Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.
Категория противоречия является
центральной в
данном законе. При раскрытии действия
этого закона,
прежде всего, Гегель подчеркивал существование
связи и
взаимодействия между противоположностями.
Он дока-
зывал, что истинные действительные противоположности
постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения,
что они представляют собой движущиеся,
взаимосвязан-
ные и взаимодействующие тенденции и моменты.
Нераз-
рывная взаимосвязь и взаимопроникновение
противопо-
ложностей выражаются в том, что каждая
из них, в каче-
стве своей противоположности, имеет не
просто некую
иную, а свою иную противоположность и
существует как
такова я лишь постольку, поскольку существует
эта ее про-
тивоположность. Взаимопроникновение
противополож-
ностей Гегель показывал на примере таких
явлений как
магнетизм и электричество. «Северный
полюс в магните,
— писал он, — не может быть без южного.
Если разрежем
магнит на две половины, то у нас не окажется
в одном куске северный полюс, а в другом
— южный. Точно также и в
электричестве положительное и отрицательное
электри-
чество не суть два различных, отдельно
существующих
флюида» (Гегель. Соч. Т.1. —С. 205).
Другой неотъемлемой стороной
диалектического про-
тиворечия является взаимное отрицание
сторон и тенден-
ций. Именно поэтому, стороны единого целого
суть проти-
воположности, они находятся не только
в состоянии взаи-
мосвязи, взаимообусловленности, но и
взаимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания.
Гегель подчер-
кивал, что противоположности в любой
форме их конкрет-
ного единства находятся в состоянии непрерывного
движе-
ния и такого взаимодействия между собой,
которое ведет к
их взаимным переходам друг в друга, к
развитию взаимо-
проникающих противоположностей, взаимопредполагаю-
щих одна другую и в то же время борющихся,
отрицающих
друг друга. Именно такого рода взаимоотношения
противо-
положностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению
Гегеля, являются
внутренней основой развития мира. Развитие
представ-
ляет собой процесс становления, обострения
и разреше-
ния противоречий. Попробуем описать
этот процесс. Каж-
дый предмет первоначально существует
как тождество
самому себе, в котором содержатся определенные
разли-
чия. В начале различия носят несущественный
характер,
затем превращаются в существенные и,
наконец, перехо-
дят в противоположности. Противоположности,
в данном
случае, отражают взаимоотношения таких
внутренне
присущих любому предмету сторон, которые
равным об-
разом отличаются друг от друга, но своими
действиями,
функциями одновременно обусловливают
и исключают
друг друга. Развитие противоположностей
достигает ста-
дии противоречия, которая фиксируется
моментом един-
ства и борьбы противоположностей. Вот
эта стадия ста-
новления противоречия, которая характеризуется
кон-
фликтом, острым противостоянием сторон,
разрешается
переходом противоположностей не только
друг к другу,
но и в более высокие формы развития данного
предмета.
Разрешение любого конфликта противоречий
представ-
ляет собой скачок, качественное изменение
данного объ-
екта, превращение его в качественно иной
объект, отрицание новым объектом старого,
возникновение новых,
иных противоречий, присущих объекту нового
качества.
Третий закон диалектики
— закон отрицания отри-
цания отражает, по Гегелю, общий
результат и направ-
ленность процесса развития.
Всяческое отрицание означает уничтожение
старого
качества новым, переход из одного качественного
состоя-
нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю,
непросто унич-
тожение старого новым. Оно обладает диалектической
природой. Эта диалектическая природа
проявляется в том,
что отрицание представляет собой единство
трех основ-
ных моментов: 1) преодоление старого; 2)
преемственность
в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в
двойном виде включает в се-
бя эти три момента и характеризует цикличность
разви-
тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего,
связывал с про-
хождением в процессе развития трех стадий:
утверждение
или положение (тезис), отрицание или противоположение
этого утверждения — (антитезис) и, наконец,
отрицание
отрицания, снятие противоположностей
(синтез). Эту су-
щественную сторону действия закона —
отрицание отри-
цания — Гегель демонстрирует как на абстрактном
уровне,
уровне движения чистой мысли, так и на
конкретных при-
мерах. Процесс отрицание отрицания, как
чисто логичес-
кий процесс, складывается, по Гегелю,
так, что мысль сна-
чала полагается, затем противополагается
самой себе и,
наконец, сменяется синтезирующей высшей
мыслью, в ко-
торой борьба снятых ею предыдущих мыслей,
как проти-
воположностей, является движущей силой
дальнейшего
развития логического процесса. На уровне
природы дейст-
вие этого закона Гегель иллюстрирует
на примере роста
растения. Берем, например, зернышко овса.
Бросим его в
землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий
это зер-
нышко. Стебель через какое-то время начинает
колоситься
и дает новое зерно, но уже в десятикратном
и более разме-
ре. Произошло отрицание отрицания.
Гегель придает значение
этому тройственному рит-
му, но не сводит цикличность в этой «триаде».
Главное в
этой цикличности состоит в том, что в
развитии осуществ-
ляется повторение прошлого, возвращение
к исходному
состоянию, «якобы к старому», но на принципиально
иной качественной основе Поэтому процесс
развития носит по-
ступательный характер. Поступательность
и повторяе-
мость придают цикличности спиралевидную
форму. Это
означает, что процесс развития представляет
собой не пря-
мую, а восходящую линию, обязательно включающую
в
себя возврат, «якобы к старому», и переходящую
на но-
вую, более высокую ступень. Каждая новая
ступень богаче
по своему содержанию, поскольку она включает
в себя все
лучшее, что было накоплено на предшествующей
ступени.
Этот процесс обозначен в гегелевской
философии терми-
ном «снятие». Таким образом, процесс развития
характе-
ризуется поступательным движением расширяющейся
спирали.
Помимо диалектического
истолкования категории и
разработки трех законов, диалектический
метод Гегеля
включает в себя также принципы анализа
действительно-
сти, как восхождение от абстрактного
к конкретному, со-
ответствие исторического и логического,
всесторонности и
другие Это наследие вошло в сокровищницу
мировой фи-
лософской мысли.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха
Первым немецким философом, подвергшим
развернутой
критике систему и метод Гегеля с материалистических
по-
зиций, был Л. Фейербах (1804—1872). Он слушал
лекции
Гегеля и в начале своей творческой деятельности
увлекал-
ся его философией, примыкал к леворадикальной
группе
его сторонников — младогегельянцев.
Однако в 1839 г. он
выпустил работу «К критике философии
Гегеля», свиде-
тельствующую о его разрыве с младогегельянцами
и пере-
ходе на позиции материализма и атеизма.
В 1841 г. Л. Фей-
ербах опубликовал свое самое крупное
философское про-
изведение, в котором содержались развернутая
критика
христианской теологии, обосновывалось
материалистиче-
ское мировоззрение.
Анализируя исходные посылки
гегелевской систе-
мы, Фейербах делает вывод о ее глубоком
родстве с теоло-
гией. «Учение Гегеля, что природа, реальность
положена
идеей, есть лишь рациональное выражение
теологическо-
156
го учения, что природа сотворена
Богом, что материальное
существо создано нематериальным, то есть
абстрактным
существом» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т.
1. —
М., 1955. —
С. 128). Критика Фейербахом философии
Геге-
ля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических
пред-
посылок, сближающих философию с религией.
По мнению
Фейербаха, религия и близкая с ней по
духу идеалистиче-
ская философия Гегеля имеют общие корни.
Они возника-
ют в результате отчуждения, объективирования,
то есть
абстрагирования и наделения самостоятельной
формой
существования человеческой сущности,
наиболее общих
свойств человеческого рода. Наиболее
общими свойствами
человеческого рода являются разум, бессмертие,
могуще-
ство, благо. Бог, по Фейербаху, — это объективированная
абстракция, существующая лишь в головах
людей. «Бес-
конечная или божественная сущность, —
пишет он в рабо-
те «Сущность
христианства», — есть духовная сущ-
ность человека, которая, однако, обособляется
от человека
и представляется как самостоятельное
существо» (Фейер-
бах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. — М., 1955.
— С. 320).
Так, в сознании совершается переворачивание
действи-
тельных отношений: подлинный творец Бога
— человек
ставится в зависимость от последнего.
Чем больше атрибу-
тов приписывается Богу, тем беднее становится
человек,
ибо все эти атрибуты он отнимает у себя.
Фейербах стре-
мится возродить у человека чувства самоутверждения
и
достоинства И сделать это, по его мнению,
можно только
на основе материалистического мировоззрения.
При обосновании
ния Фейербах отказывается использовать
понятие «мате-
рия». Этот термин, как и само понятие «материализм»,
ка-
жется ему неприемлемым в силу сложившегося
в общест-
венном сознании отрицательного к ним
отношения.
Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает
ис-
пользовать понятие «природа» Поэтому
может быть более
целесообразней его мировоззрение называть
натурализ-
мом. Природа, по Фейербаху, существует
вечно. Она неза-
висима ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Натурализм в философских
системах может прини-
мать космический характер. Так было в
философии антич-
ности и эпохи Возрождения. Натурализм
в системе Л. Фей-
ния людей от их общественного бытия и его главного вида
— материального производства
— позволило Марксу пе-
реосмыслить роль духовной деятельности
человека. По
мнению Маркса, идеи и теории пусть даже
самые ради-
кальные и благожелательные не могут служить
причина-
ми исторических изменений реальности.
Они лишь отра-
жают объективную реальность и могут быть
применены
лишь тогда, когда в этой реальности создадутся
благопри-
ятные возможности. «Сознание с самого
начала есть обще-
ственный продукт и остается им пока существуют
люди,
— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии»
(Соч. Т. 3. — С. 29). Таким образом, по Марксу и
Энгельсу,
сознание есть ничто иное как отражение
и осознание людь-
ми своего общественного бытия, способа
производства ма-
териальных благ, деятельности и межчеловеческого
об-
щения.
На основе материалистической
концепции истории
Маркс и Энгельс сформировали свое учение
об идеологии.
С точки зрения Маркса и Энгельса,
характерными для иде-
ологии представления о самодетерминации,
автономной
форме существования сознания, в результате
чего созда-
ются ложные, предвзятые схемы самодетерминации,
под
которые подгоняется действительность.
Идеология — это,
прежде всего, «ложное сознание». Источник
«ложного со-
знания» Маркс и Энгельс видели не в случайных
заблуж-
дениях и ошибках людей, не в сфере самого
сознания, а вне
ее—в социальной действительности. Идеология,
по Марк-
су и Энгельсу, как процесс формирования
«ложного созна-
ния» протекает в том случае, когда сама
действительность
существует в извращенном виде. Таким
образом, идеоло-
гия отражает действительные противоречия
историчес-
кого процесса, но в тех их проявлениях,
когда господству-
ет отчуждение, когда действительные отношения
перево-
рачиваются с ног на голову.
К. Маркс и Ф. Энгельс
подчеркивали социально-клас-
совую сущность идеологии. Идеология —
это плод соци-
ального расслоения общества. Она возникла,
когда возник-
ли классы, имеющие свои специфические
интересы и це-
ли. Теоретической формой отражения и
выражения этих
интересов и целей является идеология.
Классовый харак-
тер обусловливает односторонний, субъективный
харак-
164
тер идеологических конструкций.
В этих конструкциях
происходит сознательный отбор материала,
поскольку оп-
ределенные социальные установки не позволяют
вклю-
чить в идеологические системы противоречащие
социаль-
ной установке факты, то есть такие факты,
осмысление
которых вело бы к выводам, противоречащим
социальным
интересам. При этом идеология стремится
свой однообраз-
ный образ действительности выдать за
целое, за наиболее
полную картину действительности.
Концепция общественно-исторической,
предметно-
практической деятельности человека и
материалистичес-
кое понимание истории позволили К. Марксу
и Ф. Энгельсу
коренным образом преобразовать материализм.
Главным
фундаментным принципом их философской
системы ста-
новится принцип практики. С позиций этого
принципа
Маркс и Энгельс анализируют и оценивают
всю предшест-
вующую философию, дают позитивное решение
многих
проблем, поставленных немецкой классической
филосо-
фией. «Вся общественная жизнь является
по существу
практической. Все мистерии, которые уводят
теорию в ми-
стицизм, находят свое рациональное разрешение
в челове-
ческой практике и в понимании этой практики»,
— писал
Маркс в знаменитых «Тезисах о Фейербахе» (Соч. Т. 42. —
С. 263). Практика
исходна и первична по отношению ко все-
му духовному миру, из нее можно объяснить
все самые
сложные социальные процессы и духовные
явления.
Понятие «практика» в марксистском
представлении,
прежде всего противостоит широко используемому
поня-
тию «опыт». В понятии «опыт», по мнению
основоположни-
ков диалектического материализма, заложена
пассивная
позиция человека. Мир воздействует на
человека — чело-
век отражает этот мир. Опыт истолковывается
как сово-
купность взаимосвязи человека с внешним
миром, это
нечеткое двусмысленное понятие. Маркс
и Энгельс стре-
мились подчеркнуть активную, деятельную,
преобразова-
тельную позицию человека в этом мире.
Понятие «труд»,
«производство» в какой-то мере достигали
этой цели, но не
могли служить в качестве основополагающего
философ-
ского принципа. Понятие «практика» выражает
бесконеч-
но многообразные формы взаимодействия
людей с приро-
дой и друг с другом в процессе материального
и духовного