Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Выделение в человеке биологического и социального начал  – это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать  многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной  природы человека – часть общей  проблемы гармонизации взаимоотношений в системе‘ человек – общество- природа”. Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим.

27. Природное  и социальное в человеке

Человек - существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет  устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием "расы". Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

 Каждый человек  по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом.

Человек включен  сразу в два мира: мир природы  и мир общества, что порождает  ряд проблем. Рассмотрим две из них.Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание  двух начал: биологического (животного) и политического (социального).

Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими - те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

 

 

31. Сущность  процесса познания, его структура

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют  чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание – это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении. Обобщить знания о предмете и его свойствах, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания. Рациональное познание, или абстрактное мышление – опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее существенное в предметах.Чувственное и рациональное познание составляют стороны момента единого процесса познания. Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

28. Проблема  смысла жизни человека в философии.

Это вечная философская  проблема человека, ответ и целее  и смысле человеческого бытия, зависит  от мировоззренческой и просто бытовой позиции человека. Зачастую смысл жизни определяют сугубо индивидуально, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые характером его деятельности. Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонностям, свою деятельность человек направляет на решение выбранных задач. Целью жизни могут стать образование, семья, дети, успех, обогащение, карьера и тд.

Религиозная версия жизни  говорит о бессмысленности эмпирической жизни. Все, за что страдает человек, преходяще. Только в душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источник всех начал. С теологической точки зрения, смысл бытия – в очищении от скверны земного бытия, соблюдение основных заповедей в процессе приготовления к потусторонней жизни. В буддизме цель жизни – в отрешении от соблазнов бытия, погашению страстей и движению, к спокойному умиротворенному существованию. Протестантство основной жизненной целью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.

Атеистически нигилистическая  версия смысла жизни говорит о  бессмысленности эмпирической жизни, человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.

Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э.Фрома утверждает смысл конечной человеческой жизни  в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.

Цель жизни отдельного человека должна быть согласована с  общечеловеческой целью – развитием  богатства человеческой природы, универсальным  всесторонним развитием человека.

 

 

 

 

 

29.Сознание, его происхождение и сущность

Развитие психической  формы отражения и подготовило  тот качественный сдвиг, который  ознаменовал переход к человеческому  сознанию. Сознание — это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый — как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым — соотношение идеального и материального. Сознание — важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.

 

 

 

 

 

 

30. Проблема  познаваемости мира.

1. Мир познаваем, возможности познавания мира не ограничены. Большинство концепций объективны

2. Агностицизм( кант, Юм)позитивизм занимает позиции агностицизма. Познание возможно , но на уровне опыта.» Изменяется ли этот мир или нет?» В этом плане сложились две основные точки зрения: Метафизика и Диалектика. Впервие идею диалектики выразил Гераклит. Диалектика получила полное развитие в учениях Гегеля  и  Маркса. Диалектика как всеобщая теория развития и метод познания. Диалектика – признанная в современной философии , теория развития и основывается на ней философский метод.

Основные  признаки диалектики

1. Принцип взаимосвязи;  в мире присутствует всеобщая  связь, она универсальна.Все явления  связаны между собой . а наше  сознание способно отражать эти  связи

2. Принцип системности.  Связи в мире упорядочены образуют целостную систему , в которой они располагаются в иерархическом порядке

Причинность –  все реальные процессы имеют причину. Центральный принцип диалектики-принцип  развития

Две категории  философии, которые объясняют : движение( фиксирует сам факт изменения) и развитие( фиксируется появлением нового качества).

Законы  диалектики

1. Единство борьбы   противоположностей указывает на  источник развития мира. Мир пронизан  противоречиями

2.Закон количества  перехода в качество фиксирует  механизм развития.Развитие имеет форму скачка

3. Отрицание  отрицания. Указывает на тенденцию  развития( синтез есть глубоко  развитое).Законы всеобщие, они все  охватывают сферы действительности(природы,  общества)

Отличии метафизики от диалектики.

метафизика  рассматривает связи как внешне и поэтому приходит к идеи первотолчка. Диалектика всегда стремилась в внутренней связи, приходит к идеи самодвижения. Метафизика рассматривает мир либо как неизмененный, либо подверженный незначительными изменениями

 

 

 

 

32.Чувственное  познание и его элементы

Познавательные  способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств человека.

 

Существует  три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1)Ощущения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам предметов;

2) восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его окраске.

3) представление. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфическое, уникальное, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия

 

 

 

 

33. Рациональное познание и его  формы

Рациональное  познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик:

во-первых, присущую всем им направленность на отражение  общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений);

во-вторых, связанное  с этим отвлечение от их единичных  свойств;

в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации);

в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой  мысли).

 

К основным формам рационального познания традиционно  относят три логические формы  мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.

Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

 Выделенные  логические формы мышления являются  основными, поскольку они выражают  содержание множества других  форм рационального познания. В  их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция). Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция. Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"