Западная философия 19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

Работа содержит 1 файл

Западная философия 19 век.docx

— 109.89 Кб (Скачать)

Категория противоречия является центральной в 
данном законе. При раскрытии действия этого закона, 
прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и 
взаимодействия между противоположностями. Он дока- 
зывал, что истинные действительные противоположности 
постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, 
что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан- 
ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз- 
рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо- 
ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче- 
стве своей противоположности, имеет не просто некую 
иную, а свою иную противоположность и существует как 
такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про- 
тивоположность. Взаимопроникновение противополож- 
ностей Гегель показывал на примере таких явлений как 
магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, 
— писал он, — не может быть без южного. Если разрежем 
магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом — южный. Точно также и в 
электричестве положительное и отрицательное электри- 
чество не суть два различных, отдельно существующих 
флюида» (Гегель. Соч. Т.1. —С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического про- 
тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден- 
ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти- 
воположности, они находятся не только в состоянии взаи- 
мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, 
взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер- 
кивал, что противоположности в любой форме их конкрет- 
ного единства находятся в состоянии непрерывного движе- 
ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к 
их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо- 
проникающих противоположностей, взаимопредполагаю- 
щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих 
друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо- 
положностей Гегель называл противоречиями.

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются 
внутренней основой развития мира. Развитие представ- 
ляет собой процесс становления, обострения и разреше- 
ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж- 
дый предмет первоначально существует как тождество 
самому себе, в котором содержатся определенные разли- 
чия. В начале различия носят несущественный характер, 
затем превращаются в существенные и, наконец, перехо- 
дят в противоположности. Противоположности, в данном 
случае, отражают взаимоотношения таких внутренне 
присущих любому предмету сторон, которые равным об- 
разом отличаются друг от друга, но своими действиями, 
функциями одновременно обусловливают и исключают 
друг друга. Развитие противоположностей достигает ста- 
дии противоречия, которая фиксируется моментом един- 
ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста- 
новления противоречия, которая характеризуется кон- 
фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается 
переходом противоположностей не только друг к другу, 
но и в более высокие формы развития данного предмета. 
Разрешение любого конфликта противоречий представ- 
ляет собой скачок, качественное изменение данного объ- 
екта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, 
иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Третий закон диалектики — закон отрицания отри- 
цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ- 
ленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого 
качества новым, переход из одного качественного состоя- 
нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич- 
тожение старого новым. Оно обладает диалектической 
природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, 
что отрицание представляет собой единство трех основ- 
ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность 
в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в се- 
бя эти три момента и характеризует цикличность разви- 
тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про- 
хождением в процессе развития трех стадий: утверждение 
или положение (тезис), отрицание или противоположение 
этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание 
отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су- 
щественную сторону действия закона — отрицание отри- 
цания — Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, 
уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при- 
мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес- 
кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна- 
чала полагается, затем противополагается самой себе и, 
наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко- 
торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти- 
воположностей, является движущей силой дальнейшего 
развития логического процесса. На уровне природы дейст- 
вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста 
растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в 
землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер- 
нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься  
и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме- 
ре. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному рит- 
му, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в 
этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ- 
ляется повторение прошлого, возвращение к исходному 
состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе Поэтому процесс развития носит по- 
ступательный характер. Поступательность и повторяе- 
мость придают цикличности спиралевидную форму. Это 
означает, что процесс развития представляет собой не пря- 
мую, а восходящую линию, обязательно включающую в 
себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на но- 
вую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче 
по своему содержанию, поскольку она включает в себя все 
лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. 
Этот процесс обозначен в гегелевской философии терми- 
ном «снятие». Таким образом, процесс развития характе- 
ризуется поступательным движением расширяющейся 
спирали.

Помимо диалектического  истолкования категории и 
разработки трех законов, диалектический метод Гегеля 
включает в себя также принципы анализа действительно- 
сти, как восхождение от абстрактного к конкретному, со- 
ответствие исторического и логического, всесторонности и 
другие Это наследие вошло в сокровищницу мировой фи- 
лософской мысли.

Антропологический материализм Л. Фейербаха 
Первым немецким философом, подвергшим развернутой 
критике систему и метод Гегеля с материалистических по- 
зиций, был Л. Фейербах (1804—1872). Он слушал лекции 
Гегеля и в начале своей творческой деятельности увлекал- 
ся его философией, примыкал к леворадикальной группе 
его сторонников — младогегельянцев. Однако в 1839 г. он 
выпустил работу «К критике философии Гегеля», свиде- 
тельствующую о его разрыве с младогегельянцами и пере- 
ходе на позиции материализма и атеизма. В 1841 г. Л. Фей- 
ербах опубликовал свое самое крупное философское про- 
изведение, в котором содержались развернутая критика 
христианской теологии, обосновывалось материалистиче- 
ское мировоззрение.

Анализируя исходные посылки  гегелевской систе- 
мы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теоло- 
гией. «Учение Гегеля, что природа, реальность положена 
идеей, есть лишь рациональное выражение теологическо-

156

го учения, что природа сотворена Богом, что материальное 
существо создано нематериальным, то есть абстрактным 
существом» (Фейербах Л. Избр. философ, произв. Т. 1. — 
М., 1955. — С. 128). Критика Фейербахом философии Геге- 
ля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических пред- 
посылок, сближающих философию с религией. По мнению 
Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистиче- 
ская философия Гегеля имеют общие корни. Они возника- 
ют в результате отчуждения, объективирования, то есть 
абстрагирования и наделения самостоятельной формой 
существования человеческой сущности, наиболее общих 
свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами 
человеческого рода являются разум, бессмертие, могуще- 
ство, благо. Бог, по Фейербаху, — это объективированная 
абстракция, существующая лишь в головах людей. «Бес- 
конечная или божественная сущность, — пишет он в рабо- 
те «Сущность христианства», — есть духовная сущ- 
ность человека, которая, однако, обособляется от человека 
и представляется как самостоятельное существо» (Фейер- 
бах Л. Избр. философ, произв. Т. 2. — М., 1955. — С. 320). 
Так, в сознании совершается переворачивание действи- 
тельных отношений: подлинный творец Бога — человек 
ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибу- 
тов приписывается Богу, тем беднее становится человек, 
ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стре- 
мится возродить у человека чувства самоутверждения и 
достоинства И сделать это, по его мнению, можно только 
на основе материалистического мировоззрения.

При обосновании материалистического  мировоззре- 
ния Фейербах отказывается использовать понятие «мате- 
рия». Этот термин, как и само понятие «материализм», ка- 
жется ему неприемлемым в силу сложившегося в общест- 
венном сознании отрицательного к ним отношения. 
Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает ис- 
пользовать понятие «природа» Поэтому может быть более 
целесообразней его мировоззрение называть натурализ- 
мом. Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она неза- 
висима ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Натурализм в философских  системах может прини- 
мать космический характер. Так было в философии антич- 
ности и эпохи Возрождения. Натурализм в системе Л. Фей-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния людей от их общественного бытия и его главного вида

— материального производства — позволило Марксу пе- 
реосмыслить роль духовной деятельности человека. По 
мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради- 
кальные и благожелательные не могут служить причина- 
ми исторических изменений реальности. Они лишь отра- 
жают объективную реальность и могут быть применены 
лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри- 
ятные возможности. «Сознание с самого начала есть обще- 
ственный продукт и остается им пока существуют люди,

— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» 
(Соч. Т. 3. — С. 29). Таким образом, по Марксу и Энгельсу, 
сознание есть ничто иное как отражение и осознание людь- 
ми своего общественного бытия, способа производства ма- 
териальных благ, деятельности и межчеловеческого об- 
щения.

На основе материалистической концепции истории 
Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии. 
С точки зрения Маркса и Энгельса, характерными для иде- 
ологии представления о самодетерминации, автономной 
форме существования сознания, в результате чего созда- 
ются ложные, предвзятые схемы самодетерминации, под 
которые подгоняется действительность. Идеология — это, 
прежде всего, «ложное сознание». Источник «ложного со- 
знания» Маркс и Энгельс видели не в случайных заблуж- 
дениях и ошибках людей, не в сфере самого сознания, а вне 
ее—в социальной действительности. Идеология, по Марк- 
су и Энгельсу, как процесс формирования «ложного созна- 
ния» протекает в том случае, когда сама действительность 
существует в извращенном виде. Таким образом, идеоло- 
гия отражает действительные противоречия историчес- 
кого процесса, но в тех их проявлениях, когда господству- 
ет отчуждение, когда действительные отношения перево- 
рачиваются с ног на голову.

К. Маркс и Ф. Энгельс  подчеркивали социально-клас- 
совую сущность идеологии. Идеология — это плод соци- 
ального расслоения общества. Она возникла, когда возник- 
ли классы, имеющие свои специфические интересы и це- 
ли. Теоретической формой отражения и выражения этих 
интересов и целей является идеология. Классовый харак- 
тер обусловливает односторонний, субъективный харак-

164

тер идеологических конструкций. В этих конструкциях 
происходит сознательный отбор материала, поскольку оп- 
ределенные социальные установки не позволяют вклю- 
чить в идеологические системы противоречащие социаль- 
ной установке факты, то есть такие факты, осмысление 
которых вело бы к выводам, противоречащим социальным 
интересам. При этом идеология стремится свой однообраз- 
ный образ действительности выдать за целое, за наиболее 
полную картину действительности.

Концепция общественно-исторической, предметно- 
практической деятельности человека и материалистичес- 
кое понимание истории позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу 
коренным образом преобразовать материализм. Главным 
фундаментным принципом их философской системы ста- 
новится принцип практики. С позиций этого принципа 
Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю предшест- 
вующую философию, дают позитивное решение многих 
проблем, поставленных немецкой классической филосо- 
фией. «Вся общественная жизнь является по существу 
практической. Все мистерии, которые уводят теорию в ми- 
стицизм, находят свое рациональное разрешение в челове- 
ческой практике и в понимании этой практики», — писал 
Маркс в знаменитых «Тезисах о Фейербахе» (Соч. Т. 42. — 
С. 263). Практика исходна и первична по отношению ко все- 
му духовному миру, из нее можно объяснить все самые 
сложные социальные процессы и духовные явления.

Понятие «практика» в марксистском представлении, 
прежде всего противостоит широко используемому поня- 
тию «опыт». В понятии «опыт», по мнению основоположни- 
ков диалектического материализма, заложена пассивная 
позиция человека. Мир воздействует на человека — чело- 
век отражает этот мир. Опыт истолковывается как сово- 
купность взаимосвязи человека с внешним миром, это 
нечеткое двусмысленное понятие. Маркс и Энгельс стре- 
мились подчеркнуть активную, деятельную, преобразова- 
тельную позицию человека в этом мире. Понятие «труд», 
«производство» в какой-то мере достигали этой цели, но не 
могли служить в качестве основополагающего философ- 
ского принципа. Понятие «практика» выражает бесконеч- 
но многообразные формы взаимодействия людей с приро- 
дой и друг с другом в процессе материального и духовного

Информация о работе Западная философия 19 век