Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.
Итак, рассудок упорядочивает
восприятия челове-
ка, подводит их под всеобщие и необходимые
формы и, та-
ким образом, обусловливает объективность
знания. Но что
же создает возможность для такой деятельности
рассуд-
ка ? Что объединяет все понятия и категории
в целостность,
что приводит их в действие? Кант отвечает
на эти вопросы
однозначно: все это связано с особенностями
субъекта. Ко-
нечное основание единства, без которого
рассудок не смог
бы осуществлять свою функцию подведения
под всеобщие
и необходимые определения, является акт
самосознания
субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет
трансценден-
тальным единством апперцепции. Или, переводя
с латин-
ского на русский язык, это выражение означает:
объеди-
нение восприятий за пределами опыта.
На основе вышеизложенного,
теорию познания Кан-
та можно представить следующим образом: существуют
вещи сами по себе. Эти вещи действуют
на органы чувств
человека, порождают многообразные ощущения.
Такие
ощущения упорядочиваются доопытными
формами чув-
ственности — пространством и временем,
т. е. располага-
ются в традиционном измерении и фиксируются
как дли-
тельность. На основе этих преобразований
формируются
восприятия, которые носят субъективный
и индивидуаль-
ный характер. Деятельность рассудка на
основе форм мы-
шления — понятий и категорий — придает
этим восприя-
тиям всеобщий и необходимый характер.
Таким образом,
вещь сама по себе через каналы органов
чувств, формы
чувственности и рассудка стала достоянием
сознания
субъекта, «явилась ему», и он может делать
о ней опреде-
ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в
со-
знании субъекта, Кант называл явлениями.
Человек, по
мнению Канта, может знать только явления.
Каковы вещи
сами по себе, т. е. каковы их качества и
свойства, их взаи-
моотношения внесознания субъекта, человек
не знает и
знать не может. Он знает о вещах только
в той форме, как
они даны его сознанию. Поэтому вещи сами
по себе для че-
ловека становятся «вещами в себе», непознанными,
не-
раскрытыми.
Кант считал, что у
человека нет средства установить
связь, сопоставить «вещи сами по себе»
и явления. Отсюда
вытекал вывод об ограниченности возможностей
в познании форм чувственности и рассудка.
Формам чувственно-
сти и рассудка доступен только мир опыта.
Все, что нахо-
дится за пределами опыта, — умопостигаемый
мир — мо-
жет быть доступен только разуму. Разум — это высшая
способность субъекта, которая руководит
деятельностью
рассудка, ставит перед ним цели. Разум
оперирует идея-
ми. Идеи у Канта -— это не сверхчувственные
сущности,
обладающие реальным бытием и постигаемым
с помощью
разума (Платон). Идеи — это представления
о цели, к ко-
торой стремится наше познание, о задачах,
которые оно
перед собой ставит. Идеи разума выполняют
регулирую-
щую функцию в познании, побуждая рассудок
к деятель-
ности. Побуждаемый разумом, рассудок
стремится к абсо-
лютному знанию и выходит за пределы опыта.
Но его сред-
ства — понятия и категории — действуют
только в этих
пределах. Поэтому рассудок впадает в
иллюзии, запуты-
вается в противоречиях. Доказательству
положения о том,
что идеям разума не может соответствовать
реальный
предмет, что разум опирается на мнимые
идеи, служит
учение Канта об антиномиях разума. Антиномии
— это
противоречивые взаимоисключающие положения.
На-
пример, если мы возьмем идею мира в целом,
то, оказыва-
ется можно доказать справедливость двух
противореча-
щих друг другу утверждений: мир конечен,
и мир бесконе-
чен в пространстве и времени. Антиномии
имеют место там,
где с помощью конечного человеческого
рассудка пытают-
ся делать заключение не о мире опыта,
а о мире «вещей са-
мих по себе».
Итак, мир «вещей сам
по себе» закрыт для чувствен-
ности, и, следовательно, он закрыт для
теоретического ра-
зума, науки. Однако это еще не значит,
что этот мир недо-
ступен человеку. Человек, по Канту, житель
двух миров:
чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого.
Чувст-
венно-воспринимаемый мир — это мир природы.
Умопо-
стигаемый мир - это мир свободы. Свобода,
по Канту, —
это независимость от определяющих причин
чувственно-
воспринимаемого мира. В сфере свободы действует
не те-
оретический, а практический разум. Практическим
этот
разум называется потому, что его главное
назначение ру-
ководить поступками человека. Движущей
силой этого ра-
зума является не мышление, а воля. Кант
называет человеческую волю автономной.
Автономия воли состоит в том,
что она определяется не внешними причинами
— природ-
ной необходимостью или божественной
волей, а своим соб-
ственным законом, который она ставит
над собой. Законы
практического разума это нравственные
законы. «Знания»
умопостигаемого мира — это определенные
требования к
человеку, как ему вести себя в этом мире.
Главное требова-
ние, категорический императив (предписание)
гласит:
«Поступай так, чтобы максимума твоей
воли могла в то же
время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
(Кант
И. Соч. В 6-ти тт. Т. 4. — С. 347). Это значит: по-
ступай по отношению к другим так, как
ты хотел бы, чтобы
они поступали по отношению к тебе. Знай,
что своими по-
ступками ты формируешь образ действия
других и созда-
ешь форму, характер взаимных отношений.
Итак, Кант выдвинул новую
концепцию субъекта. На
основе этой концепции он провел разделение
бытия на мир
природы и мир человека, в которых действуют
свои воз-
можности и законы, и между которыми существуют
глу-
бокие противоречия. Кант ограничил познавательные
воз-
можности субъекта «миром явлений», оставив
нерешен-
ной проблему связи явлений с «вещами
самими по себе».
Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
Поставленные И. Кантом
проблемы первым в немецкой
классической философии попытался решить
И. Г. Фихте
(1762—1814). Фихте ставит перед собой задачу
преодолеть
кантовский дуализм теоретического и
практического ра-
зума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский
принцип авто-
номии воли, согласно которому практический
разум сам
дает себе закон, превращается у Фихте
в универсальное
начало всей его системы. Из принципа практического
ра-
зума — свободы он стремится вывести и
теоретический
разум — познание природы. Познание в
системе Фихте
представляет собой лишь подчиненный
момент единого
практически-нравственного действия.
Таким образом, фи-
лософская система Фихте строится, прежде
всего, на при-
знании активной практически-деятельной
сущности человека. «Все мое мышление
должно иметь отношение к мо-
ей деятельности, оно должно признавать
себя средством,
хотя и отдаленным для этой цели, без этого
оно — пустая
бесцельная игра, трата сил и времени...»,
— писал он в ра-
боте «Назначение
человека» (СПб., 1905. — С. 72).
Исходное понятие системы
Фихте—«Я». «Я» утверж-
дает себя в качестве такового в акте самосознания.
«Я» есть
— это самоочевидное суждение. Точно
также поступал и
Декарт, когда он стремился найти исходное
самоочевидное
начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность
«Я» у
Фихте основывается не на акте мышления,
а на волевом
усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее
сущест-
во. В своем стремлении преодолеть дуализм
Канта, Фихте
делает шаг в направлении идеи тождества
мышления и бы-
тия. Он стремится найти общее основание
для духовного
мира «Я» и окружающего человека внешнего
мира. Такая
постановка вопроса поставила перед ним
задачу вывести
из «Я» существования и все определения
«не — Я».
Фихте осознает противоречивость
понятия «вещи в
себе», с одной стороны, предусматривающей
существова-
ние независимого от сознания объективного
мира, а с дру-
гой — предполагающего отражение этого
мира в сознании
субъекта. Поэтому он отказывается от
этого понятия. В ре-
зультате, философская система Фихте получает
форму
последовательного субъективного идеализма.
По учению
Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной
апперцепции
должна быть выведена не только форма
знания, но и все
его содержание, т. е. естественный мир.
А это значит, что
кантовский трансцендентальный субъект
превращается в
абсолютное начало всего существующего,
в «абсолютное
Я», из деятельности которого, по Фихте,
должна быть объ-
явлена вся полнота реальности; весь окружающий
чело-
века мир — «не — Я».
Фихте подчеркивает приоритет
человеческого субъ-
ективно-деятельностного начала над природой.
Природа,
по Фихте, существует не сама по себе, а
ради чего-то дру-
гого, а именно для того, чтобы создать
возможность само-
реализации «Я». Деятельный субъект «Я»,
преодолевая
сопротивление природы, развертывает
все свои определе-
ния, то есть наделяет ее своими характеристиками.
Тем
самым предметная сфера человека отказывается
продуктом его деятельности. В конечном
счете «Я» осваивает «не
— Я» и достигает тождества с самим собой.
Однако такое
тождество не может быть достигнуто на
протяжении ко-
нечного времени. Оно является идеалом,
к которому на про-
тяжении всего исторического развития
стремится челове-
чество.
Такая постановка вопроса
потребовала от Фихте кон-
кретизировать понятия «Я». С одной стороны,
«Я» — это
конкретный индивид, с присущей ему волей
и мышлени-
ем, а с другой стороны — «Я» -— это человечество
в целом,
т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения
индивидуального
«Я» и «абсолютного Я» характеризует,
по Фихте, процесс
освоения человеком окружающей среды.
Индивидуальное
и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и
отождествляют-
ся, то распадаются и различаются. Эта
пульсация совпа-
дений - расхождений составляет основное
ядро диалекти-
ки Фихте, движущей принцип его системы.
Идеал всего
движения, развития состоит в достижении
совпадения ин-
дивидуального и абсолютного « Я ». Однако
достижение это-
го идеала полностью невозможно, ибо привело
бы к пре-
кращению деятельности, которая, по Фихте,
абсолютна.
Поэтому вся человеческая история — лишь
приближение
к идеалу.
Перед Фихте также встала
проблема, откуда берут-
ся другие «Я». И он ее решает на основе
правового принци-
па признания «Я», как гражданин государства
признает
существование других «Я». Наличие множества
свобод-
ных индивидов служит, по Фихте, условием
возможности
самого «Я» как разумного свободного существа.
Идеи Фихте развил дальше
его младший современ-
ник Ф. Шеллинг (1775—1854) В учении Шеллинга
преодо-
левается противопоставление мира природы
как мира яв-
лений, и мира свободы как субъективного
деятельностного
«Я» на основе учения об их тождестве,
т. е. тождества субъ-
екта и объекта, точке «безразличия» их
обоих. Однако ос-
тается задача, как из этого первоначального
тождества
вывести все многообразие определений
этого мира. Шел-
линг рассматривал возникновение таких
определений как
«творческий акт», который, будучи непознаваемым
для
разума, является предметом особого рода
иррационально-
го познания — интеллектуальной интуиции,
представляющей собой единство сознательной
и бессознательной де-
ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу,
недоступна
всем смертным, а дана только особо одаренным
людям, ге-
ниям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу,
— выс-
шая форма философского творчества и служит
тем инст-
рументом, на основе которого возможно
саморазверты-
вание тождества.
Система и метод Гегеля. Основные
законы диалектики
Учение о тождестве субъекта и объекта
лежит также в осно-
ве философской системы Гегеля (1770—1831).
В своей первой
наиболее значительной работе «Феноменология
Духа» Ге-
гель в какой-то мере возвращается к проблемам,
зафиксиро-
ванным Фихте, и пытается разрешить проблему
тождества
субъекта и объекта, мышления и бытия на
основе обоснова-
ния тождества индивидуального и «абсолютного
Я». Первым
шагом на пути преодоления противоположности
субъекта и
объекта, по мнению Гегеля, является движение
индивиду-
ального сознания к отождествлению с «абсолютным
Я», т. е.
с общечеловеческим сознанием, духовным
миром всего чело-
вечества. Это возможно лишь путем поступательного
разви-
тия сознания, в ходе которого индивидуальное
сознание про-
ходит весь тот путь, все те этапы, которые
прошло человече-
ство на протяжении всей своей истории. Феноменология
духа
— это одновременный процесс развития
всемирной культу-
ры, накопления духовного опыта человечества
и освоение
этого опыта конкретным индивидом, или,
выражаясь совре-
менным языком, процесса «социализации
индивида», пре-
вращение его в личность, овладевшую богатством
человече-
ской культуры, всеми достижениями человечества.
По окон-
чании этого процесса воспитания и образования
каждый
человек, по мнению Гегеля, становится
способен посмотреть
на мир и на себя с точки зрения завершившейся
мировой ис-
тории, «мирового духа». И, таким образом,
снимается проти-
воположность субъекта и объекта, и достигается
абсолютное
тождество, тождество мышления и бытия.
Движение сознания, по Гегелю,
— это восхождение
от абстрактного к конкретному. Каждая
последующая сту-
пень заключает в себе все предыдущие,
воспроизведя их на новом, более высоком
уровне, в то же время последую-
щие ступени предвосхищаются на более
ранних этапах ди-
алектического пути развития.
Первая ступень — сознание.
На ступени «сознания»
предмет противостоит человеческому «Я»,
как внешняя
данность, и определяет его: сознание оказывается
«тео-
ретическим» или созерцающим (чувственные
восприя-
тия формы рассудка). Следующая ступень
— самосозна-
ние. На ступени «самосознания» предмет
и сознание тож-
дественны, сознание определяет свой предмет,
самое себя
и поэтому выступает, прежде всего, как
практически дей-
ствующее, желающее, стремящееся. Когда
самосознание
постигает свою всеобщность, осматриваете
себе абсолют-
ную полноту реальности, оно выступает
как «разум».
Высшей ступенью в развитии индивидуальности
являет-
ся ступень «духа». На этой ступени сознание
постигает
духовную реальность мира и себя, как выражение
этой
реальности.
С каждой из этих ступеней
развития индивидуаль-
ного сознания соотносятся определенные
ступени и фор-
мы развития человеческой культуры, духовной
жизни:
мораль, наука, право, религия и др. Вершиной
всего этого
движения в историческом и индивидуальном
плане явля-
ется освоение языка философии — понятий.
Дойти до выс-
шей точки развития по Гегелю, это значит
«дойти до поня-
тия », стать способным формировать и выражать
свои мыс-
ли в системе понятий и категорий Логики.
До Гегеля в
понятии видели некое субъективное образование.
Гегель
же считал, что Понятие (с большой буквы)
это и есть абсо-
лютное тождество субъекта и объекта,
то самое тождест-
во, которое для Фихте является никогда
неосуществимым,
но желанным идеалом.
Гегель называл свою
философскую систему «абсо-
лютным идеализмом». Абсолютный идеализм
философии
Гегеля связан с его стремлением охватить
весь универсум,
весь природный и духовный мир единым
понятием. Таким
исходным понятием гегелевской системы
является «Абсо-
лютная идея». Что такое «Абсолютная идея»?
Первое и ос-
новное определение «Абсолютной идеи»,
по Гегелю, есть
разум. «Абсолютная идея» — это разум,
мышление, ра-
зумное мышление. В обыденном понимании
термина «идея» есть определяющее
понятие, лежащее в основе те-
оретической системы, плана, замысла или
главная мысль
художественного, научного или политического
произведе-
ния. Гегель так и понимает «Абсолютную
идею». У Гегеля
«Абсолютная идея» есть субстанция, которая
составляет
сущность и первооснову всех вещей. «Разум
есть субстан-
ция, а именно то, благодаря чему и в чем
вся действитель-
ность имеет свое бытие, разум есть бесконечная
мощь, по-
тому, что разум не настолько бессилен,
чтобы ограничи-
ваться идеалом долженствования и существовать
как
нечто особенное лишь вне действительности,
неведомо где,
в головах некоторых людей. Разум есть
бесконечное со-
держание, вся суть и истина, и он является
для себя само-
го тем предметом, на обработку которого
направлена его
деятельность, потому, что он не нуждается
подобно конеч-
ной деятельности в условиях внешнего
материала: данных
средств, из которых он извлекал бы содержание
и объект
своей деятельности» (Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14-ти тт. Т. 8.
— М., 1929—1959. — С. 10). Таким образом, «Абсолютная
идея» Гегеля есть первоначало или субстанция
всего су-
ществующего.