Западная философия 19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

Работа содержит 1 файл

Западная философия 19 век.docx

— 109.89 Кб (Скачать)

Немецкая  классическая философия     165

 

 

производства. Практика — это совокупная деятельность 
человечества по преобразованию природы, формирова- 
ния социальных отношений, взаимосвязи и взаимодей- 
ствия всех людей. Таким образом, практика это процесс 
труда в единстве социально-исторических условий его 
функционирование. Практика всегда носит общественный 
характер. Она невозможна вне связей и общения между 
людьми. Практика исторична. Она стоит в непрерывном 
преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих 
себя. В практической деятельности человек выступает и 
как универсально-всеобщая сила природы и как олице- 
творение всеобщности культурно-исторического процес- 
са. Бытие людей, практика выступают в марксистской фи- 
лософии как всемирно-историческое явление.

Практика — это объективное  основание целостности 
человеческого отношения к миру, в котором взаимодейству- 
ют различные аспекты: материальный и духовный, природ- 
ный и исторический, моральный и эстетический. Это един- 
ство проявляется в производительной, преобразовательной, 
общественно-преобразовательной и в теоретико-познава- 
тельной деятельности. Социальные аспекты практики в про- 
изводстве и общественных отношениях рассматриваются 
Марксом и Энгельсом в политэкономии и социологии. Фило- 
софский же аспект практического отношения к миру рас- 
крывается преимущественно в гносеологии.

В теории познания принцип  практики получает 
конкретное и более узкое толкование. Здесь практика 
выступает как материально-чувственная деятельность 
по преобразованию предметов природы и общественных 
отношений. В этом смысле понятие практики противо- 
стоит понятию теории как духовкой, научно-теоретиче- 
ской деятельности. Но это совсем не исключает их тесно- 
го взаимодействия. С точки зрения философии марксиз- 
ма, практика является основной и движущей силой 
познания, всей научно-теоретической деятельности. 
Главным стимулом для развития знания служат прак- 
тические потребности людей. Они оказывают решающее 
влияние и на выбор предмета исследования, и на направ- 
ление, и на темпы развития знания, и на характер их ис- 
пользования. Например, появление геометрии объясня- 
ется потребностями измерения земли в Древнем Египте

166

при проведении ирригационных  работ. Появление астро- 
номии объясняется потребностями в мореплавании и т. д.

Практика является так  же сферой приложения зна- 
ния. Познание мира, в конечном счете, служит целям его 
преобразования. Но практика — это не только стимул для 
развития познания и средство его применения, но также и 
первоначальная форма его получения. На ранних этапах 
люди узнали о тех или иных свойствах предметов в про- 
цессе производственной трудовой деятельности. Напри- 
мер, представление о пластичности металлов появилось 
тогда, когда люди воздействовали металлическими пред- 
метами друг на друга. Позднее формой получения нового 
знания стала такая форма практического взаимодействия 
как эксперимент. Эксперимент — это такая форма мате- 
риального взаимодействия вещей, при котором они искус- 
ственно ставятся человеком в определенные взаимоотно- 
шения, и на основе этих взаимоотношений выявляются те 
или иные их свойства.

Целью познавательных усилий является достиже- 
ние истины. Истина определяется в марксистской филосо- 
фии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому 
миру, объективной действительности. Таким образом, что- 
бы отличить истину от заблуждения, необходимо выяс- 
нить, насколько наше знание соответствует объективной 
действительности.

Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. 
Но, что значит объективность, истина? Ведь термин «объ- 
ективность» означает независимость от сознания субъекта. 
А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, про- 
цессы. Истинными или ложными могут быть только знания 
о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зре- 
ния философии марксизма, означает, что содержание зна- 
ния совпадает с объективной действительностью и в этом 
смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, 
ни от человечества». Но в то же время истина субъективна 
по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объек- 
тивизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от осо- 
бенностей тех людей, которые формируют данную теорию. 
Таким образом, значение объективной истины имеют все 
достоверные знания людей, все положения науки, в кото- 
рых отражается объективная действительность.

Немецкая классическая философия     167

 

Однако закономерно  возникает вопрос: может ли 
объективная истина быть выражена в человеческих зна- 
ниях сразу, целиком, полностью? Или, иначе говоря, мо- 
жет ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы 
знания? Этот вопрос может быть очень прост. Абсолютная 
истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неис- 
черпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и 
исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек 
может располагать в какой-то конечный момент времени, 
то бесспорно такая абсолютная истина недостижима. Она 
существует в гегелевской системе под именем «Абсолют- 
ного духа»

Но из утверждения о  недостижимости абсолютной 
истины может следовать вывод о невозможности для че- 
ловечества получения полного и достоверного знания о ми- 
ре. Следовательно, в каких-то пределах познание мира не- 
возможно. В этих пределах разум наталкивается на не- 
преодолимые препятствия и вступает в противоречия 
(вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи- 
лософия стремится преодолеть эти агностические уста- 
новки. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» утверж- 
дал, что никакой противоположности между явлением и 
вещью в себе не существует, а существует противоречие 
между тем, что мы знаем и чего мы не знаем. В теории по- 
знания, как и во всех областях науки, следует рассуждать 
диалектически, то есть не предполагать готовым и неиз- 
менным наше знание, а рассматривать конкретно, как из 
незнания является знание, каким образом неистинное, не- 
полное знание становится более полным и более точным.

Эта проблема в марксистской философии решается 
на основе диалектики абсолютной и относительной исти- 
ны. В этим случае термин «абсолютная истина» употреб- 
ляется в значении, близком к знанию термина «объектив- 
ная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется 
момент объективного содержания, совпадения мыслей с 
действительностью, постольку в нем имеется момент абсо- 
лютной истины. Но сами теории или другие формы знания 
носят относительный характер. Они формируют истину в 
каких-то исторически конкретных, преходящих форму- 
лах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с этой 
точки зрения, можно представить как длительный, непре-

168

кращающийся процесс движения относительных истин, 
который приводит к накоплению и обогащению человечес- 
кого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае 
как бесконечная сумма относительных истин, которые 
формулируют человечество на протяжении всей истории 
своего развития. Этот процесс никогда не может завер- 
шиться

Следующий вопрос теории познания состоит в сле- 
дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в 
теориях содержится момент совпадения с объективной 
действительностью или, выражаясь языком Канта, что да- 
ет нам возможность сопоставить явления и вещи сами по 
себе7 Марксистская философия отвечает на этот вопрос 
однозначно — практика! Именно она является критерием 
истины. Только те результаты познания, которые прошли 
проверку практикой, могут претендовать на знаки объек- 
тивной истины. Практика является критерием истины по- 
тому, что она — как материально-чувственная деятель- 
ность людей имеет качество непосредственной действи- 
тельности. Она соединяет и соотносит объект и действие, 
производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в та- 
ком действии и проявляется истинность мысли.

Практическая проверка истинности знаний, теорий 
может носить многообразные формы в соответствии с осо- 
бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про- 
верки Такой формой может быть непосредственная реа- 
лизация замысла в природной и социальной реальности. В 
науке формой практической проверки является экспери- 
мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ- 
ективной формой проверки может служить построение 
модели, моделирование.

Итак, введение принципа практики в познаватель- 
ный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос 
о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический 
и практический разум, построить «мост» между явления- 
ми и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме 
разрешить основные проблемы немецкой классической 
философии

 

 

 

 

 


Информация о работе Западная философия 19 век