Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Эмпирический и теоретический уровни познания различаются не только по средствам, но и по методам исследования. На эмпирическом уровне применяют в качестве основных методов реальный эксперимент и реальное наблюдение, эмпирическое описа­ние. Что же касается теоретического познания, то здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы по­строения теории; методы логического и исторического исследования и т.д. Эмпирическое познание выявляет явления и их связи; в этих связях оно может даже уловить проявление закона. Но в чистом виде установление закона — это приоритет теоретического познания.

Что считать научным фактом, или фактом науки? В гносеологическом плане фактом называется фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий. Научное познание начинается с накопления фактов. В добыва­нии фактов решающая роль принадлежит двум противоречивым способам - наблюдению и эксперименту. Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и развития. Эксперимент, отличается от наблюдения активным вмешательством ученого в исследуемый объект. Следующий важный этап познания описание фактов - ответст­венная задача, поскольку при ее решении чаще возможен субъективизм, чем при собирании фактов. На этом этапе мы отвечаем на вопрос, какой он (изучаемый объект), какими свойствами обладает.

Но научное познание эмпирическим уровнем не исчерпывается. Сердцевиной научного познания по праву считается теоре­тический уровень. Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Закон — объективная, внутренняя, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь или отношение. Этот вид познания организован в форме научного поиска, который имеет этап формирования и развития. Научный поиск должен тщательно готовиться в следующем плане: что искать; какую решать проблему; где вести поиск; как организовать поиск; с помощью каких средств осуществ­лять его. Научный поиск начинается с постановки проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Далее речь пойдет о гипотезе как форме развития теоретического знания. Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение; обоснование; проверка. Итак, научный поиск включает в себя три основных момента: постановку проблемы, формули­ровку гипотезы и научное открытие или создание теории.

Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания. В современной методологии науки принято выде­лять следующие основные компоненты теории: 1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретические объяснения; 2) исходную теоретиче­скую основу - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализи­рованный объект теории; 3) логику теории - множество допустимых в рамках теории правил логичного вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания. Ме­тодологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее" основе идеализированный объект.

Следует сделать еще одно замечание - научные открытия можно подразделить на два вида - эмпирические и теоретические, каждый из которых включает в себя несколько подвидов. Под эмпирическим открытием следует понимать зафиксированный в экспе­рименте (наблюдении) факт событие, свойство, отношение. Второй вид научных открытий теоретический, под которым следует понимать новые системы логически упорядоченного знания (понятий, формулировок и принципов), выполняющих две функции: объ­яснение и предвидение. При этом существует два пути развития научного знания: эволюционный и революционный.

27. Человек как философская проблема

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли.

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым: кто же не знает, что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом позна­ния. Следует прямо сказать, что, хотя многое в человеке уже осмыслено, еще немало остается загадочного и невыясненного в самой сущности человека.

Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии — это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего, становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчинен­ный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изна­чально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Важнейшей отличительной чертой миро­воззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека, он не только природное существо, но и творец самого себя. В новое время XVII внимание обратилось внутрь человека, и философы пытались раскрыть природно-биологические основы человека. Гегель - (рационализм), человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от других существ - его разумность. Кант - (антропологический дуализм), человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям. Маркс - в основе сущности человека лежит трудовая деятельность.

Одной из основных, если не центральной проблемой во всей мировой философской мысли является проблема человека. Выделим основные философские проблемы человека:

1. Происхождение человека. На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Дарвина, Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в филосо­фии появилось понятие антропосоциогенеза. Продолжая тему антропосоциогенеза, т.е. происхождения человека, нам не миновать про­блемы соотношения в нем биологического и социального начал. При ответе на этот вопрос существуют две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Таким образом, в нем социальное и биологическое находятся в неразрывном един­стве.

2. Проблема сущности человека. Субстанцией, лежащей в основе бытия человека и составляющей его сущности, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. В человеке реализуется тождество субъекта и объекта.

3. Бессознательное и сознательное. Долгое время бытие человека рассматривалось только как проявление сознательной жиз­ни. Однако, начиная с Нового времени, в философии большое место заняла проблема бессознательного. Фрейд, представил бессозна­тельное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

4. Индивид и личность. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Со­циальная индивидуальность делает человека личностью.

5. Смысл и цель жизни. В религиозной философии вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. При атеистическом представлении - бога нет, а потому жизнь превращается в абсурд. В общем случае: смысл жизни состоит в развитии человека как само­цели и его всестороннего совершенствования.

28. Личность. Свобода личности

Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом че­ловека, сколько с его внутренним духовным миром. Иными словами человек - индивидуален. Однако родившийся ребенок - индивид, но еще не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть едини­цей человеческого рода и приобретет относительную самостоятельность.

Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «... чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» (Антонио Грамши).

Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности она не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выража­ет действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывается уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект по­знания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родствен­ных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой - в грядущее. Личность — всегда в процессе формирования, застывшая лич­ность есть деградация.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра - Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д Человек есть личность не по естеству, т.е. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой приви­легию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл своей жизни, мое предназначение? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение - это как бы мост, связывающий лич­ность и весь окружающий ее мир.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что чело­век, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравствен­ная личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл ее Я.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция - страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому — уже не личность. Свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. Следовательно, свобода не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода есть специфически человеческий способ бытия. Но свобода для одного есть несвобода для другого, по этой причине свобода является относительным понятием. Таким образом, свобода без ответственности - это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Философия не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Смысл жизни состоит в развитии человека как само­цели, его всестороннем совершенствовании. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что - мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. Однако, поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.

29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод - это система регулятивных прин­ципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности (в науке - способы исследования и изложения материала). Метод конкретизируется в методике. Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Выбор и применение методов в исследовательской работе предопределяется и вытекает, как из природы изучаемого явле­ния, так и из задач, которые ставит перед собой исследователь. Как правило, методы являются прямыми орудиями науки — сферы человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"