Западная философия 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

В 20 веке философская мысль получила дальнейшее развитие. Она находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации. Наше время оказалось эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса гуманистических ценностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2стр.
Экзистенциализм – философия существования……………………4стр.
Фрейдизм как философское мировоззрение……………………….16стр.
Основные идеи неотомизма…………………………………………20стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29стр.

Работа содержит 1 файл

контрольная по Философии.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2стр.

  1. Экзистенциализм – философия существования……………………4стр.
  2. Фрейдизм как философское мировоззрение……………………….16стр.
  3. Основные идеи неотомизма…………………………………………20стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В 20 веке философская мысль получила дальнейшее развитие. Она находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации. Наше время оказалось эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных  и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса  гуманистических ценностей. С другой стороны, 20 век - это век научно-технической революции, расцвета знаний и образованности, диалога культур, время высоких надежд и ожиданий грядущего нового социального устройства.

      Противоречивость  нашего времени, ситуация одновременного падения и подъема обусловили раскол и в современной философской  мысли. В ней наиболее отчетливо  выявились и существуют два крупных  течения и умонастроения - иррационализм (философия жизни) и рационализм (философия техники). Для первого характерно обращение к нерациональному (воля, интуиция, ощущения), отказ от культа человеческого разума и подмена его иными формами духовного. Напротив, философский рационализм 20 века продолжил длительную традицию культа разума и даже усилил  ее на волне огромных достижений современной научно- технической революции.

      Разумеется, в философии 20 века существует большое  разнообразие течений и школ самой  разной идейной направленности. Среди  них весьма заметным и влиятельным  по-прежнему остается неотомизм (современный философский вариант католицизма). Большое влияние на общественную мысль оказал экзистенциализм, в котором осмыслена тема существования человека в абсурдном (отчужденном) мире. Общим лейтмотивом этих и иных течений является гуманизм, вера в человека и надежда на него.

      Важное  место  в настоящее время занимает и философия глобальных проблем. В ее рамках происходило глубокое и всестороннее осмысление противоречий и трудностей в развитии современного человечества, предлагались пути выхода цивилизации из этой сложной ситуации. Среди философских течений 20 века выделяются также такие, как феноменология, герменевтика, персонализм, экофилософия и другие.

      Как в предыдущие эпохи, в современной  философии на первом плане находиться вопрошание о мире и человеке в  нем, о судьбах человечества. В  этом смысле философия 20 столетия сохраняет  передовые традиции, сформировавшиеся в предшествующей истории философской  мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Экзистенциализм, или философия существования  — одн из самых популярных и  влиятельных течений современной  общественной мысли. Экзистенциализм  формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая  интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений  философии зкзистенционализма.

На формирование современной философии существования  огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а  также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М  Шелера.

Идеи  экзистенциализма, защищали и развивали  многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Обычно  различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление  весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности  жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование  человека, смысл его жизни и  судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим  бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм  столь популярен и поныне.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что  существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как  говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность". Другими словами, экзистенциальные проблемы — этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование, или экзистенция — это нечто невыра-

зимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается  рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается  в том, чтобы его пережить. К. Ясперс полагает, что человеческое существование  раскрывается в "пограничных ситуациях" — в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в  которых живет человек.

Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования — личностного  бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек  сначала существует (появляется и  занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей  и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается  научному определению, что он первоначально  ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек  вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Только действительность идет в счет. Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует  прислушаться к экзистенциалистским  философам, подчеркивающим ответственность  человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе.

Второй  принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.

Разъясняя этот принцип своей философии  Ж.-П. Сартр, подчеркивает, что всякий субъект (человек), о котором идет речь, не есть строго индивидуальный субъект. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, я существую"). Дух обретает силу бытия в каждом отдельном человеке. Однако в "cogito" человек открывает  не только себя самого, он открывает  и других людей. Иначе говоря, через "Я мыслю" человек постигает  себя перед лицом другого, и другой че-

ловек так же достоверен для него, как  и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек  должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования  человека и для самопознания человека.

Таким образом, человек открывает целый  мир, который называется интер-субъектом. Только в этом интер-субъектном мире и решает человек, чем является он сам и чем являются другие люди.

Человек своим поступком (действиями) создает  определенный образ человека, который  он выбирает, ибо выбирая себя, он выбирает человека вообще. Как говорит  Ж.-П. Сартр, человек своим поступком "толкает на тот или иной путь жизни не только себя самого, но и  все человечество. Атеистический  экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все  позволено. Иначе говоря, человек  живет в мире, где религиозная  надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати. С точки зрения Ж.-П. Сартра, А. Камю и других атеистических  экзистенциалистов это означает, что человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне  ему не на что опереться, у него нет и не может быть оправданий. В результате, если существование  предшествует сущности, то ссылкой  на раз и навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Это  значит, что нет детерминации сущности человека. Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческой экзистенции (существования) определяются только через ничто смерть, они являются, по существу, различными способами соприкосновения с ничто; движения к нему или убегания от него каждого человека.

Человеческое  бытие, согласно экзистенциалистам, —  совершенно уникальная реальность, к  которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над  человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек  свободен, ибо свобода — это  сама экзистенция. Экзистенция является "обиталищем" человеческой свободы, а потому человек — это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы  человека экзистенциализмом следует  видеть некоторые особенности его  религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов  свободу

можно обрести только лишь в Боге. Согласно А. И. Шестову, например, свобода —  это познанная необходимость (имеется  в виду Бог), надо познать необходимость  и примириться с нею, отдать себя в руки этой необходимости. Данная концепция  понимания свободы связана с  признанием необходимости, что значительно  отличает се, например, от сартровской: быть свободным — это быть самим  собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он — это свобода, которая  ничем не определена. Она — неограниченная сила отрицания — ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор. В этом отношении интересно  сравнить сартровское положение  с мыслью Гегеля о свободе как  утверждении самого себя. В экзистенциализме в большинстве случаев, отвергается  традиция сведения свободы к познанной  необходимости или к раскрытию  природных задатков человека, вместе с тем, утверждается, что свобода  — это условие и способ самореализации индивида. По Ж.-П. Сартру все люди свободны, поскольку ничто не может исключить из сознания свободу. Свобода, согласно его взглядам, абсолютна, она существует в виде действия и деятельности.

Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской  философии представляет два непременных  условия:

— возможность  выбора человеком самой цели, или  свобода его воли;

— возможность  достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.

Важно в этой связи обратить внимание на экзистенциалистский подход к проблеме выбора человека, ибо в этом подходе  сконцентрировано, можно сказать, кредо  этой философии. Так, в философии  Ж.-П. Сартра человек отличен от всех природных существ, именно своей  способностью выбирать самого себя, быть самим собой к нести ответственность  перед собой за свой выбор. Другими  словами, выбор человека у Ж.-П. Сартра не сообразовывается ни с какими социальными  нормами и установлениями, но и  выбирая себя, человек одновременно выбирает и все человечество. За каждой принятой позицией или каждым частным обязательством можно различить  экзистенциальную волю, способ выбора себя и определение всей своей  судьбы. Несколько иначе подходит к этому вопросу М. Хайдеггер. С его точки зрения, выбор человека предполагает необходимость поставить  себя перед последней возможностью своего бытия — смертью. Тем самым  человек .оказывается перед лицом  ничто. Только актом своего выбора перед  лицом

ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие. Примерно то же просматривается в религиозном  экзистенциализме, в частности у  К. Ясперса, где выбор человека происходит перед лицом Бога, и подлинный  его выбор — это выбор в  себе "образа божьего". Для того, чтобы этот выбор состоялся, К. Ясперс рекомендует обратиться либо к общедоступной  религиозной, либо к более сложной  по форме философской вере. В ряде научных работ, комментирующих положения экзистенциалистской философии, нередко отмечалась и критиковалась свойственная ей безграничность свободы человека. Особенно это касалось Ж.-П. Сартра. Действительно, безграничная свобода — основной тезис его ранних произведений, в частности работы 1943 года "Бытие и ничто". Однако позднее Ж.-П. Сартр, как, впрочем, и все другие экзистенциалисты отнюдь не считали, что свобода - это нечто анархическое, что она предполагает возможность делать все, что заблагорассудится. С точки зрения экзистенциализма, свобода это совсем не фантазия и тем более не какой-либо каприз человека: даже на стадии выбора, не говоря уже о его действии, он связан с другими людьми.

Хотя  человек, по Ж.-П. Сартру, не может не выбирать, так как давление обстоятельств, в которых он находится, вынуждает  его обязательно делать какой-либо выбор, тем не менее этот выбор  неизбежно осуществляется в определенной ситуации. Человек осуществляет выбор, бытие-в-мире с другими. Подчеркнем, что общение индивида, связь его  с другими индивидами составляет структуру его собственного бытия. Человеческое бытие в экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, есть суть того, что человек не сущесвует  просто как отдельный индивид, а  только благодаря общности взаимного  сознательного понимания "мы". Иными словами, люди одновременно я  свободны, и порабощены. . Человек и его выбор (воля и действие) обусловлены определенной ситуацией и бытием других. При этом, экзистенциалисты, в частности М. Хайдеггер, исходят из того, что не человек владеет свободой как свойством, а напротив, свобода как экзистентное бытие наличного изначально владеет человеком, и только она гарантирует человек у и человечеству соотнесенность с сущим. Иначе говоря, сама свобода человека — это основание бытия, его допущение, истина сущего. Это значит, что человек в каждом случае (например, вступать ли ему в партию коммунистов или в партию фашистов, жениться или

Информация о работе Западная философия 20 века