину от заблуждения, необходимо
выяс-
нить, насколько наше знание соответствует
объективной
действительности.
Маркс и Энгельс учили,
что любая истина объективна.
Но, что значит объективность, истина?
Ведь термин «объ-
ективность» означает независимость от
сознания субъекта.
А таким свойством обладают лишь вещи,
предметы, про-
цессы. Истинными или ложными могут быть
только знания
о вещах, а не сами вещи. Объективность
истины, с точки зре-
ния философии марксизма, означает, что
содержание зна-
ния совпадает с объективной действительностью
и в этом
смысле не зависит от сознания субъекта,
«ни от человека,
ни от человечества». Но в то же время истина
субъективна
по форме выражения. Ее оформление, то
есть способ объек-
тивизации во внешнем мире, в сфере науки,
зависит от осо-
бенностей тех людей, которые формируют
данную теорию.
Таким образом, значение объективной истины
имеют все
достоверные знания людей, все положения
науки, в кото-
рых отражается объективная действительность.
Немецкая классическая философия 167
Однако закономерно
возникает вопрос: может ли
объективная истина быть выражена в человеческих
зна-
ниях сразу, целиком, полностью? Или, иначе
говоря, мо-
жет ли бесконечный мир быть замкнут в
конечные формы
знания? Этот вопрос может быть очень прост.
Абсолютная
истина недостигаема, поскольку мир бесконечен
и неис-
черпаем. Если под абсолютной истиной
понимать полное и
исчерпывающее знание о мире в целом, которым
человек
может располагать в какой-то конечный
момент времени,
то бесспорно такая абсолютная истина
недостижима. Она
существует в гегелевской системе под
именем «Абсолют-
ного духа»
Но из утверждения о
недостижимости абсолютной
истины может следовать вывод о невозможности
для че-
ловечества получения полного и достоверного
знания о ми-
ре. Следовательно, в каких-то пределах
познание мира не-
возможно. В этих пределах разум наталкивается
на не-
преодолимые препятствия и вступает в
противоречия
(вспомните антиномии разума Канта). Марксистская
фи-
лософия стремится преодолеть эти агностические
уста-
новки. Ф. Энгельс в работе «Диалектика
природы» утверж-
дал, что никакой противоположности между
явлением и
вещью в себе не существует, а существует
противоречие
между тем, что мы знаем и чего мы не знаем.
В теории по-
знания, как и во всех областях науки, следует
рассуждать
диалектически, то есть не предполагать
готовым и неиз-
менным наше знание, а рассматривать конкретно,
как из
незнания является знание, каким образом
неистинное, не-
полное знание становится более полным
и более точным.
Эта проблема в марксистской
философии решается
на основе диалектики абсолютной и относительной
исти-
ны. В этим случае термин «абсолютная истина»
употреб-
ляется в значении, близком к знанию термина
«объектив-
ная истина». Поскольку в каждой научной
теории имеется
момент объективного содержания, совпадения
мыслей с
действительностью, постольку в нем имеется
момент абсо-
лютной истины. Но сами теории или другие
формы знания
носят относительный характер. Они формируют
истину в
каких-то исторически конкретных, преходящих
форму-
лах, высказываниях, теориях. Развитие
познания, с этой
точки зрения, можно представить как длительный,
непре-
168
кращающийся процесс движения
относительных истин,
который приводит к накоплению и обогащению
человечес-
кого знания. Абсолютная истина предстает
в таком случае
как бесконечная сумма относительных
истин, которые
формулируют человечество на протяжении
всей истории
своего развития. Этот процесс никогда
не может завер-
шиться
Следующий вопрос теории познания
состоит в сле-
дующем: а как же мы можем узнать, что в
нашем знании, в
теориях содержится момент совпадения
с объективной
действительностью или, выражаясь языком
Канта, что да-
ет нам возможность сопоставить явления
и вещи сами по
себе7 Марксистская философия отвечает
на этот вопрос
однозначно — практика! Именно она является
критерием
истины. Только те результаты познания,
которые прошли
проверку практикой, могут претендовать
на знаки объек-
тивной истины. Практика является критерием
истины по-
тому, что она — как материально-чувственная
деятель-
ность людей имеет качество непосредственной
действи-
тельности. Она соединяет и соотносит
объект и действие,
производимое в соответствие с мыслью
о нем. Именно в та-
ком действии и проявляется истинность
мысли.
Практическая проверка
истинности знаний, теорий
может носить многообразные формы в соответствии
с осо-
бенностями тех сфер знания, которые требуют
данной про-
верки Такой формой может быть непосредственная
реа-
лизация замысла в природной и социальной
реальности. В
науке формой практической проверки является
экспери-
мент. Для сложных, абстрактных областей
познания объ-
ективной формой проверки может служить
построение
модели, моделирование.
Итак, введение принципа практики
в познаватель-
ный процесс позволило Марксу и Энгельсу
решить вопрос
о тождестве мышления и бытия, соединить
теоретический
и практический разум, построить «мост»
между явления-
ми и вещью в себе и, таким образом, в определенной
форме
разрешить основные проблемы немецкой
классической
философии