Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место прогресс, цикличность, регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово.
В античном обществе господствовала идея круговорота, ибо античный чувственно-материальный космос обязательно требовал идеи вечного возвращения: душа существует вечно, и каждый раз после смерти человека отделяется от тела, а затем появляется в ином образе в неизменном плане. Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели: максимальное приближение человека к Богу, что возможно лишь путем нравственного самосовершенствования каждого индивида. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. При этом прогресс мыслился тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость установления общества Разума.
Для прошлых времен при всем многообразии линий социального развития объективно преобладала линия прогресса - вид социальных изменений, которые характеризуются наличием поступательных процессов в обществе и связанный с выдвижением цели общественного развития. Один из главных вопросов сегодня - разработка системы критериев общественного прогресса. Их может быть бесконечное множество. Так исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система переходит к совершенствованию других. Поэтому вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия. В связи этим необходимо затронуть вопрос о смысле истории.
Размышляя о смысле истории, Ясперс писал: «Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека». Разве не в этом заключается смысл истории?! Правда, Ф. Ницше говорит: шаг за шагом мы боремся с исполином - случаем, и человечеством до сих пор правит бессмыслие! Что касается объективного смысла истории, то она, видимо, в своем пути во времени имеет какую-то объективную цель, и время в ней расчленено на эпохи... и конечно. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться.
И в заключение: решение вопроса о смысле истории, подобно вопросу о смысле нашего личного бытия в мире, может лишь несколько приблизить нас к крайней грани нашего понимания, но за ее пределами, тем более в безбрежной дали времени, для нас все окутано непроницаемой мглой.
36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений, воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым. Метод такого «сведения» основан на том, что имеются общие, существенные, типические черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей. Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту структуру больших социальных групп. Но следует помнить, что при сведение индивидуального к социальному, последнее состоит конечно же из индивидов, и вместе с тем не тождественно их простой сумме. Все это открывает также путь для теоретического исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его «участников»: это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. Понятие «субъект исторического процесса» не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь идет об общественной истории, было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в личностном плане. Социальная группа может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы и цели, т.е. если она представляет некую целостность. Основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации, когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что все люди находятся в «одной лодке», повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.
Люди сами творят свою собственную историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. В тоже время некоторые философы придерживаются иного мнения. Так хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников их потомков. И именно роль таких личностей, которых принято считать выдающимися или историческими, и приводит к развитию мира.
37. Общественное сознание и его структура
Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, научная и философская.
Общественного сознания формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Таким образом, сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Так общественного сознание может влиять на бытие при помощи процесса с двух сторон: оно может, оценивать, вскрывать потаенный смысл, прогнозировать или преобразовывать через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке.
Общественное сознание можно разделить с точки зрения материальных его носителей на общественное и индивидуальное. Как же соотносятся между собой индивидуальное и общественное сознание? Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный индивид. Другие, напротив, считают, что общественное сознание есть нечто надличностное, и потому в его трактовке нет необходимости обращаться к отдельному индивиду. Давайте поставим такой вопрос: что было бы с Волгой, если бы маленькие речки и ручьи лишили ее своих вод? Точно также и с соотношением индивидуального и общественного сознания. Разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Поэтому если теперь поставить вопрос о том, где же пребывает общественное сознание, то ответ должен быть таким: общественное сознание пребывает в системе человек - деятельность - общение - общество - история - язык - культура И все это функционирует и развивается, находится в процессе постоянного приобщения вновь и вновь появляющихся на свет индивидов к сокровищам истории. Индивида не мог бы думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, т.е. вне общества.
Несмотря на все Выше сказанное, когда рассматривают общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального и исследуют взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма сознании отдельных личностей. Оно есть особая система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью.
Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности. Эти идеи завоевывают арену организованной социальной реальности, где индивидуальная биография уже не играет главной роли. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят.
Выше мы уже рассмотрели разделение общественного сознания сточки зрения материальных носителей, однако существуют и другие градации. Так по степени отражения бытья общественное сознание делится на обыденное и теоретическое. Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано на противопоставлении несистематизированного и систематизированного жизнепонимании. Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями сознания по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла. Идеология -. это частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.
38. Философский смысл глобальных проблем современности
Глобальные проблемы, совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее его существование. Эти важные проблемы, хотя существовали и прежде в той или иной мере как локальные и региональные противоречия, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Ниже выделим несколько особенно острых глобальных проблем.
Угроза термоядерного пожара. В наши дни все еще сохраняется угроза термоядерного пожара. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь Несколько процентов огромных ядерных запасов. К тому же идет расползание атомной технологии. Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при том не исчезла, а даже увеличилась угроза технологической катастрофы.
Надвигающаяся экологическая катастрофа. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим. Среди этих мер называют, в частности: ограничение прироста народонаселения, решения проблемы загрязнения жизненной среды и т.д. Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы.
Человек. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наш организм. Нарастают предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру.
Кризис человеческого духа. Практически все идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Сейчас нет надежных социальных теорий н философских концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания.
Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству. Развертывание информационной и биотехнической революции создает предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. В то же время осуществляются попытки принятия принципа ненасилия и демократического согласия. Да, войны были вечными спутниками истории, но, оставаясь на почве реальности, мы видим, что существуют возможности перехода от культа силы к диалогу, поискам взаимоприемлемых решений сложившихся проблем. И это вселяет надежду на то, что в перспективе, возможно, устранить войны. Не стоит так же забывать и о протекающей межэтнической и межкультурной интеграции. При сохранений автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Разумеется, националистические страсти продолжают сотрясать человеческий род, но есть основания предполагать, что это недолговечно.