Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:36, шпаргалка
Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):
- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.
Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной».
1. Предмет философии. Философия и наука
Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(в современном понимании):
- философия изучает всеобщие (т.е. универсальные) законы (принципы) существования и развития мира (природа, общество и человеческое мышление), а также универсальные методы познания мира, отношения человека и мира.
Любая наука изучает не просто сферу своего исследования (например, астрономия – звезды, планеты). Как правило, любая наука (и философия в том числе) в первую очередь изучает законы исследуемой ею сферы действительности.
Что такое закон?
Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная (т.е. независящая от человеческого сознания) связь между предметами и явлениями действительности (например, закон всемирного тяготения).
В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.
Как это понимать? Возьмем, например, закон всемирного тяготения. Куда будет падать камень, если ты разожмешь свою руку и отпустишь его? Все время - только на землю. И сколько не разжимай руку, камень по-прежнему будет падать только на землю. Вот она – устойчивая, повторяющаяся (сколько не кидай!), внутренне присущая им связь между явлениями. Это и есть закономерность, закономерная связь между явлениями (в данном случае - между землей и камнем).
К тому же, как было сказано в определении понятия «закон», эта связь - объективна, то есть она независима от человеческого сознания. Как это понимать? Очень просто! Сколько бы мы мысленно не приказывали камню лететь, скажем, в сторону или вверх, камень (явление) нас (а точнее - нашего сознания) не послушается. Таким образом, камень и земля, к которой он стремится, и между которыми эта связь существует, не зависят от нашего сознания. Именно в этом и заключается объективность закономерной связи и, следовательно, - объективность самого закона, который эту связь установил.
Наука – есть сфера человеческой деятельности по изучению и теоретической систематизации знаний о действительности.
Состоит из отдельных (частных) наук (естественные, гуманитарные, технические), изучающих свои, конкретные области и законы действительности.
Философия не заменяет частные науки в решении их конкретных задач. Она не изучает вместо физики строение вещества и законы взаимодействия элементарных частиц, не исследует вместо криминологии причины преступности. Это не ее задача. Философия не может и не претендует на роль «науки наук», на руководство и на господство над другими науками.
1. Специфика философии (ее отличие от частных наук)
Философия есть особая, самостоятельная область научного знания.
Она отличается от частных наук особыми: а) предметом и б) методами исследования действительности, главное особенность которых – предельная всеобщность и универсальность.
Частные (т.н. конкретные) науки изучают отдельные сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент).
Например:
- механика – механические (причины столкновение тел и их последствия)
- экономика – например, проблемы инфляции (причины появления инфляции, т.е. обесценивания денег из-за излишней денежной массы в обращении). Инфляция в астрономии (небесных тел)?
- физика – физические законы
- астрономия – законы
вращения небесных тел в
Философия, в отличие от частных наук, исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует) всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве сфер действительности:
Например:
1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован Гегелем). Он гласит о том, что переход какого-либо явления из старого качества в новое качество осуществляется непременно путем определенных количественных изменений.
Например: 1. Вода переходит в пар при увеличении температуры до 100 градусов. 2. Стать специалистом можно лишь тогда, когда постигнешь определенное количество материала. И т.п.
2. Философские категории (главные понятия наук): качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.).
3. Философские методы познания: диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны.
А) Предметы частных наук - отдельные стороны действительности, предмет философии - всеобщее: мир и человек в их единстве.
Б) Не используя эмпирические методы познания частных наук, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, открывает всеобщие закономерности, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук (например, причина и следствие, общее и единичное, необходимость и случайность и т.д.)
3.Атомизм Демоктира
Демокрит (460-370) – великий древнегреческий материалист, Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. И создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения его не сохранились)
Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.
В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).
Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.
Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.
5.Учение об идеях Платона
Платон
(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)
Объективный идеалист, ученик Сократа.
Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики (900 лет!).
Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).
Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".
4.Представление о бытии в философии Аристотеля
Быт Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонскогоие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.