Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка
1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений
Выделение в человеке биологического и социального начал – это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.
Проблема биосоциальной природы человека – часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе‘ человек – общество- природа”. Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим.
27. Природное и социальное в человеке
Человек - существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием "расы". Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального).
Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.
Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими - те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.
31. Сущность процесса познания, его структура
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание – это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении. Обобщить знания о предмете и его свойствах, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания. Рациональное познание, или абстрактное мышление – опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее существенное в предметах.Чувственное и рациональное познание составляют стороны момента единого процесса познания. Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.
28. Проблема
смысла жизни человека в
Это вечная философская проблема человека, ответ и целее и смысле человеческого бытия, зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции человека. Зачастую смысл жизни определяют сугубо индивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые характером его деятельности. Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонностям, свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать образование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и тд.
Религиозная версия жизни
говорит о бессмысленности
Атеистически нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни, человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.
Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.
Цель жизни отдельного человека должна быть согласована с общечеловеческой целью – развитием богатства человеческой природы, универсальным всесторонним развитием человека.
29.Сознание, его происхождение и сущность
Развитие психической
формы отражения и подготовило
тот качественный сдвиг, который
ознаменовал переход к
Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый — как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым — соотношение идеального и материального. Сознание — важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.
30. Проблема познаваемости мира.
1. Мир познаваем, возможности познавания мира не ограничены. Большинство концепций объективны
2. Агностицизм( кант, Юм)позитивизм занимает позиции агностицизма. Познание возможно , но на уровне опыта.» Изменяется ли этот мир или нет?» В этом плане сложились две основные точки зрения: Метафизика и Диалектика. Впервие идею диалектики выразил Гераклит. Диалектика получила полное развитие в учениях Гегеля и Маркса. Диалектика как всеобщая теория развития и метод познания. Диалектика – признанная в современной философии , теория развития и основывается на ней философский метод.
Основные признаки диалектики
1. Принцип взаимосвязи;
в мире присутствует всеобщая
связь, она универсальна.Все
2. Принцип системности.
Связи в мире упорядочены
Причинность –
все реальные процессы имеют причину.
Центральный принцип
Две категории философии, которые объясняют : движение( фиксирует сам факт изменения) и развитие( фиксируется появлением нового качества).
Законы диалектики
1. Единство борьбы
противоположностей указывает
2.Закон количества
перехода в качество фиксирует
механизм развития.Развитие име
3. Отрицание
отрицания. Указывает на
Отличии метафизики от диалектики.
метафизика рассматривает связи как внешне и поэтому приходит к идеи первотолчка. Диалектика всегда стремилась в внутренней связи, приходит к идеи самодвижения. Метафизика рассматривает мир либо как неизмененный, либо подверженный незначительными изменениями
Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств человека.
Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
1)Ощущения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам предметов;
2) восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его окраске.
3) представление. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфическое, уникальное, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик:
во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений);
во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств;
в-третьих, опосредованное
отношение к познаваемой
в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.
Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.
Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
Выделенные
логические формы мышления