Западная философия XIX - XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция

Описание работы

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.

Содержание

Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Западная философия XIX - XX века..doc

— 160.00 Кб (Скачать)

«Утверждаю»                                                                                              начальник кафедры №4

Подполковник                       В. ГРАБАРЬ

«    » __________  1999 г. 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №4. 
 

Тема: Западная философия  XIX - XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция    обсуждена    и    одобрена

на    заседании   ПМК «Философия»

Протокол  №     от «    » ______ 1998

Председатель   ПМК   «Философия»

полковник                          В. Карпов 
 
 
 
 
 

Пермь 1999г. 
 
 
 

Тема: Западная философия XIX - XX веков. 

План  лекции: 

Введение.

  1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
  2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение. 

Время: 2 часа 

Аудитория: 

Литература:

  1. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.
  2. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998.
  3. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.
  4. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.
  5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28.
  6. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10.
  7. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 - 40.
  8. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

Введение. 

       Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя  лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.

       Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.

    Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом  моментов:

  1. Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX века рассматривалась только в негативном свете.
  2. большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения.
  3. Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху.
  4. Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.
 

    Отсюда:

          Задача  лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе. 
           
           
           
           
           
           
           

                               
           
           
           
           

          I  Вопрос. 

    Культура  XIX  и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. 

    «Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

       Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.

       Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

       Противоборство  и взаимодействие разнообразных  философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

       Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

       Особенностями классической философии XIX века является:

    -вера (культ)  в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

    -вера в  рациональное познание, в науку  и прогресс

    -вера в  человека и его неограниченные  возможности («Знание - сила»).

    -убеждение  в том, что в человеке всё  может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.

       

       А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды».

       С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».

       Особенно  остро эти изменения происходят в первой половине XX века: 
 

  1. Наука:

 

XX век ознаменовался  огромным ростом влияния науки  и её роли во всех сферах  человеческой жизни.

  • Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.
  • Создана квантовая механика и ядерная физика
  • В биологии выяснен механизм наследственности
  • Усиливается связь науки и техники:

      -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

      -радиосвязь  и телевидение связало весь  земной шар

      -в начале 40-х создано ядерное оружие

      -развивается  ракетостроение, начинается освоение  космоса

  • Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

       Этими научно- техническими изменениями характеризуется  научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия  для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века. 

  1. Общество:
 
  • Мировые кризисы  и непрекращающиеся войны за передел  мира вылились в 2-е мировые войны  с применением новейших видов  вооружения (химическое, ядерное)
  • Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.
  • В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.

       Все эти изменения не могли не найти  своего отражения в философских  концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.

И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:

    1. Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю.
    2. В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира.
    3. Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений.
    4. Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность.

       Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

       Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:

      -с одной  стороны - стремление придать  новую жизнь классике

      -с другой - создание новых течений, критикующих  классическую философию. 
       

                        Марксистская философия. 

       Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.

       Создателями диалектического и исторического  материализма были:

       -Карл  Маркс (1818 - 1883)

       -Фридрих  Энгельс (1820 - 1895)

       Учение  Марксизма означало конец прежней  натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма.

       Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим  выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма). 

    Теоретическими  источниками марксизма  явились:

      -Немецкая  классическая философия

      -Английская  политическая экономия

      Французский утопический социализм 

      Естественно - научными предпосылками  явился целый ряд  открытий: открытие клеточного строения всего живого мира

      -учение  Ч. Дарвина о происхождении  и развитии животных и растительных видов

      -открытие  закона сохранения и превращения  энергии. 

       Анализируя  сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий

       -так  и для создания нового, более  развитого учения, являющегося обобщением  опыта всей общественно- исторической практики. 

                       Новизна философских идей марксизма. 

  1. Центральной идеей (философским откровением) стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.

         Вся история человечества разделена  ими на две крупные эпохи:

      1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.

      2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно. 
       

  1. Материалистическое  учение о практике.

Информация о работе Западная философия XIX - XX века