Западная философия 19 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

Работа содержит 1 файл

Западная философия 19 век.docx

— 109.89 Кб (Скачать)

Универсальная схема творческой деятельности «ми- 
рового духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса са- 
моразвития «Абсолютной идеи». «Абсолютная идея», по 
учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, уни- 
версум во всей его полноте. Она существует вечно и содер- 
жит в скрытом, «свернутом» виде все возможные опреде- 
ления природных, общественных и духовных явлений. В 
процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит раз- 
личные стадии в виде последовательного движения от аб- 
страктного — общих определений к определениям, обога- 
щенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия  «Абсолютной идеи» 
является логика. Логика, по Гегелю, — это научно-теоре- 
тическое осознание « Абсолютной идеи ». Через логику « Аб- 
солютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании 
в виде системы категорий, начиная от самых бедных — бы- 
тия, небытия, наличного бытия, качества, количества и 
т. д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми 
понятиями — химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель 
характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения 
чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию катего- 
рии не нуждаются в чувственно-воспринимаемом матери- 
але. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами 
по себе, содержательны и поэтому составляют сущность

вещей.

Следующий этап саморазвития — природа — наибо- 
лее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естество- 
знание и поэтому в философии природы можно встретить 
много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает 
природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе 
развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное 
средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в 
природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя, и, тем са- 
мым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает 
в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает  природу с той целью, чтобы  из 
природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. 
Первой стадией развития человеческого духа является, по 
Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассмат- 
ривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноме- 
нологии и психологии. Антропология раскрывает душу как 
чувствующую субстанцию, феноменология исследует 
превращение души в сознание по ступеням: сознание — 
самосознание — разум; психология показывает теорети- 
ческие и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа явля- 
ется объективный дух. Объективный дух охватывает у 
Гегеля сферу социальной жизни и понимается как свер- 
хиндивидуальная целостность, возвышающаяся над от- 
дельными людьми и проявляющаяся через их различные 
связи и отношения. Объективный дух разворачивается в 
праве, морали, нравственности, государстве, религии, ис- 
кусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной 
идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом 
Гегель разумеет совокупную духовную деятельность че- 
ловечества на протяжении тысячелетий развития все- 
мирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятель- 
ность, сменяющих друг друга человеческих поколений. 
Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная 
идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в

деятельности всех человеческих поколений, это их внут- 
ренняя идеальная сущность, скрытая причина всех дея- 
ний и познаний.

У Гегеля понятия Абсолютная идея и Абсолютный 
дух нередко употребляются в одном и том же значении. 
«Дух есть всегда идея», — пишет Гегель. Но не следует упу- 
скать и различия у этих понятий Идея — это субстанция, 
чистая всеобщность. Дух — та же идея, но в ее реальном 
выражении в виде различных форм интеллектуальной де- 
ятельности людей, начиная от низших, чувственных форм 
и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуще- 
ствляется полное совпадение идеи мышления и бытия. 
Идея познает бытие во всем многообразии его определений. 
Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему со- 
гласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

Однако, естественно, возникает  вопрос, когда же про- 
изошло и почему вообще на каком-то конкретном историче- 
ском этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель по- 
падает в зависимость от логики развития системы. Всякая 
система, по его мнению, должна быть завершена, то есть да- 
вать окончательные ответы на поставленные вопросы. Дви- 
жение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предмет- 
ного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определен- 
ный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом 
развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и 
весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом, 
является философская система самого Гегеля. Отныне вос- 
ходящее движение Абсолютной идеи прекращается и даль- 
нейший процесс движения может быть мыслим как замкну- 
тый круг, простое повторение идеей пройденного пути.

Отсюда неизбежно вытекали социально-политичес- 
кие следствия. Поскольку в философской системе Гегеля 
человечество пришло к познанию абсолютной истины, по- 
скольку и время и место, где творил Гегель — Германия 
времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом ис- 
торического развития. Здесь явно присутствует идеологи- 
ческий оттенок, направленный на увековечивание монар- 
хического строя. Но социально-политические следствия 
не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для разви- 
тия немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы 
осуществляющемуся в Германии высшему этапу разви тия идеи, соответствует и наиболее совершенная немец- 
кая система общественного и государственного устройст- 
ва, а немецкий народ является избранным народом. Что лее 
касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или 
уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны 
к самостоятельной исторической роли.

В определенном противоречии с системой находится 
диалектический метод Гегеля. Диалектический метод 
предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во 
всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви- 
тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер- 
воначально термин «диалектика» означал искусство веде- 
ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях 
совершенствования ораторского искусства. Родоначаль- 
никами диалектики можно считать Сократа и софистов. 
Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии 
как метод анализа действительности. Вспомним учение о 
развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако 
только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со- 
вершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую 
душу истинного познания, как принцип, вносящий в со- 
держание науки внутреннюю связь и необходимость. За- 
слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, 
состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ- 
нейших категорий философии и сформировал три основ- 
ных закона: закон перехода количественных изменений в 
качественные, закон взаимопроникновения противопо- 
ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим 
кратко содержание этих законов.

Закон перехода количественных изменений в каче- 
ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, 
прежде всего, определение категорий качества, количест- 
ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени 
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест- 
венную с бытием внутреннюю определенность. Качество 
— это внутренняя определенность предмета, явление, ко- 
торое характеризует предмет или явление в целом. Каче- 
ственное своеобразие предметов, явлений выступает, 
прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто- 
римость, как то, что отличает данный предмет от другого.

150

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп- 
ределяется через его свойства. Свойства предмета — это 
способность его определенным образом соотноситься, вза- 
имодействовать с другими предметами. То есть свойства 
проявляются в отношении между предметами, явлениями 
и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос- 
новой свойств является качество того или иного предмета, 
т. е. свойство — это проявление качества в одном из многих 
отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает  как внутреннее основание всех 
свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно- 
вание проявляется только при взаимодействии данного 
предмета с другими предметами. Число свойств у каждого 
предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ- 
сального взаимодействия возможно бесконечное количе- 
ство взаимодействий. Различия между свойствами пред- 
мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что 
является свойством в одном отношении, становится каче- 
ством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бы- 
тия определенность, видел в нем нечто относительно без- 
различное для той или иной вещи. Например, дом остается 
тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше 
или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче- 
ство и количество как взаимопроникающие противопо- 
ложности и считал, что как нет качества без количествен- 
ных характеристик, так нет и не может быть количества, 
абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственное конкретное единство качества и 
количества, качественно определенное количество Гегель 
выражал в категории меры. Мера — это не просто указа- 
тель на единство качества и количества .в виде их связи 
друг с другом, но и указание на определенное соответствие 
их друг другу. Мера — это единство качественной и коли- 
чественной определенности предмета, показатель того, 
что одному и тому же качеству может соответствовать оп- 
ределенный диапазон количественных характеристик. 
Следовательно, понятие меры показывает, что качеству 
принадлежат не каждые, а лишь определенные количест- 
венные значения. Предельные количественные значения, 
которые может принимать данное качество, границы ко личественных интервалов, в рамках которых оно сущест- 
вует, называются границами меры. Гегель писал, что те 
или иные предметы и явления могут изменяться — умень- 
шаться или увеличиваться — в количественном отноше- 
нии, но если эти количественные изменения протекают в 
границах специфической для каждого предмета и явления 
меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес- 
ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра- 
ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо 
приведет к изменению качества: количество перейдет в 
новое качество. Так, например, «степень температуры во- 
ды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого вли- 
яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз- 
растании или уменьшении температуры достигается точ- 
ка, на которой это состояние сцепления качественно 
изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с 
другой — в лед» (Гегель. Соч. Т. 1. — С. 186).

Показывая переход количества в качество, Гегель 
обращал внимание на обратный процесс, выраженный 
этим законом, а именно, на переход качества в количество. 
Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч- 
ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко- 
личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче- 
ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче- 
ство, место которого одновременно занимает другое 
качество. Это вновь образованное качество означает но- 
вую меру, то есть новое конкретное единство качества и 
количества, которое делает возможным дальнейшее коли- 
чественное изменение нового качества и переход количе- 
ства в качество.

Гегель показал, что  переход от одной меры к другой, 
от одного качества к другому совершается всегда в резуль- 
тате перерыва постепенного количественного изменения, 
в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма пере- 
хода от одного качественного состояния к другому. Гегель 
характеризует скачок как сложное диалектическое состо- 
яние. Скачок — это единство бытия и небытия, означаю- 
щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще 
нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое 
— уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со ста- 
рым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не су- 
ществует другого вида перехода от одного качественного 
состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может 
принимать бесконечное многообразие форм в соответст- 
вии со спецификой той или иной качественной определен- 
ности.

Второй закон диалектики — закон взаимопроникно- 
вения противоположностей вскрывает в развитии его 
внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос- 
новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля- 
ется борьба противоположных сторон, тенденций того или 
иного процесса, явления. При характеристике действия 
этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, 
различие, противоположности, противоречия.

Тождество — категория выражающая равенство 
объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. 
Различие — это категория, выражающая отношение не- 
равенства объекта самому себе или объектов друг другу. 
Противоположность — это категория, отражающая взаи- 
моотношения таких сторон объекта или объектов друг с 
другом, которые коренным образом отличаются друг от 
друга. Противоречие — это процесс взаимопроникнове- 
ния и взаимоотрицания противоположностей.

Информация о работе Западная философия 19 век