Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

34.Нетрадиционный формы познания

1)Интуиция - способность непосредственного постижения истины:  
- без обоснования с помощью доказательств;  
- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте. 2)Медитация - умственный процесс:  
- направленный на приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности;  
- сопровождаемый расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности, отрешенностью от внешних объектов.

3)Транс - состояние помраченного сознания, при котором выполняются автоматические, внешне целесообразные, иногда сложные действия (например, ходьба по улицам, путешествие в транспорте). Переживаемое в период Т. не сохраняется в памяти (амнезия). Наблюдается главным образом при эпилепсии, истерии, в стадии глубокого гипноза. Т. обозначают также состояния отрешённости, экстаза, "ясновидения" и др.

4)ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - нахождение вовне, смещение, пребывание вне себя) - состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми галлюцинациями; род транса, сопряженный с анестезией, снижением активности дыхания и кровообращения (физиологический Э.). Состояния Э. в обыденной жизни людей, как правило, недолговременны и традиционно ассоциируются с любовными, либо героическими (совершение жертвенного подвига) переживаниями. 20 в. с его широко распространившимися в европейской и североамериканской культуре массовыми методиками наркотического обретения состояний 5)ОТКРОВЕНИЕ - центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину.

О. понимается в  теизме в нескольких значениях: 1) с  одной стороны - в качестве фиксированного в Священном Писании как результате Божественного О. отцам церкви; 2) с другой - как процессуальный и незамкнутый диалог с Богом, понимаемый, в свою очередь, как: а) результат индивидуально-мистической практики, непосредственное соприкосновение с Богом

 

35. Проблема истины в философии

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию

и источнику.

Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от чел-ка.

Объективная истина выступает как диалектический процесс  взаимодействия  абсолютной и относительной истины.

Абсолютная  истина - это цель, к которой стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею.

Абсолютная  истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного.

Абсолютная  истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения.

Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой

относительной истине содержится момент истины абсолютной.

Релятивизм  абсолютизирует относительность знаний.

Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он

требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.

Практика - критерий истины. Как критерий практика - это  единство абсолютного и относительного.

Относительность практики - её историческая ограниченность.

Различные теории об истине:

1. Прагматизм - критерий истины - польза, удобство

2. Богданов считал, что критерий истины - общепризнанность

3. конвенционализм  - берёт за истину условное  соглашение людей

4. неопозитивизм  и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи-

Цированности.

Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом.

Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. мстина не всегда совпадает с пользой.В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

36.Уровни  и формы научного познания (научная проблема, научный факт, гипотеза, научная теория).

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Рассмотрим подробнее некоторые из указанных черт научного познания.

Эмпирический  этап познания - это непосредственное опытное из¬учение объекта. Теоретический этап познания характеризуется глубокий проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей..

На каждом из этапов познание осуществляется в определенных формах. Основными формами развитая научного знания являются научный факт, научная проблема, научная ги-потеза и научная теория.

      Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительно¬сти.

      Изучение фактов приводит к  фор¬мулированию научной про-блемы.

Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изу-чаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями

      Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о тех идя иных характери-стиках изучаемого объекта, которое не проти¬воречит известный научным фактам и откры-тым законам.

      Научная теория - это совокупность доказанных и приведенных в систему положений, обобщенно отражающих объект научного позна¬ния.

Каждая последующая  форма является развитием предыдущей, включает наиболее важ-ные ее моменты. В науке объединены все указанные  формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия)

Как подчеркивал  Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к  деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной  реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

    Познание  начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

    Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

    Метод  моделирования основан на создании  модели, которая является заместителем  реального объекта в силу определенного  сходства с ним. Главная функция  моделирования, если брать его  в самом широком понимании,  состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

   Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

     Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

      Исторический и логический методы  основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

 

38.Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество —  объективная реальность, форма существования  бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Структурами жизни  общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни  общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление  материальных благ (содержание экономической  сферы).

Социальная  сфера — система внутреннего  устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом  разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические  группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

Политическая  сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами  политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы;

• иные институты.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовная деятельность;

• духовные ценности;

• духовные потребности людей;

• духовное потребление;

• индивидуальное сознание;

• общественное сознание.

Духовная  деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной  иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу  и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

39.Материальная  жизнь общества - это прежде всего производство материальных благ, двумя основными сторонами которого являются производительные силы и соответствующие им производственные отношения людей, складывающиеся и существующие независимо от сознания и воли людей. Изменение общественного производства обусловливает изменение общественного сознания.

Техника способна превращать средства в цель, стандартизировать  человеческое поведение, и, как следствие, делает человека объектом "калькуляций и манипуляций".

Технический прогресс с точки зрения философов техники, оказывает губительное воздействие  не только на окружающую среду, но и  на то, как человек воспринимает этот мир. Техника, превращаясь в самостоятельную целостную среду обитания, преобразуя наше восприятие мира, вторгается даже в область искусства.

Поэтому сам  человек начинается с развития техники. ... и смысл, и причина техники  лежат за ее пределами, а именно в  использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря технике, сил." В этом заключается, по Ортеге, назначение техники, состоящее в освобождении человека, которое позволит ему всецело быть самим собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"