Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка
1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений
1. Являются ли пространство
и время неотъемлемыми
2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?
Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.
Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:
— протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого;
— однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;
— изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений;
— трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.
Классическое время характеризуется следующими свойствами:
— длительностью; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;
— одномерностью;
— необратимостью (невозможность возврата в прошлое);
— однородностью (равноправие всех его моментов).
Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного, и о них мы будем говорить отдельно на семинаре «Пространство и время».
23.
Диалектика как учение о
Быть материалистом – значит брать мир таким, каков он есть. А мир диалектичен. Д есть аналог природы. Ее содержание как науки соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика – наука о закономерностях правильного мышления. З-ны Д-ки распространяются не только на развитие действ-ти, но и на разв. сознания. Это одни и те же з-ны. Логика мышления должна соответствует логике бытия - это Д, следовательно, Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е. науку о закономерностях познавательного процесса.
Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действительности имеет свою структуру:
**Принципы.
**Категории.
**Законы.
Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движ., всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - разв. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутр. противор.
24.Диалектика и метафизика
Метафизика-синоним обозначения философских учений, занимающихся абстрактными умозрительными проблемами.Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
Основные признаки диалектики
1. Принцип взаимосвязи;
в мире присутствует всеобщая
связь, она универсальна.Все
2. Принцип системности. Связи в мире упорядочены образуют целостную систему , в которой они располагаются в иерархическом порядке
Причинность –
все реальные процессы имеют причину.
Центральный принцип
Две категории философии, которые объясняют : движение( фиксирует сам факт изменения) и развитие( фиксируется появлением нового качества).
Законы диалектики
1. Единство борьбы
противоположностей указывает
2.Закон количества перехода в качество фиксирует механизм развития.Развитие имеет форму скачка
3. Отрицание
отрицания. Указывает на
Отличии метафизики от диалектики.
метафизика рассматривает связи как внешне и поэтому приходит к идеи первотолчка. Диалектика всегда стремилась в внутренней связи, приходит к идеи самодвижения. Метафизика рассматривает мир либо как неизмененный, либо подверженный незначительными изменениями
25.Основные законы диалектики. Общая характеристика. Анализ одного из них.
1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность - форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба - активный характер противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.
26.
Современная наука о
Проблема человека – традиционна для философии и актуальна для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.
Важной в теоретическом и практическом плане является проблема происхождения человека – проблема антропогенеза ( от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается , в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.
Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч .Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в. , опираясь на идеи Ч. Дарвина , немецкий философ Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества.
Французский мыслитель 1-й пол. XX в. , естествоиспытатель, католический деятель П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “ творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня “ духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.
Процесс становления человека ( антропогенез) и общества ( социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.
Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.
Игровая концепция, базирующаяся на идеях голландского историка и теоретика культуры И. Хейзинги, в качестве всеобщего принципа становления человеческой культуры выделяет игру.
В психоаналитическом подходе, представленном австрийским психиатром З. Фрейдом, решающим фактором антропогенеза считается отказ человека от удовлетворения желаний бессознательной сферы психики и культуротворчество за счет сублимированной энергии либидо.
Символическая концепция, в основе которой идеи философа –неокантианца Э. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая среда формирования человека – знаково –символическая реальность, основная сфера творчества человека.
Эволюция человека имеет ряд ступеней: 3.5 – 5.5 млн. лет назад выделилось семейство гоминид- предлюдей , австралопитековых; около 0.5 млн. лет назад появились архантропы как промежуточное звено между обезьяной ( питек) и человеком ( антропос). К ним относятся питекантропы и синантропы. 50 – 40 тыс. лет назад возникли палеоантропы, неандертальцы, 45-15 тыс.лет назад появился неантроп, кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершается, а его социальная эволюция продолжается.
Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок . Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатических изменений ( сейсмические, геомагнитные, температурные , радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так и антропологических ( т.н. “гоминидная триада” – прямохождение, строение рук, изменение мозга). Указанные факторы взаимодействовали с социальными , зарождавшимися в то время.
Возникновение трудовой деятельности было тем фундаментальным процессом, который вызвал необходимость в абстрактном мышлении, установлении общения между индивидами с помощью речи. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали дальнейшее развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.
Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном ( современный , «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.
Исторически, структурно,
функционально социальное и биологическое
находятся в системном