Западная философия 19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

Работа содержит 1 файл

Западная философия 19 век.docx

— 109.89 Кб (Скачать)

Основные  положения позитивизма


Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный  метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[1].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние  на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке  неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты  перенесли на всю философию в  целом. Так возникла идея очищения науки  от метафизики[2]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик,Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[3].

 

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудахУильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм,верификационизм и др.

Внимание к прагматизму существенно  выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были философы-аналитики, Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистскоенаправления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак.

Прагматизм в исторической науке — термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» (греч. πραγματικός) применил к историиПолибий, назвавший прагматической историей (греч. πραγματική ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.

История

В качестве философского течения  прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции  прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом.

Прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса Уильям Джеймс прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм

 

 

Трансцендентализм — американское философско-литературное движение 1830-60-х гг., сформированное представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (англ. the Nature, 1836)[1]. Кроме Эмерсона к американскому трансцендентализму относятся Г. Д. Торо, Э. Б. Олкотт, М. Фуллер, Т. Паркер, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э.Пибоди, Ф.Хедж, У. Г. Чаннинг, С. Х. Уитман, частично Н. Готорн.

Опосредовано опираясь на идеи Канта и других представителей немецкого идеализма, представители этого движения пытались осуществить свою программу[2]. Христианская религияпревращалась в свод нравственных идеалов, не требующих для своего осуществления института церкви. С позиций романтизма критиковались просветительский сенсуализм и современная американским трансценденталистам цивилизация. В приближении к не испорченной цивилизацией природе, в ее интуитивном переживании и разгадывании ее символических смыслов они видели пути нравственного очищения и постижения, по выражению Эмерсона, сверхдуши[1].

Основные идеи трансцендентализма: социальное равенство[источник не указан 65 дней«равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

 

 

Выводы по лекции: 

1. Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного). 
 
2. В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика. 
 
     Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера. 
 
3. Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений. 
 
4. Изучение философских течений западной философии, вооружает офицерские кадры современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует мировоззрение. 
 
         Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкая 
классическая философия

1/ Концепция субъекта в философской  системе Канта 
2/ Субъективный идеализм И. Г. Фихте и

объективный идеализм Ф. Шеллинга 
3/ Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

4/ Антропологический материализм  Л. Фейербаха

5/ Диалектический материализм К.  Маркса и Ф. Энгельса.

Гуманистические тенденции в философии  К. Маркса.

Марксистское учение о практике и истине

Немецкая классическая философия представляет собой 
крупное и влиятельное течение философской мысли Но- 
вого времени, подводящее итог ее развитию на данном от- 
резке западноевропейской истории. Традиционно к этому 
течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, 
Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мысли- 
телей сближают общие идейно-теоретические корни, пре- 
емственность в постановке и разрешении проблем, непо- 
средственная личная зависимость: младшие учились у 
старших, современники общались друг с другом, спорили 
и обменивались идеями. По всем этим критериям, а также 
по содержательному разрешению философских проблем, 
к этому течению следует отнести и философское учение 
К. Маркса и Ф. Энгельса. В советской философии по идео- 
логическим соображениям учение К. Маркса и Ф. Энгельса 
представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий, 
качественно новый этап в развитии философского мышле- 
ния. Сейчас же, когда сняты «идеологические шоры» стало 
видно, что философское учение этих крупных мыслите- 
лей вполне вписывается в философскую традицию немец- 
кой классической философии, представляя собой завер- 
шающий этап ее эволюции.

Немецкая классическая философия внесла сущест- 
венный вклад в постановку и разработку философских 
проблем. В рамках этого течения была переосмыслена

заново сформулирована проблема отношения субъекта и 
объекта, разработан диалектический метод познания и 
преобразования действительности.

л.

Концепция субъекта в философской  системе Канта 
Родоначальником немецкой классической философии яв- 
ляется И. Кант (1724—1804). В интеллектуальном разви- 
тии Канта выделяют два периода: докритический и кри- 
тический. В докритический период (до 1770г.) Кант вы- 
ступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, 
физик, географ. Ему принадлежит первенство в обоснова- 
нии зависимости приливов и отливов от положения Луны, 
а также обоснование научной гипотезы о происхождении 
Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта 
гипотеза, скорректированная великим физиком Лапла- 
сом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами 
как один из возможных вариантов объяснения происхож- 
дения Вселенной. В работах этого периода и, прежде все- 
го, в знаменитой «Всеобщей естественной истории и те- 
ории Неба» (1755 г.) Кант выступал как стихийный матери- 
алист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития 
природы.

Но специфическая кантовская философия, заложив- 
шая основы всей немецкой классической философии, 
сформировалась в так называемый критический период, 
после опубликования им трех «Критик» — «Критики чис- 
того разума» (1781 г.), «Критики практического разума» 
(1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Все 
эти работы связаны единым замыслом и представляют со- 
бой последовательные ступени обоснования системы 
трансцендентального идеализма (так Кант называл свою 
философскую систему). Второй период творчества Канта 
назван «критическим» не только потому, что «Критиками» 
назывались основные произведения этого периода, а пото- 
му, что Кант поставил перед собой задачу провести в них 
критический анализ всей предшествующей ему филосо- 
фии; противопоставить критический подход при оценке 
возможностей и способностей человека господствующему 
до него, какой считал, догматическому подходу.

 

Кант осуществил коренной переворот в постановке и 
решении философских проблем. В средневековой филосо- 
фии и философии эпохи Возрождения центральной час- 
тью философских систем является учение о бытии — он- 
тологии. Философы Нового времени — Спиноза, Локк, Бэ- 
кон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы 
гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии 
— взаимодействии субъекта и объекта — докантовская 
философия акцентировала внимание на анализе объекта 
познания. Кант же делает предметом философии специ- 
фику познающего субъекта, который, по его мнению, оп- 
ределяет способ познания и контролирует предмет зна- 
ния. В философии Нового времени до Канта субъективное 
начало рассматривалось как помеха на пути к истинному 
знанию, как то, что искажает и затемняет действительное 
положение вещей (вспомним учение об идолах Ф. Бэкона). 
У Канта же возникает задача: установить различие меж- 
ду субъективными и объективными элементами знания в 
самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. 
Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые 
в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В са- 
мом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический 
(опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сто- 
рону опыта). К эмпирическому уровню он относит индиви- 
дуально-психологические особенности человека, к транс- 
цендентальному — надындивидуальное начало в челове- 
ке, т.е. всеобщие определения человека как такового, 
человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем « Критики чистого разу - 
ма»: как возможно достоверное научное знание. Это про- 
блема конкретизируется у Канта в три частных проблемы: 
Как возможна математика? Как возможна физика (есте- 
ствознание)? И как возможна метафизика (философия)? 
Необходимо отметить различие кантовского подхода к 
трем отраслям знания. Кант уверен в научном характере 
математики и естествознания, и его критическое исследо- 
вание сводится у него к попытке выяснить, чем объясняет- 
ся и от чего зависит их научность. Но к метафизике (фило- 
софии) Кант подходит критически в том смысле, что ста- 
вит под вопрос возможна ли метафизика вообще в качестве 
науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос. Несколько позже мы рассмотрим аргументацию Канта по это- 
му вопросу. А сейчас посмотрим, как же Кант обосновыва- 
ет достоверность научного знания.

Кант считает, что достоверное знание — это значит 
объективное знание. Объективность же, по Канту, отож- 
дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо- 
вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха- 
рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не- 
обходимости. Объективность знания, считает Кант, 
обусловливается структурой трансцендентального субъ- 
екта, его надындивидуальными качествами и свойствами. 
Познающему субъекту по природе присущи некоторые 
врожденные (доопытные) формы подхода к действитель- 
ности, из самой действительности невыводимые: прост- 
ранство, время, формы рассудка. Пространство и время, 
по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не- 
зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные 
формы чувственности человека, изначально присущие че- 
ловеку как представителю человечества. Пространство — 
это врожденная доопытная форма внутреннего чувства 
(или внешнего созерцания). Время — это врожденная фор- 
ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате- 
матика как наука и возможна на основе функционирова- 
ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Доопытные формы чувственности  — пространство и 
время - создают предпосылки достоверности математиче- 
ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи- 
тельность осуществляется на основе деятельности второй 
познавательной способности — рассудка. Рассудок — это 
мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рас- 
судок, по Канту, выполняет функцию подведения многооб- 
разного чувственного материала, организованного с помо- 
щью доопытных форм созерцания, под единство понятий и 
категорий. Не предмет является источником знаний о нем в 
виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка — 
понятия и категории — конструируют предмет. Поэтому и 
согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать, 
считает Кант, только то, что сами создали. Понятие и кате- 
гории носят независящий от индивидуального сознания не- 
обходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, осно- 
ванное на них, приобретает объективный характер.

Информация о работе Западная философия 19 век