Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Иррационализм  и его эволюция

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Данная ф-фия  является противоположной позитивизму.

Философский иррационализм  – это 

1) критика абсолютизации  роли человеческого разума в  развитии общества. 2) Иррационалисты  считают, что чрезмерная вера в человеческий разум ведет к стремлению людей полностью познать законы общества, что в принципе невозможно.

3) Рационализм  подталкивает людей к коренному  изменению общества, хотя позитивизм  тоже был против революции,  но иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции. Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы иррационализма являются скрытым источником зла.

Основные положения  ф-фии жизни: Главным объектом своей  ф-фии иррац. Как и позитивисты  считают единое человечество, поэтому иррационализм скрывает другую сторону жизни единого человечества. Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречие разрешается только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этой ф-фии является воля как базисное понятие этой ф-фии. Итак, противоречие между миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия и называется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-во различных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует единого источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является пессимизм, т.е в сущности человек – вещество пессимистическое. Из этого положения 2 основных варианта выхода:

1) заключается  во внутренней работе человека  надо собой и финалом этой работы должна быть выработка безмятежности.

2) В реализации  волей во вне за счет попыток  людей установить определенных  реорганизаций в обществе. Решение  главной проблемы человеческой  жизни, т.е. 1 обязана не просто  волей к жизни, а с волей  к власти (к политической), т.е. высшей формой трудоволия является стремление к политической власти, отсюда зарождается идея – бог умер, т.е. возникает вера в политич. Власть, вера в сверхчеловека, т.е. возникает ситуация порождения богов на земле и это является главным средством преодоления человеческого хаоса, создания порядка. Т.о. ф-фия Ницше заключает в себе следующее: вера людей в политику и в политических лидеров является самой опасной человеческой иллюзией, т.е. это обстоятельство связано с созданием богов. В тоже время другого противовеса человеческого хаоса не существует. В сущности ф-фия жизни является самым гениальным предупреждением человечеству и в этом его значение. Не следует считать ф-фию Ницше источником. Т.о. ф-фию жизни можно считать одной из самых высших форм иррациональной ф-фии.

 

21. Сущность понятия «бытия», виды  бытия

Бытие. Мир многообразен. Есть ли первооснова, лежащая под  многообразием мира? => 3 подхода  к трактовке бытия. 

1. Субстанциональный.  В основе мира лежит единая  неподвижная субстанция.

2. Логосакральный. В основе  общества – разумный порядок,  который подчиняет все вещи.

3. Идеитический. В основе  – идея.

В христианстве субстанция представляется богом и божественным порядком. В дальнейшем субстанция – это мировой разум. В новое  время мир разделен: 1. Объективный (независимый от человека); 2. Субъективный (представляется в идеях человека).

Эдмонд Гуссер. В основе философии лежит принцип: есть объективный  мир, если все выбросить, то в голове остается некий остаток – истинное бытие.

Мартин Хайдеберг. Ввел понятие «бытие для себя», под которым  некоторые философы понимают жизненный мир. Но бытие по Хайдебергу = активное отношение к жизненному миру. Мир человек видит сквозь свой личный опыт. Без опыта мир не существует.

Предпочтение человек выражает в языке, но язык имеет свои закономерности. Этот жизненный мир зависит от закономерностей языка. По словам философов бытие выражается через язык. Хайдеберг сказал, что язык = дом бытия.

Категории бытия.

 Бытие имеет внутреннюю  структуру. Это запечатлевается в категориях. Аристотель выдвинул 10 категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Бытие и ничто. Ничто  существует для того, чтобы нам  яснее выражать представления о  мире. Существуют ложные и правильные суждения. Ложные – это ничто. Идентично хаосу.

18.  Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя.

        С точки зрения неотомизма, именно  Фома Аквинский наиболее правильно  решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.

       Развитие  науки, прежде всего естествознания  стремительно исходящее с Нового  времени, согласно неотомизму, помимо  положительных сторон имело и  отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п.

     Неотомизм  стремится возродить и сохранить  традиционные для христианства  ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистска философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

   К рупнейшими  центрами по разработке и пропаганде  неотомизма являютс Академия  Св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, Католический университет в Милане, Высший институт философии при Лу-венском университете (Бельгия), Институт в Пуллахе (близ Мюнхена) и другие.

   Неотомизм является  ведущим направлением в религиозной  философии, но не единственным. Ряд религиозных философов стремились отойти от ортодоксальной доктрины. Ярким показателем нового религиозного взгляда на мир является философия Тейяр де Шардена.

 

 

 

20. Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.

       Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".

        В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений  современной, в первую очередь  западноевропейской философии. Герменевтика  является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории. 

       Одним  из ведущих представителей современной  герменевтики является Гадамер.

 

 

 

 

 

19.Напраления  экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.П.  Сартр).

Экзистенциали́зм (существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности).

        Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Исходным пунктом рефлексии Ясперса служит тезис о непознаваемости человеческого бытия методами как позитивистской, так и спекулятивно - идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают, бытие как объект познания, что противоречит самой его природе: бытие не может быть объективировано. Человеческое бытие имеет две сторононы.

Объективизированное " бытие-в-мире ", философствование, в  пределах которого есть "ориентация в мире".

     Высвечивающееся  в пограничных ситуациях - подлинное бытие.

     Экзистенция  есть свобода, самость человека. Важнейшая мысль Ясперса - возможность  подлинного обращения людей, экзистенциальной  коммуникации между ними независимо  от исторических, социальных и  культурных корней. Она обосновывается  идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур.

      По мнению  Ясперса, в истории действует  идея единства, однако полное  объединеие человечества никогда  не будет завершено. 

 

        Жан Поль Сартр ( 1905 - 1980 ), французкий философ, беллетрист, политический деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Являясь мастером художественного слова, Сартр излагал свои философские взгляды не только на языке теории, но и в форме художественных приизведений. Применил феноменологический метод для описани человеческой и межличностной коммуникации сознание есть " ничто", дыра в бытии, животворящая пустота, наполненная свободой, мыслями творчеством. Поэтому сознание - это отрицание всякой определенности, детерминации. Бытие и ничто объединены в человеке, в результате он обречен на противоречия, стремится к полноте бытия, но при этом хочет сохранить свободу и сознание.

      Сартр  говорит о " фактичности " человека, о том, что он находит  себя в определенной обстановке, но фактичность преодолевается у него свободой, не имеющей границ. За свой свободный поступок человек несет ответственность только перед самим собой. Человек, согласно Сартру, бытийно одинок, человеческое общение - всегда борьба за господство над другим "Я", и любовь, как таковая, не осуществима.

 

22. Соотношение понятий «материя»,  «движение», «пространство» и «время». 

Основные способы существования, уровни и формы бытия: дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия

Обычно выделяют два  основных способа существования бытия, два мира:

— мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир  человека;

— мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в  реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое  сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир  делят на две разновидности:

— объективный дух

— субъективный дух

Субъективный дух —  внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух —  представляется по-разному. Это может  быть действительно объективное  сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это  объективированный дух всего  человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль. религия, политика и пр.

Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

— потенциальное бытие, уровень существования в возможности

— актуальное бытие, уровень  существования в действительности.

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

(св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий  пространства и времени возникают  следующие вопросы:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"