Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка
1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений
1)Интуиция - способность непосредственного
постижения истины:
- без обоснования с помощью доказательств;
- без предварительного логического рассуждения,
основанная на предшествующем опыте.
2)Медитация - умственный процесс:
- направленный на приведение психики
в состояние углубленности и сосредоточенности;
- сопровождаемый расслабленностью, снижением
эмоциональной реактивности, отрешенностью
от внешних объектов.
3)Транс - состояние помраченного сознания, при котором выполняются автоматические, внешне целесообразные, иногда сложные действия (например, ходьба по улицам, путешествие в транспорте). Переживаемое в период Т. не сохраняется в памяти (амнезия). Наблюдается главным образом при эпилепсии, истерии, в стадии глубокого гипноза. Т. обозначают также состояния отрешённости, экстаза, "ясновидения" и др.
4)ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - нахождение вовне, смещение, пребывание вне себя) - состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми галлюцинациями; род транса, сопряженный с анестезией, снижением активности дыхания и кровообращения (физиологический Э.). Состояния Э. в обыденной жизни людей, как правило, недолговременны и традиционно ассоциируются с любовными, либо героическими (совершение жертвенного подвига) переживаниями. 20 в. с его широко распространившимися в европейской и североамериканской культуре массовыми методиками наркотического обретения состояний 5)ОТКРОВЕНИЕ - центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину.
О. понимается в
теизме в нескольких значениях: 1) с
одной стороны - в качестве фиксированного
в Священном Писании как
Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию
и источнику.
Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от чел-ка.
Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимодействия абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина - это цель, к которой стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею.
Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного.
Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения.
Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой
относительной истине содержится момент истины абсолютной.
Релятивизм абсолютизирует относительность знаний.
Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он
требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.
Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного.
Относительность практики - её историческая ограниченность.
Различные теории об истине:
1. Прагматизм - критерий истины - польза, удобство
2. Богданов считал, что критерий истины - общепризнанность
3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людей
4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи-
Цированности.
Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом.
Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. мстина не всегда совпадает с пользой.В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.
36.Уровни и формы научного познания (научная проблема, научный факт, гипотеза, научная теория).
Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Рассмотрим подробнее некоторые из указанных черт научного познания.
Эмпирический этап познания - это непосредственное опытное из¬учение объекта. Теоретический этап познания характеризуется глубокий проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей..
На каждом из этапов познание осуществляется в определенных формах. Основными формами развитая научного знания являются научный факт, научная проблема, научная ги-потеза и научная теория.
Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительно¬сти.
Изучение фактов приводит к фор¬мулированию научной про-блемы.
Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изу-чаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями
Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о тех идя иных характери-стиках изучаемого объекта, которое не проти¬воречит известный научным фактам и откры-тым законам.
Научная теория - это совокупность доказанных и приведенных в систему положений, обобщенно отражающих объект научного позна¬ния.
Каждая последующая форма является развитием предыдущей, включает наиболее важ-ные ее моменты. В науке объединены все указанные формы.
37. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия)
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод
моделирования основан на
Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Исторический и логический
38.Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Структурами жизни общества являются:
• экономическая;
• социальная;
• политическая;
• духовная.
Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные элементы социальной структуры общества:
• классы;
• страты;
• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
• национальные общности.
Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы;
• политические партии;
• общественные организации;
• профсоюзы;
• иные институты.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовная деятельность;
• духовные ценности;
• духовные потребности людей;
• духовное потребление;
• индивидуальное сознание;
• общественное сознание.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
39.Материальная жизнь общества - это прежде всего производство материальных благ, двумя основными сторонами которого являются производительные силы и соответствующие им производственные отношения людей, складывающиеся и существующие независимо от сознания и воли людей. Изменение общественного производства обусловливает изменение общественного сознания.
Техника способна превращать средства в цель, стандартизировать человеческое поведение, и, как следствие, делает человека объектом "калькуляций и манипуляций".
Технический прогресс
с точки зрения философов техники,
оказывает губительное
Поэтому сам человек начинается с развития техники. ... и смысл, и причина техники лежат за ее пределами, а именно в использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря технике, сил." В этом заключается, по Ортеге, назначение техники, состоящее в освобождении человека, которое позволит ему всецело быть самим собой.