Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция
Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.
Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
«Утверждаю»
Подполковник
«
» __________ 1999 г.
ЛЕКЦИЯ
№4.
Тема:
Западная философия
XIX - XX века.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании ПМК «Философия»
Протокол № от « » ______ 1998
Председатель ПМК «Философия»
полковник
Пермь
1999г.
Тема:
Западная философия
XIX - XX веков.
План
лекции:
Введение.
Заключение.
Время: 2
часа
Аудитория:
№
Литература:
Введение.
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого и современности.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
Отсюда:
Задача
лекции - проанализировать развитие
Западной философии, её влияние на развитие
науки и социальной мысли в современном
обществе.
I
Вопрос.
Культура
XIX и XX веков и её
отражение в Западной
философской мысли.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностями классической философии XIX века является:
-вера (культ)
в разум (под которым
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).
-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».
Особенно
остро эти изменения происходят
в первой половине XX века:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.
-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
Этими
научно- техническими изменениями характеризуется
научно- технический прогресс нашего
столетия, подготовивший условия
для научно- технической революции,
начавшейся в последние десятилетия
20 века.
Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.
И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:
Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:
-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике
-с другой
- создание новых течений,
Марксистская философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.
Создателями
диалектического и
-Карл Маркс (1818 - 1883)
-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)
Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма.
Возникнув
в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим
выражением кризиса классического капитализма,
отразил политические цели и интересы
поднимающегося пролетариата. (Это политические
предпосылки возникновения марксизма).
Теоретическими источниками марксизма явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
Французский
утопический социализм
Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий: открытие клеточного строения всего живого мира
-учение
Ч. Дарвина о происхождении
и развитии животных и
-открытие
закона сохранения и
Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий
-так
и для создания нового, более
развитого учения, являющегося обобщением
опыта всей общественно- исторической
практики.
Новизна философских
идей марксизма.
Вся история человечества
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.
2-ая -
«подлинная» история человечества (где
человек будет истинно свободен) и она
будет твориться людьми сознательно.