Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

5. Становление  евр.философии в Др.Греции(Демокрит)

ДЕМОКРИТ из Абдеры (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. По названиям известны 70 сочинений Д. ("О природе человека", "Малый мирострой", "Об идеях", "О цели" и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. в развитие философских идей весьма велик, но самым главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о первоначале Д. ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу Д. устанавливает своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) - неделимый. Идея плюрального, множественного, бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей, единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Д. аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры.) Время у Д. не имеет начала. По Д., все совершается по некоей неясной и непостижимой необходимости (судьбе) и для человека фактически тождественно случайности. Познание причин явлений - смысл подлинного философского познания. Согласно Д., предпочтительнее "найти одно причинное объяснение, нежели стать персидским царем". Душа - воплощение стихии огня - состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Д. впервые употребил термин "микрокосм", проведя аналогию между космосом и организацией человеческого организма. Боги существуют в виде соединений огненных атомов и живут дольше людей, не будучи бессмертными.

 

 

6. Философия  Аристотеля.

     Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели.

        Колебался между материализмом  и идеализмом; идеи - внутренние движущие  силы вещей, неотделимые от  них. Источник движения и изменчивого  бытия - вечный и неподвижный  "ум", нус (перводвигатель). Ступени  природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). 

       Основные  сочинения: логический свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Ф.БЭКОН-основоположник  философии Нового времени

Первым ф., сознательно  поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка  преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Главное условие  прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции. 17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм

источником  познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли.

Рационализм источником познания считает разум. Представители : Декарт,

Лейбниц, Спиноза.  Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и

философия должны увеличивать власть людей над  природой. Бэкону принадле-

жит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов :

- плодоносные,  которые приносят непосредственную  пользу

- светоносные,  которые раскрывают законы.

8. Рационализм РЕНЕ ДЕКАРТа  (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г  во Фр. в семье дворянина. Осн. черта  ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В  границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек.  ведет начало сист алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух неупругих тел. Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчек дал бог. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума.В познании главную роль играет разум - рационализм.  Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

 В проц. познания  исключ. место отвел дедукции. Исходные  положения - аксиомы. В лог цепи  дедукции, след. за аксиомами, каждое  след звено достоверно. Однако  для ясного и отчетливого представления  всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;  4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Сенсуализм  Д. Локка.

ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности.Важнейший из них - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В своем основном труде Л. развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека - отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие - т.наз. "простые идеи", которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи - еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, - идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствующим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о "естественном праве" и "общественном договоре", согласующееся с его теорией познания.

 

10.Философия  ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

     Философское  учение Джорджа Беркли направлено  на  опровержение материализма и обоснование религии.  Для этих целей он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные Уильямом Оккамом.     "Все,что существует,единично".  Это   номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом,  из которого спедует,что ничто соответствующее действительности не может  быть  неединичным  и абстрактные понятия суть понятия ложные.

Беркли различает  общие и абстрактные  идеи. Первые -это такие, которые могут быть восприняты как

наглядные представления.  "Я отрицаю абсолютно, -пишет  он  в "Трактате",-существование  не  общих идей, а лишь отвлеченных  общих идей...".  Беркли различает  при этом два вида отвлечения.  При  первом  из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать  порознь. При  втором  виде  отвлечения -такие  которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли  как  иллюзорные, как  пустые  слова, которым  не соответствует  никакое  восприятие. В  качестве  примеров   таких абстрактных  понятий приводятся: протяжение, движение,  число, пространство,  время,  счастье,  добро. Нельзя, уверяет  Беркли, образовать  отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без  конкретных  чувственных  качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех или  треугольника,  "который не будет ни равносторонним,  ни неравносторонним, ни равнобедренным". Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств.  Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные,  сводя

первые ко вторым.

    Беркли ,   абсолютизируя   сенсуализм,   признает   непосредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.     О бытии.  Как же решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Первоначальное,  предварительное  его  решение феноменалистично, оно гласит:  ("быть - это быть воспринимаемым"). Тем самым исчезает различение содержания восприятия и объекта восприятия: это одно и то же.

     Душа  наша,  согласно  Беркли,  познает   себя  самое не посредством  "идей".  То, что мы знаем о духе, не есть идеи. "Духи" совершенно отличны от "идей",  между ними нет ничего сходного или общего .  Идея совершенно пассивна, недеятельна,  и ее существование состоит в том,  что она воспринимается.

11. Философия И.Канта.

Немецкая классическая философия второй половины 18 века – первой половины 19в – рационалистическая. Ф. поставила вопрос об основах и условиях своего собственного существования и развития, вычленив в качестве исходных категорий полярные диалектические противоположности: мышление и бытие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"