Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:02, контрольная работа
Цель работы: изучить общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века.
Проблема работы: знания по этой теме недостаточны полны и нужно найти как можно больше интересной информации.
Термин "философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео - люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон.
# Введение. 3
# Общие черты и основные направление зарубежной философии ХХ века. 4-5
# Позитивизм и его модификации. 6-8
# Структурализм. 9
# «Философия жизни». 10
# Психоанализ. 11-12
# Экзистенциализм. 13-14
# Религиозная философия. 15
# Герменевтика. 16
# Ситуация постмодернизма в философии. 17-18
# Литература.
Поволжский
экономико-юридический колледж
Основы философии:
Контрольная
работа на тему: «Западная философия
ХХ века»
Выполнила: Бикулова Юлия Николаевна
1 курс
Преподаватель:
Муратов Валерий Иванович
Челно-Вершины.
2010 год
2
Оглавление:
3
Введение.
Цель работы: изучить общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века.
Проблема работы: знания по этой теме недостаточны полны и нужно найти как можно больше интересной информации.
Термин "философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео - люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон.
Первоначально понятие "философия",
по сути дела, означало совокупность теоретических
знаний, приобретенных человечеством.
Но по мере того, как накапливался эмпирический
материал и совершенствовались методы
научного исследования, формы теоретического
освоения действительности дифференцировались,
философия обрела новый облик, изменились
ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных
отраслей научного знания - математики,
физики, биологии, химии и др. - философия
утратила функцию быть единственной формой
теоретического знания. Однако в новых
условиях более четко обнаружилась специфика
философии как формы универсального теоретического
осмысления мира и человека.
4
Общие
черты и основные
направления зарубежной
философии ХХ века.
В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Это дало возможность
возникновения принципиально
Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:
5
Философия
ХХ века представляет собой сложное
духовное образование. Ее плюрализм
объясняется как развитием
Философия
ХХ в. предстает в различных
Сциентизм–философско-
Основными
моделями современного философского мышления,
философскими школами и течениями
являются позитивизм, структурализм, неотомизм,
экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ,
герменевтика.
6
Позитивизм
и его модификации.
Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX – XX в.в. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, главным принципом в которой является следующий: «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве».
Научное знание и отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология, задачей которой является организация человеческой общественной жизни. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития является прогресс знания и науки. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.
«Вторая
историческая форма позитивизма», получившая
название махизма возникает в
конце XIX – начале ХХ вв. Основными его
представителями являются Э. Мах, Р.
Авенариус, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление
развивается на основе новейших открытий
естествознания, утверждая, что является
философией реализма: любое положительное
(научное) знание – физическое, астрономическое,
биологическое – есть само по себе знание
философское и что философия не может
иметь своего отдельного от наук предмета.
7
«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л.Витгенштейн.
Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.
Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л.Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимыми его эмпирические описания. Он выступает против неправильного обращения с языком, ибо всякая вольность с языковыми формами ведет, согласно Л.Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он полагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокупности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка.
Большой
вклад в развитие неопозитивизма
внес основатель семантической философии
Р. Карнап. Он ставит своей целью
разработать унифицированный
Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблема факта, веры познания и творчества, логики познания.
8
Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда, его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.
Постпозитивизм – направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Главными
представителями
-проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, неистинных фактов);
-проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
-проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
-проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
-проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистических теорий.
9
Структурализм.