Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.
Универсальная схема творческой
деятельности «ми-
рового духа» раскрывается у Гегеля на
основе процесса са-
моразвития «Абсолютной идеи». «Абсолютная
идея», по
учению Гегеля, представляет собой субстанцию
мира, уни-
версум во всей его полноте. Она существует
вечно и содер-
жит в скрытом, «свернутом» виде все возможные
опреде-
ления природных, общественных и духовных
явлений. В
процессе саморазвития «Абсолютная идея»
проходит раз-
личные стадии в виде последовательного
движения от аб-
страктного — общих определений к определениям,
обога-
щенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия
«Абсолютной идеи»
является логика. Логика, по Гегелю,
— это научно-теоре-
тическое осознание « Абсолютной идеи
». Через логику « Аб-
солютная идея» раскрывается в ее всеобщем
содержании
в виде системы категорий, начиная от самых
бедных — бы-
тия, небытия, наличного бытия, качества,
количества и
т. д., и кончая конкретными, многообразно
определяемыми
понятиями — химизма, биологизма, познания
и т. д. Гегель
характеризовал категории как текущие,
находящиеся в состоянии непрерывного
самопроизвольного движения
чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию
катего-
рии не нуждаются в чувственно-воспринимаемом
матери-
але. Как чистые мысли и ступени развития
идеи они, сами
по себе, содержательны и поэтому составляют
сущность
вещей.
Следующий этап саморазвития
— природа — наибо-
лее слабая часть его системы. Гегель плохо
знал естество-
знание и поэтому в философии природы
можно встретить
много неточностей, ошибок. Гегель очень
низко оценивает
природу. Природа, по Гегелю, это необходимое
в процессе
развития «Абсолютной идеи», но все же
вспомогательное
средство. Создавая природу, или, точнее,
превращаясь в
природу, «Абсолютная идея» опредмечивает
себя, и, тем са-
мым, отчуждается от своей истинной сущности
и предстает
в виде конечных чувственных, телесных
единичностей.
По Гегелю, Бог создает
природу с той целью, чтобы
из
природы возник человек и вместе с ним
человеческий дух.
Первой стадией развития человеческого
духа является, по
Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух
рассмат-
ривается Гегелем на трех уровнях: антропологии,
феноме-
нологии и психологии. Антропология раскрывает
душу как
чувствующую субстанцию, феноменология
исследует
превращение души в сознание по ступеням:
сознание —
самосознание — разум; психология показывает
теорети-
ческие и практические способности духа.
Второй стадией развития
человеческого духа явля-
ется объективный дух. Объективный дух
охватывает у
Гегеля сферу социальной жизни и понимается
как свер-
хиндивидуальная целостность, возвышающаяся
над от-
дельными людьми и проявляющаяся через
их различные
связи и отношения. Объективный дух разворачивается
в
праве, морали, нравственности, государстве,
религии, ис-
кусстве. Высшей формой самореализации
Абсолютной
идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным
духом
Гегель разумеет совокупную духовную
деятельность че-
ловечества на протяжении тысячелетий
развития все-
мирной истории. Иначе говоря, — это духовная
деятель-
ность, сменяющих друг друга человеческих
поколений.
Таким образом, Абсолютный дух — это та
же Абсолютная
идея, скрыто работающая в человеческих
целях и делах, в
деятельности всех человеческих
поколений, это их внут-
ренняя идеальная сущность, скрытая причина
всех дея-
ний и познаний.
У Гегеля понятия Абсолютная
идея и Абсолютный
дух нередко употребляются в одном и том
же значении.
«Дух есть всегда идея», — пишет Гегель.
Но не следует упу-
скать и различия у этих понятий Идея —
это субстанция,
чистая всеобщность. Дух — та же идея,
но в ее реальном
выражении в виде различных форм интеллектуальной
де-
ятельности людей, начиная от низших, чувственных
форм
и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном
духе осуще-
ствляется полное совпадение идеи мышления
и бытия.
Идея познает бытие во всем многообразии
его определений.
Так Гегель разрешает поставленную Кантом
проблему со-
гласования субъекта и объекта, мышления
и бытия.
Однако, естественно, возникает
вопрос, когда же про-
изошло и почему вообще на каком-то конкретном
историче-
ском этапе могло произойти это событие?
И здесь Гегель по-
падает в зависимость от логики развития
системы. Всякая
система, по его мнению, должна быть завершена,
то есть да-
вать окончательные ответы на поставленные
вопросы. Дви-
жение Абсолютной идеи, а следовательно,
и всего предмет-
ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто
в определен-
ный круг. У Гегеля получается, что высшей
формой и концом
развития Абсолютной идеи, где она осознает
самое себя и
весь пройденный ею путь и становится
Абсолютным духом,
является философская система самого
Гегеля. Отныне вос-
ходящее движение Абсолютной идеи прекращается
и даль-
нейший процесс движения может быть мыслим
как замкну-
тый круг, простое повторение идеей пройденного
пути.
Отсюда неизбежно вытекали
социально-политичес-
кие следствия. Поскольку в философской
системе Гегеля
человечество пришло к познанию абсолютной
истины, по-
скольку и время и место, где творил Гегель
— Германия
времен кайзера Вильгельма, является высшим
этапом ис-
торического развития. Здесь явно присутствует
идеологи-
ческий оттенок, направленный на увековечивание
монар-
хического строя. Но социально-политические
следствия
не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы
для разви-
тия немецкого национализма. Он учил, что
этому, якобы
осуществляющемуся в Германии высшему
этапу разви тия идеи, соответствует и
наиболее совершенная немец-
кая система общественного и государственного
устройст-
ва, а немецкий народ является избранным
народом. Что лее
касается всех других народов мира, то
они, по Гегелю, или
уже сыграли свою роль в истории, или вообще
не способны
к самостоятельной исторической роли.
В определенном противоречии
с системой находится
диалектический метод Гегеля. Диалектический метод
предполагает рассмотрение всех явлений
и процессов во
всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности
и разви-
тия. Этот метод в философии встречался
и до Гегеля. Пер-
воначально термин «диалектика» означал
искусство веде-
ния спора и разрабатывался, по преимуществу,
в целях
совершенствования ораторского искусства.
Родоначаль-
никами диалектики можно считать Сократа
и софистов.
Вместе с тем, диалектика разрабатывалась
в философии
как метод анализа действительности. Вспомним
учение о
развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта
и т. д. Однако
только Гегель придал диалектике наиболее
развитую и со-
вершенную форму.
Гегель характеризовал
диалектику как движущую
душу истинного познания, как принцип,
вносящий в со-
держание науки внутреннюю связь и необходимость.
За-
слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,
состоит в том, что он дал диалектический
анализ всех важ-
нейших категорий философии и сформировал
три основ-
ных закона: закон перехода количественных
изменений в
качественные, закон взаимопроникновения
противопо-
ложностей и закон отрицания отрицания.
Рассмотрим
кратко содержание этих законов.
Закон перехода
количественных изменений в каче-
ственные описывает механизм саморазвития.
Гегель дал,
прежде всего, определение категорий качества,
количест-
ва и меры, считая их тремя формами начальной
ступени
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал
как тождест-
венную с бытием внутреннюю определенность. Качество
— это внутренняя определенность
предмета, явление, ко-
торое характеризует предмет или явление
в целом. Каче-
ственное своеобразие предметов, явлений
выступает,
прежде всего, как их специфика, оригинальность,
неповто-
римость, как то, что отличает данный предмет
от другого.
150
Качество любого предмета,
явления, по Гегелю, оп-
ределяется через его свойства. Свойства предмета — это
способность его определенным образом
соотноситься, вза-
имодействовать с другими предметами.
То есть свойства
проявляются в отношении между предметами,
явлениями
и т. д. Сами по себе свойства не существуют.
Глубинной ос-
новой свойств является качество того
или иного предмета,
т. е. свойство — это проявление качества
в одном из многих
отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает
как внутреннее основание всех
свойств, присущих данной вещи, но это
внутреннее осно-
вание проявляется только при взаимодействии
данного
предмета с другими предметами. Число
свойств у каждого
предмета теоретически бесконечно, ибо
в системе универ-
сального взаимодействия возможно бесконечное
количе-
ство взаимодействий. Различия между свойствами
пред-
мета и его качествами всегда относительны,
ибо, то, что
является свойством в одном отношении,
становится каче-
ством в другом отношении.
Количество Гегель
определял как внешнюю для бы-
тия определенность, видел в нем нечто
относительно без-
различное для той или иной вещи. Например,
дом остается
тем, что он есть, независимо от того, будет
ли он больше
или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель
рассматривал каче-
ство и количество как взаимопроникающие
противопо-
ложности и считал, что как нет качества
без количествен-
ных характеристик, так нет и не может
быть количества,
абсолютно лишенного качественной определенности.
Непосредственное конкретное
единство качества и
количества, качественно определенное
количество Гегель
выражал в категории меры. Мера — это не
просто указа-
тель на единство качества и количества
.в виде их связи
друг с другом, но и указание на определенное
соответствие
их друг другу. Мера — это единство качественной
и коли-
чественной определенности предмета,
показатель того,
что одному и тому же качеству может соответствовать
оп-
ределенный диапазон количественных характеристик.
Следовательно, понятие меры показывает,
что качеству
принадлежат не каждые, а лишь определенные
количест-
венные значения. Предельные количественные
значения,
которые может принимать данное качество,
границы ко личественных интервалов,
в рамках которых оно сущест-
вует, называются границами меры. Гегель
писал, что те
или иные предметы и явления могут изменяться
— умень-
шаться или увеличиваться — в количественном
отноше-
нии, но если эти количественные изменения
протекают в
границах специфической для каждого предмета
и явления
меры, то их качество остается прежним,
неизменным. Ес-
ли же подобное уменьшение или увеличение
перейдет гра-
ницы, выйдет за пределы своей меры, то
это необходимо
приведет к изменению качества: количество
перейдет в
новое качество. Так, например, «степень
температуры во-
ды, — писал Гегель, — сначала не оказывает
никакого вли-
яния на ее капельно-жидкое состояние,
но затем, при воз-
растании или уменьшении температуры
достигается точ-
ка, на которой это состояние сцепления
качественно
изменяется, и вода переходит с одной стороны,
в пар, и, с
другой — в лед» (Гегель. Соч. Т. 1. — С. 186).
Показывая переход количества
в качество, Гегель
обращал внимание на обратный процесс,
выраженный
этим законом, а именно, на переход качества
в количество.
Эти взаимопереходы Гегель рассматривал
как бесконеч-
ный процесс, который, по его мнению, состоит
в том, что ко-
личество, переходя в качество, отнюдь
не отрицает каче-
ства вообще, но отрицает лишь данное определение
каче-
ство, место которого одновременно занимает
другое
качество. Это вновь образованное качество
означает но-
вую меру, то есть новое конкретное единство
качества и
количества, которое делает возможным
дальнейшее коли-
чественное изменение нового качества
и переход количе-
ства в качество.
Гегель показал, что
переход от одной меры к другой,
от одного качества к другому совершается
всегда в резуль-
тате перерыва постепенного количественного
изменения,
в результате скачка. Скачок — это всеобщая
форма пере-
хода от одного качественного состояния
к другому. Гегель
характеризует скачок как сложное диалектическое
состо-
яние. Скачок — это единство бытия и небытия,
означаю-
щее, что старого качества уже нет, а нового качества
еще
нет, и одновременно, прежнее качество еще
есть, а новое
— уже есть. Скачок — это состояние
борьбы нового со ста-
рым, отмирание прежних качественных определенностей
и замена их новыми качественными состояниями.
Не су-
ществует другого вида перехода от одного
качественного
состояния в другое помимо скачка. Однако
скачок может
принимать бесконечное многообразие форм
в соответст-
вии со спецификой той или иной качественной
определен-
ности.
Второй закон диалектики
— закон взаимопроникно-
вения противоположностей вскрывает в развитии его
внутренний источник, импульс, побудительную
силу. Ос-
новой всякого развития, с точки зрения
этого закона, явля-
ется борьба противоположных сторон, тенденций
того или
иного процесса, явления. При характеристике
действия
этого закона Гегель оперирует категориями:
тождество,
различие, противоположности, противоречия.
Тождество —
категория выражающая равенство
объекта самому себе или нескольких объектов
друг другу.
Различие — это категория, выражающая
отношение не-
равенства объекта самому себе или объектов
друг другу.
Противоположность — это категория,
отражающая взаи-
моотношения таких сторон объекта или
объектов друг с
другом, которые коренным образом отличаются
друг от
друга. Противоречие — это процесс взаимопроникнове-
ния и взаимоотрицания противоположностей.